Тема: Огонь – друг или враг?
Отгадайте загадку: Накормишь- живет,
Напоишь- умрет. (огонь)
Назовите тему нашего классного часа ( Противопожарная безопасность)
Кто сформулирует цели?
Цель классного часа: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара;
Задачи классного часа:
знать правила противопожарной безопасности;
Монтаж 1 ученик: Да без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
2 ученик:
Он всегда бывает разным, удивительный огонь.
То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой по сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой полыхает на заре.
3-й ученик:
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки
Хищный делает бросок!..
4-й ученик:
Да, огонь бывает разный-
Бледно-желтый, ярко- красный,
Синий или золотой, очень добрый, очень злой.
5-й ученик:
Злой огонь-огонь пожара,
Злой огонь- огонь войны!
От безжалостного жара дни темны,
Поля черны. Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
А как , ребята, огонь попал к людям?
А по древнегреческой мифологии?( Прометей – древнегреческий герой. Нарушил запрет Зевса, дал огонь людям)
Как древние люди относились к огню? (берегли)
А в наше вреия легко ли добыть огонь? ( Легко, есть спички, зажигалки)
А как нужно обращаться со спичками? (использовать по назначению, не баловаться) Почему? (может возникнуть пожар)
А что такое пожар? Обратимся к толковому словарю Даля:
Пожар- неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Сегодня у нас в гостях спички.
Спички детям не игрушка-
Знает каждый с юных лет.
Потому что мы подружки огонькам-
Без нас их нет.
Зажигаем мы конфорки,
Чтоб готовился обед,
И костер запалим ловко,
И свечу, даря ей свет.
Служим людям мы столетья.
И виновны только в том,
Что попав случайно к детям,
Против воли все кругом
Поджигаем, не жалея-
И квартиру, и леса.
И детей тогда спасают
Лишь пожарных чудеса.
Спички детям не игрушка-
Не забудьте их убрать!
Не оставьте на подушке,
Не бросайте под кровать!
Попадут ребенку в руки,
И устроит он пожар.
Вам тогда одни лишь муки,
Превратится жизнь в кошмар!
Монтаж:
Спички не тронь!
В спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!
Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек может дом ваш поджечь.
Не играй с электроплиткою.
Спрыгнет с плитки пламя прыткое!
Погладить рубашку и брюки
Утюг вам поможет, всегда,
Сухими должны быть руки
И целыми провода.
Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!
Во избежанье всяких бед
Огню на елку хода нет!
Запомните, дети,
Правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер — 01!
Нередко шалости детей приводят к беде.
Сценка Шарик и Матроскин
Звучит заводная музыка выбегает испуганный кот, а за ним собака они бегают по залу, останавливаются.
Шарик: Ну, я тебе покажу, как согнем баловаться чуть, будку мне не спалил! (Машет лапой в сторону кота)
Кот: Подумаешь! Я всего на всего увеличительным стеклом солнечных зайчиков пускал.
Шарик: Вот-вот! От твоих зайчиков моя будка и задымилась. Еле успел водой залить.
Ведущий: Здравствуйте Шарик и Матроскин . Что это вы ругаетесь? Кто кого обидел?
Шарик: Это умом Матроскина обидели, он сегодня чуть мою будку не спалил!
Кот: А может, это был эксперимент. И я бы ее потом потушил.
Шарик: Чем это интересно?
Кот: Ну-у-у...
Ведущий: А мы сейчас у ребят спросим. Ребята скажите, а чем тушат огонь.
(Дети отвечают)
Ведущий: А кто занимается этим профессионально? (Ответ детей) Правильно ПОЖАРНЫЕ! Давайте вспомним, по какому номеру можно вызвать пожарных. (Ответ детей) А как, по-вашему, какими качествами характера должны обладать пожарные?
(Дети отвечают)
Шарик: Ничего этого у Матроскина нет, так что в пожарные его не возьмут. (Спорят «Возьмут - не возьмут»)
Ведущий: Хватит спорить, друзья! Мы сегодня как раз разговариваем о пожарных, а вы послушайте и посмотрите.
Ребята, мы с вами уже говорили, что пожарные это очень смелые и отважные люди. А в работе им помогают дисциплинированность, смелость, ловкость, быстрота и точность. Что бы не получить травмы или ожоги во время тушения пожара пожарные надевают специальные костюмы, вот такие.
Кот: В таком костюмчике и я не против пофорсить. Буду носить его, и говорить всем направо и налево: «Я – пожарный, Я – ПОЖАРНЫЙ!»
Шарик: Тоже мне пожарный! Ты поджигатель- террорист с увеличительным стеклом! Вот ты кто!!!
Ведущий: Не ссорьтесь, для того чтобы быть пожарным нужно многое знать и уметь! Вот Кузя, представь такую ситуацию, после праздника у тебя осталась гореть свечка, мышка бежала, хвостиком махнула. Свечка упала... и появился очаг возгорания. Что ты станешь делать?
Кот: Я подую, и все потухнет!
Шарик: Неправильно! Это даже я знаю, дуть нельзя огонь от этого только больше разгорится.
Кот: Тогда я водичкой полью из стаканчика.
Ведущий: И водой нельзя, она парафин не потушит.
Кот: Тогда я открою окошко, ветер дунет, и свечка сама погаснет.
Ведущий: А вот этого нельзя делать ни в коем случае. (Обращается к детям). Кто скажет почему? Правильно огонь любит кислород и разгорится еще сильнее и тогда может получиться из маленького огонька большой пожар!
Кот: Ну что же мне тогда делать. Я же сгорю, сгорит мой любимый коврик, на котором я сплю, все пропало!
Ведущий: Как ты сказал, коврик? (Кот кивает головой) Так вот, если ты видишь, маленький очаг возгорания, например перевернутую свечку или что-то подобное. Бери свой коврик или плотное тяжелое одеяло, или даже пальто накрой им очаг возгорания и постарайся потушить таким способом.
Кот: Но если я это сделаю, тогда я лишусь своего любимого коврика.
Ведущий: А если ты этого не сделаешь, ты можешь лишится своего жилища, а может даже и жизни.
Кот: А как же пожарные тушат? - тоже одеялом?
Ведущий: Почему только одеялом можно песком или пеной. Мы об этом с ребятами уже говорили.
Шарик: А если бы Матроскин не потушил, разгорелся бы сильный огонь, что тогда делать?
Ведущий: (Обращается к детям) Давайте, объясним Шарику и Кузе что нужно делать. Какой номер телефона нужно набрать?
Правильно «01». Правильно и четко сообщить адрес.
На том конце провода ответит диспетчер пожарной части: «Пожарная охрана слушает...» и, получив по телефону сообщение о пожаре, включает сигнал тревоги, сообщает начальнику караула адрес пожара, и что горит. Потом поддерживает радиосвязь с отделениями, выехавшими на пожар. Записывает в журнал время получения сообщения и время выезда на пожар и возвращения с пожара.
Шарик: Вот интересно, хотел бы я это увидеть.
Ведущий: Пожарное отделение состоит из 6 человек: командир отделения, старший пожарный, пожарные и водитель. Каждый из них знает свои действия при тушении пожара
Шарик: А если при пожаре есть пострадавшие?
Ведущий: Их спасают и выносят на носилках к карете скорой помощи. А если нет носилок, тогда их выносят на руках.
Кот: Я буду играть роль пострадавшего, а вы носите меня на руках.
Шарик приглашает одного из ребят попробовать эвакуировать пострадавшего кота. Они из рук делают сидение. Кузя усаживается поудобней и руководит ими.
Кот: Ой, как мне плохо. Я пострадавший отнесите меня туда, а теперь туда, или еще туда...
Шарик: Хватит кататься! Что мы тебе карусель что ли?
Ведущий: Вот так. А если пострадавшему сильно плохо ему нужно дать понюхать нашатырь и привести его в чувства
Кот: Валерьяночки бы...
Шарик: Вот сейчас я ему покажу валерьяночки! Быстро придет в себя.
Ведущий:Правда ,Матороскин, ты заигрался.
Ведущий: А кто скажет мне, что нужно делать дальше, на случай если не приехала карета скорой помощи. Как оказать первую помощь при ожоге?
(ответы детей).
Совершенно верно у пожарных должна быть аптечка, в которой стерильный бинт. Ожоговую рану нельзя ничем не обрабатывать, нужно наложить чистую повязку.
Я предлагаю вам еще одну игру. «Наложи повязку»
Проводится игра, выявляется победитель.
Шарик: В общем, с вами я многому тут научился и пойду теперь в пожарные. Буду спасать от огня постройки, и выносить людей из пылающих зданий. Все тогда скажут «Шарик – герой!»
Ведущий: Скорей всего тебе еще рановато идти в пожарные.
Спасибо, Шарик и Матроскин, присаживайтесь с ребятами, а мы продолжим.
Работа в группах.
Обьяснить смысл пословиц.
Вода и огонь-хорошие слуги, но страшные господа.
С огнем воюют, а без огня горюют.
Водой пожар потушат, умом – предотвратят.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Загадки:
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез.
(Дым.)
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает?
(Огонь.)
Черный конь
Прыгает в огонь.
(Кочерга.)
Висит – молчит,
А перевернешь, шипит,
И пена летит.
(Огнетушитель.)
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
(Свеча.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(Спички.)
Пламя бьётся из-под крыши,
Крик о помощи мы слышим,
Суетятся все, кошмар!
Это бедствие - ...
(Пожар.)
Бесстрашный герой, что всегда на посту,
Он чует беду и огонь за версту.
Неравный ведет со стихией он бой,
Стремится всегда защитить нас с тобой.
(Пожарный.)
Игра «Это я, это я …»
Игра на внимание «Это – я, это – я, это все мои друзья!»
Учитель: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.
Итог.
Рефлексия.
8