Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
- Чтобы узнать тему занятия – разгадайте ребусы.
У 1-ой команды ребус НАУКА, у 2-ой – ТВОРЧЕСТВО.
- Молодцы. А что такое наука? Творчество?
- Чтобы вам стало более понятно, я распечатала карточки.
Каждая команда читает значение слов.
– Какие науки вы знаете?
- Получается, что мы с вами изучаем науки.
- Сегодня в нашей школе День науки и творчества.
2. – Как вы думаете, что должно происходить в школе?
- Почему вдруг такой день в школьном расписании?
- История такого дня давняя.
3. - 8 февраля 1724 года Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств, а в 1991 - в Российскую академию наук.
Российская наука дала миру много великих имен и открытий.
7 июня 1999 года указом президента РФ, "следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук" был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля. В школах он проходит в конце апреля.
4. – Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новой для вас наукой. Для этого вам необходимо разгадать слово, которое поможет найти в кабинете карточку с названием науки.
Дети, переставляют буквы в слове конверт, затем находят конверт в кабинете, открывают его и читают название науки.
- С какой наукой мы сегодня познакомимся? Бионика.
- Что вы знаете об этой науке?
- Какую задачу поставим перед собой?
- Что изучат бионика, почему такое название.
5. - Давайте прочитаем на карточках об этом.
Дети читают карточку. Отвечают.
- Что обозначает название бионика?
- От слова "бион" - элемент, ячейка жизни.
- Что изучат бионика? Применяет знания о живой природе для решения инженерных задач.
- Как это понять? Что это значит?
- Ученые исследуют способы движения животных, чтобы, поняв их, создать машины и механизмы, способные двигаться подобно им.
- А зачем, как вы думаете?
Еще Леонардо да Винчи, наблюдая за полетом птиц, пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями – орнитоптер. А в наши дни конструкторы построили снегоходную машину «Пингвин», взяв у полярных птиц способ передвижения, название для нее. Лежа широким днищем на поверхности снега, машина отталкивается от него колесами с лопастями, словно пингвин – ластами, и движется по глубокому рыхлому снегу со скоростью 50 км/ч при массе свыше 1 тонны.
- Вам интересно? Тогда продолжаем.
Другие ученые изучают органы чувств животных, чтобы сконструировать приборы, способные видеть в темноте, слышать под водой, улавливать тонкие запахи или самые незначительные колебания температуры.
- Предлагаю вам прочитать об этом на карточках.
Например, однажды было замечено, что обыкновенный голубь может, не моргая и не щурясь смотреть на солнце. Ученые исследовали строение глаза голубя и обнаружили в нем специальный микроорган, похожий на гребешок. Оказалось, что этот «гребешок» особым образом рассеивает яркий свет и защищает от него глаз птицы. По этому принципу конструкторы смогли создать новую, очень удобную маску для сварщиков, работающих с яркой электрической дугой. Конструкторы смогли значительно увеличить скорость кораблей благодаря знаниям о плавании китов и дельфинов, для создания самолетов потребовались знания о подъемной силе крыла птиц.
- Как вы думаете, какое животное одно из любимых объектов специалистов в области бионики? Это насекомые.
- Какие насекомые натолкнули учёных – биоников на создание технических устройств?
- Саша прочитает загадку. Муха.
Я по комнате летаю
Неприятная для слуха.
Извини, но я такая,
Надоедливая …комнатная муха
- Обратите внимание на глаза мухи. Они занимают почти всю переднюю часть головы. Глаза мухи являются фасеточными – то есть, состоят из множества маленьких "глазков". Каждой из “глазков” последовательно воспринимает изображение предмета, в итоге возникает серия независимых изображений, из которых складывается единая картина.
- Давайте узнаем на создание каких приборов натолкнули глаза мухи?
Дети читают текст на карточке.
6. – Наше занятие подошло к концу. Думаю, вам было интересно.
- Как назван сегодня день в школе?
- Кем была основана в России Академия наук?
- Когда в России День российской науки?
- С какой наукой познакомились сегодня?
- Как переводится название?
- Что изучает?
- Какое животное одно из любимых объектов специалистов в области бионики?
- Какие изобретения учёных- биоников вы запомнили?
-Что вы можете взять для себя от бионики? Быть наблюдательным в природе.