МКОУ «Ергенинская средняя общеобразовательная школа им. Л.О.Инджиева»
Кетченеровский район
Республика Калмыкия
Классный час:
«Об этом знают те,
кто побывал в том декабре»
(к 70-летию депортации калмыцкого народа)
Воспитатель ГПД
Мархаева Тамара Манджиевна
п. Ергенинский, 2013
Святая правда сердце повелела
Сказать о боли, что не отболела…
Тема классного часа: «Об этом знают те, кто побывал в том декабре»
(к 70-летию депортации калмыцкого народа)
Цель и задача:
- воспитать чувство гордости за калмыцкий народ, репрессированный, но не сломленный
Оборудование:
Репродукции картин калмыцких художников «Мать – земля родная» Г.Рокчинского, «Прощай, земля калмыцкая!» Г.Бембеева, «Калмыцкий хотон после выселения» О.Кекеева;
Выставка книг калмыцких писателей о депортации;
Стенд «Репрессированные, но не сломленные» (фотографии родных учеников класса);
Лампадка, чай, борцыги;
Мультимедийный проектор.
Ход классного часа:
Учитель: В этом году отметят скорбную дату – 70-летие депортации калмыцкого народа. 13 лет на чужбине, в голоде и холоде погибали целые семьи. То время невозможно забыть, говорят старики, перенесшие все испытания ссылки. Память о своих родных и близких, оставшихся навечно в Сибири, зажжем лампадку.
Звучит песня «Сиврин дун» в исполнении Бугли Анджаевны Годжуровой.
(слайд №1)
«28 декабря 1943 год» Леджинов В.Б.
Учитель: В тот день, согнав народ подавленный
Под ругань стражи, блеск штыков
Врагами были все объявлены –
Все от детей и стариков. (В.Шакуев)
(слайд №2)
Указ
Президиума верховного совета СССР
« О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР»
Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупанты организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, - Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать.
Совету Народных Комиссаров СССР наделить калмыков в новых поселениях землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству.
Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в городе Астрахани.
Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР – Долбанский, Кетченеровский, Лаганский, Приволжский, Троицкий, Улан- Хольский, Черноземельский, Юстинский и город Элиста; районы Астраханского округа – Владимировский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский, Харабалинский и город Астрахань.
Астраханский округ Сталинградской области ликвидировать.
Районы бывшей Калмыцкой АССР – Малодербетовский и Сарпинский включить в состав Сталинградской области; Западный (Башанта), Яшалтинский – включить в состав Ростовской области; Приютненский – в состав Ставропольского края.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР - (М.Калинин)
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР - ( А.Горин)
Москва, Кремль
27 декабря 1943
Учитель:
Ранним утром 28 декабря во все дома, где проживали калмыки (хотоны, села, города) вошли группы военных из войск НКВД СССР и объявили, что все калмыки выселяются в Сибирь, как изменники Родины. Были зачитаны страшные обвинения. Так началась карательная операция, под кодовым названием «Улусы», задуманная и подготовленная Берией и санкционированная Сталиным. Всего двое суток войска НКВД затратили на проведение спецоперации.
(слайд №3)
Карта расселения калмыков
Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 .12.1943 г. направить выселяемых калмыков:
В Алтайский край – 25 000 человек;
В Красноярский край – 25 000 человек;
В Омскую область – 25 000 человек;
В Новосибирскую область – 20 000 человек.

Ученица Саджаева Алтана:
Декабрь сорок третьего года
Двадцать восьмое число
Ровно за час до восхода
Машины въезжают в село
Село просыпается… Тонко
Дымки протянулись из труб
Стук ведер, мычание теленка
И вдруг – беспощаден и груб –
Звук выстрела! Топоты… Крики
И словно проклятье судьбы:
- А ну двери – настежь,
калмыки!
Всем выходить из избы!
Е.Буджалов (отрывок из стихотворения «Двери настежь, калмыки!»)
Учитель:
Зажженная лампадка, чай в пиале,
И в руки взяв бумагу и перо.
Святая правда сердцу повелела
Сказать о боли, что не отболела.
Давиду Кугультинову было предъявлено обвинение в том, что он в письме к Сталину осуждал преступное выселение калмыцкого народа и предлагал возвратить народ в родные места, за что был осужден на 10 лет.
Стихотворение Д.Кугультинова «От правды я не отрекался»
Ученик:
За то, что я посмел в крутое время
Судить в стихах жестокий произвол, –
Ни денег я не получил, ни премий,
Широкий славы я не приобрел…
Да это, может статься, и не надо.
Иною – высшей – счастлив я наградой.
В то время гнев несправедливый, дикий
Нас подавил… И свет для нас потух.
И даже слово самое – «калмыки» –
Произносить боялись люди вслух.
Тогда, словами рифмы закрепляя,
Я для друзей писал, я утешал
Тех, кто был изгнан из родного края…
Я говорил им: прекратится шквал,
Исчезнет все, что наши души гложет, –
Померкнуть солнце Ленина не может!
Давал я клятву фактам вопреки:
Не то что дети, даже старики –
Весь наш народ калмыцкий возвратится
К могилам предков, к дорогой земле…
И видел я, как молодеют лица,
Как просветленная слеза катится
По бронзовой обветренной скуле…
Добрели люди, о добре заслыша,
И это было мне наградой высшей.
Ученик Манджиев Эрдня:
За то, что я посмел, хотя б отчасти,
Судить в стихах жестокий произвол,
Не только славы я не приобрел,
Но на меня посыпались напасти.
Из-за стихов, по их живому следу,
Ко мне ворвался ветер ледяной.
И праздник мой, желанную Победу,
Я встретил за тюремною стеной.
В тот день весенний, счастье возвещавший
Деревьям, птицам, людям, всей стране, –
Я, Родину, как сердце, защищавший,
Отчаясь, грыз решетку на окне…
Не слышал, что кричат мне снизу грубо,
Не замечал я, что крошатся зубы,
что штукатурка сыплется… Пока
(Еще не в голову, еще без злобы)
Стреляли в стену часовые, чтобы
Поглубже в камеру загнать «зека»…
Ученик Анджаев Савр:
Из-за стихов цветок полураскрытый,
Недолгой юности моей рассвет
Отравлен клеветою ядовитой…
Близ океана, в стуже ледовитой
Провел я десять бесконечных лет
За проволокой, частой и колючей,
Похожей на тенета паука,
Где холодно и жадно – по-паучьи –
Высасывала сердце мне тоска;
Где только в снах цветных скользило мимо
То, что когда-то наполняло стих:
И образ нецелованной любимой,
И степь моя – в тюльпанах золотых…
Ученик Манджиев Эрдня:
В те злые годы леденящей стужи
Что не бывало?.. Страхом сражена,
Иная – даже верная – жена
Писала отречение от мужа.
И, выбраться стремясь из липкой сети
(Ведь надо ж как-то жить в конце концов!),
Иные – даже любящие – дети,
Рыдая, отрекались от отцов.
А те, кого считали храбрецами,
Друзей и правду предали, дрожа…
Бесценной шкурой, что ли, дорожа,
Хоть голубыми не были песцами!..
Но как бы круг порочный ни смыкался,
Как ночь над нами ни была глуха, –
От правды я своей не отрекался,
Не отступал от своего стиха!..
Не потерял я совести от страха,
Не позабыл природный свой язык,
Под именем бурята иль казаха
Не прятался… Я был и есть калмык!
Ученик Манджиев Эрдня:
Ни под каким нажимом и допросом
Не осквернил души своей доносом!
И эта непричастность к силе Зла
Наградой высшей для меня была.
Я был душой с народом, втайне веря,
Как весь хороший, честный мой народ, –
Что к подлым слугам кровожадных Берий
Расплата – рано ль, поздно!– а придет!
Пусть их разгул, – так думал я, – неистов, –
От них очистится, воспрянет вновь
Россия Пушкина и декабристов,
Россия Ленина, его любовь!
Я знал, что мой народ в лесах Сибири
Нашел друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,
Деливших с нами и судьбу, и хлеб.
Я жил и верил: сгинет мрак проклятый,
И хоть сгущалась мгла со всех сторон,
Калмыцким сердцем верил в Съезде Двадцатый,
Не думая, как будет зваться он…
Ученик Анджаев Савр:
И вот теперь, когда прозрачны зори
И все дороги – чище и прямей,
Я счастлив тем, что даже в годы горя
Не поступился Правдою своей…
Ни денег я не приобрел, ни славы,
Но высшею наградой дорожил
И рад, что в многотрудной жизни ПРАВО
На эти строки честно заслужил.
Учитель:
Истинную картину тех страшных событий могут передать только очевидцы тех событий.
Запись: Воспоминания бабушки Манджиева Эрдни
Бадмаевой Эльзаты Сухотаевны.
Выступления З.Б.Даваевой рассказала о судьбе матери Цаган Умкадыковны Бовиковой.
(Слайд №4)

Выступления учеников:
Лиджиева Ногана: «Мой дедушка, Лиджиев Сенгля Кирюхаевич, в возрасте 10 лет, и моя бабушка, Лиджиева Ноган Урубжуровна, в возрасте 9 лет были высланы в Новосибирскую область Чистоозерный район село Варваровка».
Уланов Улюмча: «Мой дедушка, Уланов Улюмча Мархаевич,в возрасте 10 лет и бабушка, Уланова Валентина Салловна, в возрасте 4 года были высланы в Новосибирскую область Чистоозерный район село Новая деревня».
Кушинова Алтнай: «А моя бабушка, Бембеева Валентина Эрдниевна, родилась в 1949 году, в Омской области Москоленского района в селе Дубравка».
Учитель:
Воспоминания и боль на полотнах калмыцких художников – это история народа. И боль прошлых лет… Она не уходит из памяти. Одна из лучших картин, посвященных теме депортации у Очира Кекеева – «Калмыцкий хотон после выселения».
(слайд № 5)
Ему самому было всего 3 года, тогда он не мог понять всего ужаса происходящего, но осталась в памяти атмосфера тех трагических событий, запомнился вой собак, бежавших за удаляющимися машинами. Эти впечатления легли в основу картины. Авторский повтор этой работы находится в Париже, в галерее Монферей. Многие художники к теме депортации обращаются через женские образы, в их числе Г. Рокчинский, К.Ольдаев, Мошулдаев, Павлов, Шиняев. Почти в каждой семье много родных не вернулось из Сибири. Но даже если срубить ствол, достаточно маленького росточка, чтобы Древо жизни возродилось.
Женщина - символ чистоты и незащищенности, но вместе с тем в ней – исток, начало всех начал.
Гарри Рокчинский « Мать – земля родная»
(слайд №6)
На этой картине мы видим пожилую женщину в момент встречи с родной землей после разлуки. Цвет этой картины обладает колоссальной силой воздействия на душу зрителя, вызывая удивительные чувства. Он вибрирует словно живой, повторы цвета напоминают мелодию. Ветер развивает волосы женщины, колышет траву – это символическое движение самого бытия между добром и злом, тьмой и светом, страданием и радостью, печалью и надеждой.
«Прощай, земля калмыцкая» Г.Бембеева.
(слайд №7)
В ней художник подчеркивает драматизм какого – то мгновения, раскрытию которого подчинены и композиционный ритм, и монохромный колорит картины. Оцепенев в немой неподвижности, стоят молодая женщина с ребенком на руках и подросток. По-детски незамутненное восприятие мира у мальчика. По-прежнему доверчиво смотрят его глаза. В них больше надежды, чем горя. Что ждет его впереди?
Учитель: Уходит в историю 70-й трагический для нашего народа декабрь.
(слайд №8)
Учитель: Как память о жертвах сталинского геноцида, в Элисте 28 декабря 1996 г. в день 53-й годовщине депортации калмыцкого народа в Сибирь, на Высоком кургане сооружен величественный памятник из бронзы «Исход и возвращение» Автор этого памятника всемирно известный скульптор 20 века Эрнст Неизвестный. Памятник по заказу Кирсана Николаевича Илюмжинова отлит в Америке и морским путем доставлен в Санкт-Петербурге, а оттуда прибыл по месту назначения в Элисту.
(слайд 9)
13 лет, 13 дней …1943 -1956 гг.
Неугасимо память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Видеоролик Вячеслава Убушиева «Сиврин дун»