


НОУ «Школа-интернат 25
0АО «РЖД» ст. Вихоревка
Воспитатель: Покоенок Л.М.
Дата проведения – 20.02.2016г.
Воспитатель: Покоенок Л.М.
Предмет: классный час
Направление: поликультурное, патриотическое воспитание; краеведение
Место проведения: кабинет №23 НОУ «Школа – интернат №25» ОАО «РЖД»
Возрастная категория: учащиеся 9 класса
Название мероприятия: интеллектуально – познавательное занятие с применением ИКТ и межпредметных связей (история, литература, география)
Тип классного часа – заочная экскурсия в прошлое.
Вид: интегрированный, на основе исследовательской работы.
Цели: углубить знания обучающихся об истории освоения земли братской, ее исторических памятниках; создать условия для осознания важности знания истории своей малой родины.
Задачи:
Образовательная: создание условий для получения общих сведений об истории появления первых людей на берегах Ангары и о суровом первом столетии формирования населения Приангарья (середина 17 - середина 18 в.в.), о роли первопроходцев в присоединении Сибири к России и появлении Братска, об истории Братского острога и деятельности местного населения этого периода.
Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять факты и явления, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи; формирование умения работать с различными источниками информации с целью добывания новых знаний.
Воспитательная: поликультурное воспитание обучающихся; формирование интереса и любви к родному краю, стремления больше знать о нем; создание условий для проявления, использования и развития творческих способностей, т.е. самоопределения, самореализации, самоорганизации и коммуникативных умений при работе в группах.
Подготовительный этап:
- индивидуальные задания учающимся с учётом их интересов и желаний;
- самостоятельная работа с различными источниками информации об истории родного края;
- систематизация собранных материалов и создание презентаций (творческий подход).
Оборудование:
- плазменный экран;
- раздаточный материал для работы в группах;
- рисунок на вспомогательной доске – раскрытая книга - для проведения рефлексии;
- экспонаты городского историко-краеведческого музея: макет сторожевой башни Братского острога, орудия труда, оружие и др.
Длительность занятия – 45 минут
Ход классного часа:
I. Оргмомент. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. Знакомство с эпиграфом.Воспитатель:
- Сегодняшний классный час посвящен 90-летию Братского района, нашей малой родины – Братской земли, где вы родились и выросли, где мы живем с вами в настоящее время. Тема: «От тунгусов до чалдонов». Как вы понимаете ее? А какие проблемы нам предстоит решить? ( Как осваивалась земля братская? Как формировалось ее население? Кто такие чалдоны? Как складывалась жизнь населения?)
- А зачем нам надо знать историю малой родины, своей страны, мира? Лучшим ответом на этот вопрос можно считать слова древнегреческого ученого-философа Аристотеля, которые очень подходят к нашему классному часу как эпиграф:
Только тогда можно понять сущность вещей,
когда знаешь их происхождение и развитие.
Аристотель.
- Сегодня нам предстоит совершить своего рода заочную экскурсию в далёкое прошлое земли братской. В роли гида побывает каждый из вас, представив своё сообщение, тему которого вы выбирали сами по своему усмотрению и интересу на подготовительном этапе и самостоятельно готовили его к этому классному часу. Кроме того, к нему вы сделали сопроводительную презентацию.
(Далее представлены сообщения всех 19 обучающихся в кратком изложении.)
II. Сообщения обучающихся (с презентацией).
Первые гоминиды, т.е. предки человека на берегах Ангары.
На берегах Ангары первые гоминиды появились более полутора миллионов лет назад. Жили они стадами применяли коллективный способ охоты: загоняли мамонта, бизона в яму или целое стадо на крутой обрыв, срываясь откуда, животные гибли.
Ангара неоднократно меняла свое русло, и первобытные люди, для которых необходимым условием существования была близость к воде, оставляли следы своей жизнедеятельности на старых берегах менявшейся реки. Древний человек наряду с Ангарой осваивал и мелкие притоки: Ию, Илим, Оку, Вихореву, Кову, Убь, Шаманку, Кежму и др.
Образование социальных коллективов.
Около 5-3 тысяч лет назад люди стали из первобытного стада трансформироваться в новые социальные коллективы. Найденные на раскопках различные предметы обихода древнего человека рассказывают о разных типах хозяйственного уклада племен Приангарья: нефритовые ручные шлифованные топоры для обработки камня, деревянных заготовок; шлифованный нефритовый нож для утонченной деревообработки; скребки, ножи, костяное лещило для выделки, разминки кож и игла из кости для сшивания шкур – это «женские орудия»; стрелы, гарпун – непременное орудие « охоты» на рыб; сети, неводы, бредни – для массового лова; каменные пестики для размола злаковых (зерно, бобовые). Позже человек подходит и к получению легкоплавких металлов и сплавов меди и бронзы сначала в формах-отливках затем пришел опыт сварки металла, а еще позже – ковки. Использовались железоплавильные печи.
3.Стадия военной демократии местных племен тунгусов в 20-ые годы 16 века.
К появлению на земле братской русских казаков-землепроходцев в 20-ые годы 16 века местные племена тунгусов (эвенки, буряты, кеты, сойоты) находились на стадии военной демократии, то есть во главе рода (общины, племени) стоял военный вождь. Он же исполнял роль светского правителя. Идеологическая и религиозная власть принадлежала шаману. Не зная огнестрельного оружия, местные племена сразу были поставлены в подчиненное положение по отношению к русской администрации, платили дань (ясак) пушниной и продуктами местных промыслов. В более позднее время (середина 19 века) племена эвенков, специализировавшиеся на охоте, оленеводстве, откочевали на север, а буряты – скотоводы и земледельцы – на юг, в аларские степи.
4.Роль первопроходцев в освоении земли братской и присоединении Сибири к России. Пантелей Демидов Пенда.
В 17 веке продолжается присоединение Сибири к России. Первое описание «брацких людей» дал первопроходец Пантелей Демидов Пенда, который путешествовал по Лене, перешел на Ангару и, пройдя все ангарские пороги, глубокой осенью 1623 года прибыл в Енисейский острог. В своей «сказке» он подробно описал весь свой путь и встреченные народы, в том числе «брацких мужиков».
5.Максим Перфильев.
Летом 1626 года в поход по Ангаре отправился Максим Перфильев. Отряд дошел до первого «брацкого порога» и, перезимовав в построенном там острожке, весной 1627 года возвратился домой. Он написал царю донесение о богатстве вновь открытых земель. Вот что тогда рассказали ему местные тунгусы: «Брацкая земля богата, и людей в ней много, люди сидячие, а берут де брацкие люди ясак со многих малых землиц, а товары де в брацкой земле соболи, и лисицы, и бобры… много». То есть понятно, что «сидячие» - много южнее буряты (эхирит - булагатские консолидированные племена в аларских степях) объясачили «малые землицы» тунгусов и других племен.
6.Как было положено начало Братску?
Снаряжался поход за походом, и только в 1631 году удалось Максиму Перфильеву добиться согласия бурятских князей «встать под руку московского царя» и разрешить построить в землях бурят острог. 18 июня 1631 года строительство было закончено «ниже устья реки Оки на полднища ходу в двух плесах у Брацкого порога Падуна». Так было положено начало Братску.
7.Братский острог.
Братский острог – деревянная крепость с четырьмя сторожевыми башнями, соединенными стеной из вкопанных в землю бревен. В нижних этажах сторожевых башен, отапливающихся печами «по-черному», жил гарнизон, главной задачей которого был сбор ясака для казны.
8.Историческая судьба Братского острога.
Царскими указами предписывалось брать ясак «лаской и бережением, а не насильством». Но царский указ не выполнялся. В новых землях начался повальный грабеж аборигенов. Это вызвало возмущение и восстания. За первые 20 лет своего существования Братский острог в результате восстания бурят и тунгусов дважды разрушался и переносился на новое место. В 1654 году был перенесен Дмитрием Фирсовым в самое устье Оки, на левый берег Ангары. Восстания уже не возникали, и началось хозяйственное освоение Приангарья.
9.Суровое первое столетие формирования населения Приангарья.
Суровое столетие второй половины 17 – середины 18 веков – времена правления царя Алексея Михайловича и императора Петра 1. Прежде всего, кто были эти не лишенные мужества первые поселенцы на землях Среднего Приангарья? В отличие от уже практически освоенной торговыми и промышленными людьми Западной Сибири, наше Приангарье испытало на себе вторжение так называемого служилого люда: особой категории мужского населения России, в обязанности которой входило взимание ясака с местного населения, постройка, охрана и управление административными пунктами (острогами). Это были казаки и представители администрации: воеводы, служащие приказной избы (писари), дворяне. Сюда же относился и вспомогательный персонал: кузнецы, винокуры, плотники, солевары, рудознатцы и др.
10. Первые служилые.
Первые служилые, заложившие зимовья, а затем Братский острог, не имели семей. Только воевода Пашков и его сын (строители второго Братского острога в 1655-1656 г.г.) были женаты. Поэтому неудивительно, что Сибирский приказ в Москве заваливался челобитными, вроде этой отправленной из Енисейска в 1630 году: «…вели, государь, нам прислать из Тобольска гулящих женочек, на ком жениться… а без женишек, государь, нам быти никак не мочно». Представительниц женского пола в Приангарье поступало исключительно мало, они оседали еще в Енисейской губернии. Из-за этого освоение вновь приобретенных территорий активизировалось лишь к началу второй половины 18 века – первой волне переселения из Поморья, северной России.
11. Характеристика состава первых русских жителей Сибири.
Исследователь женского вопроса в Сибири в 17 веке Н.Н. Оглоблин так характеризовал состав первых русских жителей в Сибири: «В большинстве это была бессемейная, бездомовая голытьба, привязанная к известному городу или острогу единственно получаемым здесь «государственным жалованием» да возможностью погулять тут после походных лишений - «добраться до хмельного зелья, «питья, табаку»…
12. Появление пашенного крестьянства в 30-ых годах 18 века.
Затем по царскому указу в 30-ых годах 18 века сюда переводится пашенное крестьянство, в ссылку шли «семейские» - так называли терпевших за веру старообрядцев, не принявших церковную реформу патриарха Никона. Сюда же по этапу гнали клейменых, с рваными ушами и носами преступников. Интересной формирующейся прослойкой населения становились крещеные эвенки и буряты. Они занимались, подражая русским, огородничеством, обучали русских охоте, уходу за скотом.
13. Животный мир три столетия назад.
Нынешним братчанам будет интересно узнать, что их предки три столетия назад столкнулись на братской земле не только с бабром – исчезнувшим животным рода кошачьих, но и одногорбыми верблюдами – хаптагаями, на которых с верховьев Оки и Ии приезжали в окрестности Братского острога буряты. Кстати, верблюды исчезли из Куйтунского и Усть-Кудинского районов лишь в середине 50-ых годов 20 века, параллельно с затоплением водохранилищем пастбищных угодий и утратой в колхозах навыков ухода за такими животными.
14. Описание экзотики аборигенов.
Грамотные европейцы (русские и иностранцы), волею судьбы попадавшие в окрестности Братского острога, не жалели слов на описание экзотики аборигенов. Военнопленный шведский офицер Вербер – жертва Северной войны, которую вел Петр 1 за выход к Балтийскому морю, проезжая волоком с Илима на Ангару и остановившись в Братском остроге, сделал запись, которая показывает его неимоверное удивление: «Летом народцы эти ходят нагие, живут вообще очень бедно, блуждают подобно оленям и порой дня по четыре остаются без всякой пищи. Покойников своих они не хоронят, кладут на высокие деревья. У них существует престранный способ делать лицо красивым, по их понятиям: в детстве они вышивают щеки выкрашенными в черный цвет нитками в виде всякого рода фигур, оставляют это в коже на несколько дней, затем вытягивают нитки, вследствие чего и остаются черные точки и следы вышитых на щеках фигур. Чем больше кто обезображивает лицо свое подобными болезненными прокалываниями, тем красивее и знатнее считается у своего народа».
15. Соотношение русского и местного населения в Приангарье в начале 18 века.
Не надо думать, что вокруг Братского острога толпами шатались эвенки, грозя спрятавшимся за частоколом острога русским казакам непонятным оружием. Уже к началу 18 века на отрезке Ангары от устья реки Вихоревка и до устья реки Оки существовало около десяти поселений и зимовий (Тенга, Матера, Аникина и др.), а русское население на весь Илимский уезд было в пределах 12, 1 тысячи человек, в то же время местных «народцев» (тунгусов, бурят, татар и др.) всего 800. И то число их варьировалось: летом роды и семьи выходили из тайги на берега Ангары и группировались вокруг острога для обмена товарами, зимой же исчезали на зимних постоянных стойбищах, поскольку летние были временными.
16. Роль Царского Кабинета в освоении братской земли.
Царский Кабинет не раз посылал своих администраторов, чтобы узнать побольше о новых землях Приангарья, закартографировать их, выяснить возможности для дополнительной присылки преступников, государственных крестьян, «гулящих женок» - край нужно было осваивать и экономически, и политически.
17. Бесчинства приказчика и его служилых по отношению к местному населению.
Братский острог и волость управлялись приказчиком, назначаемым губернским воеводой. Приказчик и его служилые, обладая абсолютной властью, творили многочисленные бесчинства и обирали местное население до нитки. Например, каждый мужчина (женские души в счет не шли) должен был сдать десятую часть урожая царскому Кабинету. Далее он должен был внести плату за содержание Канцелярии, служилого люда. Русское население в течение 4 дней на одну имеющуюся лошадь отрабатывало прогонные, то есть занималось доставкой почты и государственных чиновников по дорогам на Илим-Лену и Тулун-Нижнеудинск. Инородцы платили подушный ясак мехами.
18. Восстание в Братском остроге.
Время с середины 18 века до середины 19 века – страшное время произвола местных властей, издевательства над аборигенами и русскими. Исторические документы сохранили память не только о сожжении первого острога бурятами, но и о крупном выступлении народных масс против власти приказчика. В литературе оно известно как восстание в Братском остроге. В 1695-1696 годах посадские люди и пашенные крестьяне возмутились безобразиями, творимыми приказчиком Христофором Кофтыревым, который, откупив у государства право на выгонку хлебной водки, заставлял покупать ее в селениях по высокой цене. Посадских он вынуждал бесплатно работать на себя, а за неповиновение сек. В вину Кофтыреву вменялось и то, что он брал взятки, присваивал казну, в страдную пору заставлял крестьян рубить лес. К посадским и крестьянам присоединилось служилое казачество, которому из года в год не выплачивалось жалованье, не выдавался хлеб, ружейные припасы. Отказались платить ясак «плохому люче» и местные эвенки и буряты. Кофтырев был изгнан, на него царю написана челобитная и отправлена в Енисейск.
19.Братская республика.
«Дело Кофтырева» разбиралось более 10 лет и, наконец, указом Петра 1 приказчик был освобожден от этой должности, а на нее назначен сын Максима Перфильева. В течение 10 лет существовала «Братская республика». По разрешение вопроса с назначением нового приказчика восставшие в целости вернули Приказу казну, хлеб, ружейные припасы. Это событие в художественной литературе отображено в книге иркутского писателя Г. Кунгурова «Артамошка Лузин».
III. Обобщение.
Воспитатель:
- Мы внимательно выслушали все ваши сообщения, побывали в далеком прошлом земли Братской. А теперь назовите основные направления нашей экскурсии. (Аборигены, русские первопроходцы, основание Братска, история Братского острога, формирование населения, восстание в Братском остроге). Но еще ни разу не прозвучало пока слово «чалдоны». Братские старожилы очень любят себя называть желторотыми чалдонами. Почему? Кто такие чалдоны? Чтобы ответить на эти вопросы, сейчас поработаете в группах. (Всего образовано 4 группы. Причём обучающиеся заранее формировали их самостоятельно , до классного часа. В трёх группах по 5 человек, в четвёртой - 4 человека.)
IV. Работа в группах.
Воспитатель:
- Существуют две версии происхождения и значения слова «чалдон». С первой версией познакомится 1-ая группа ребят. Со 2-ой – 2-ая группа. Но, кроме слова «чалдон», есть еще слово «челдон». Третья группа познакомится с его происхождением и значением, а также узнает, где оно употребляется. 4-ая группа должна выдвинуть версии достаточно широкого распространения в Сибири таких фамилий, как Варнаков, Карнаухов, Клейменов, Безызвестных, Беспрозванных, Непомнящий, Безотечество и др. Выдвигайте как можно больше идей!
( У каждого ученика отдельный экземпляр текста. Обучающиеся читают текст (задание 1), затем обсуждают прочитанное, выдвигают и свои идеи, делятся мнениями и поручают одному человеку из группы (по желанию) донести полученную информацию до всех.)
Воспитатель:
- Заслушаем первую версию происхождения и значения слова «чалдон».
1.Древние деды слово «чалдон» в своем мифотворчестве производили от сокращения «человек с Дона». Дескать, свободный казак с Дона искал счастья, а что он желторотый, то это так, обзывательство.
2.Истолкуйте значения следующих слов: абориген, воевода, гоминиды, пашенное крестьянство.
Воспитатель:
- А теперь познакомимся со второй версией.
1. Арестанты шли в Сибирь, собранные в так называемые желтые роты (по цвету арестантской одежды, сшитой из отбеленного холста). Роты формировались на пересыльных пунктах отрядами до 200 человек. Многие арестанты, наряду с обкарнанными ушами (карнаухие) и выдранными ноздрями, были лишены языков. Языки вырывали в наказание за злые слова и речи, брошенные сгоряча или по неосторожности в адрес хозяина, царя, боярина. Безъязыкие, естественно, не выговаривали слов, а если и говорили, то невнятно, то есть долдонили, чалдонили, или челдонили. Из этих-то безъязыких арестантов, сформированных и пригнанных в желтых ротах, и были первые чалдоны. Слово сначала имело несколько ироничный оттенок, позже семантика его была утеряна.
2. Истолкуйте значения следующих слов и словосочетаний: посад, посадские люди, Приказ, приказчик.
Воспитатель:
- Какая же, на ваш взгляд, из этих двух версий наиболее реальна? (Вторая)
- Но можем ли мы совершенно отвергать первую? (Нет. Ведь служилые казаки в Братском остроге действительно были родом с Дона.)
- А теперь обратим внимание на слово «челдон».
1.«Челдон» - в значении «бродяга», «беглый», «варнак», «каторжник» с пометой, что это слово пришло из монгольского языка и распространено у жителей Иркутска. На Урале и в таежном Зауралье слово «челдон» имело нехороший, ругательский смысл. Или еще вариант: прибывшие с реки Дон на реку Чал в Сибири.
2.Истолкуйте значения следующих слов и словосочетания: бабр, бизон, хаптагай, служилые казаки.
Воспитатель:
- При различии в написании слова «чалдон» и «челдон» имеют различия в значении?
(Практически нет.)
- Какие версии распространения указанных фамилий в Сибири выдвинула 4-ая группа? Послушаем ребят.
1.Как вы думаете, почему в Сибири распространены такие фамилии, как Карнаухов, Клейменов, Варнаков, Непомнящий, Безотечество, Беспрозванных, Непомилуев. Предложите свои версии к происхождению каждой фамилии.
2.Истолкуйте значения следующих слов: гарпун, лощило, острог, ясак.
- Почему в Сибири распространены фамилии: Карнаухов - с обкарнанными, обрезанными ушами; Клейменов - с выжженным на лбу и щеках словом «вор»; Варнаков - от слова «варнак» - вор, бандит; Непомнящий, Безотечество, Беспрозванных - пойман(По этапу в Сибирь гнали клейменых, с рваными ушами и носами преступников. Вот ные без паспорта и отказавшиеся назвать свою фамилию; Непомилуев отказано в помиловании и освобождении от наказания.)
Воспитатель:
- Перейдем ко второму заданию - словарной работе. В ваших сообщениях неоднократно звучали сегодня историзмы - слова, которые в настоящее время мы можем встретить в исторической и художественной литературе. Правильно ли вы их понимаете? Сначала каждый в группе самостоятельно истолкует данные слова, потом вместе обсудите их значения, затем озвучите их для всех.
1-ая группа:
абориген - коренной житель страны, местности;
воевода - начальник войска, а также округа;
гоминиды - предки человека;
пашенное крестьянство - крестьяне, занимающиеся только земледелием.
2-ая группа:
посад - в древней и средневековой Руси торгово-промышленная часть города или поселения, обычно вне городской стены;
посадские люди - ремесленники и торговцы;
Приказ - в Русском государстве 16-17 веков учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления или отдельной территорией;
приказчик - служащий, назначенный царем или губернатором управляющим делами во вверенной ему территории.
3-ья группа:
бабр - исчезнувшее животное из рода кошачьих три столетия назад;
бизон - дикий бык с длинной мягкой шерстью;
хаптагай - одногорбый верблюд;
служилые казаки - нанятые вольные поселенцы с Дона для защиты охраняемой территории.
4-ая группа:
гарпун - метательное орудие - копье на длинной веревке, тросе, употребляемое при охоте на крупных морских зверей и рыб;
лещило - костяное приспособление для выделки и разминки кож;
острог - деревянная крепость с четырьмя сторожевыми башнями;
ясак - дань пушниной и продуктами местных промыслов.
Воспитатель:
- Но какая же экскурсия в прошлое без музейных экспонатов! Сегодня у нас в гостях работники городского историко-краеведческого музея. Они привезли нам некоторые экспонаты, которые и представят сейчас нашему вниманию (макет сторожевой башни Братского острога, орудия труда, оружие).
V. Знакомство с экспонатами музея. (Сотрудники музея представили привезённые экспонаты)
Воспитатель:
- Чтобы хорошо знать историю своего края, надо много заниматься самостоятельно, изучать специальную литературу. Послушайте, что посоветует вам почитать с этой целью школьный библиотекарь.
VI. Перечень специальной литературы из фонда школьной библиотеки для самостоятельного чтения.
VII. Рефлексия.
Воспитатель:
- Наша заочная экскурсия в прошлое земли братской подошла к концу. А сейчас определите для себя важность знания истории своей малой родины, насколько вас затронула тема сегодняшнего классного часа. На доске нарисована раскрытая книга. Если вы считаете, что не надо останавливаться на изученном материале, а следует дальше углублять и расширять имеющиеся знания о Братской земле, то на строчках этой книги поставьте плюс. Если же вы решили, что достаточно хорошо уже знаете историю родного края, украсьте эту книгу «золотом» (желтыми бумажными полосками).
Литература:
Сборник очерков «Ангарида». Издательская группа «Реформ-Пресс». 1996 .
Герасимов В. Летопись Братска (2 часть). - Издательство Иркутского университета, 1992.
Рудых В.М. Город Братск. - Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968.
Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области. - Восточно-Сибирское книжное издательство, 1970.
Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. - Новосибирск. ИНФОЛИО-пресс,1998.
Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. - Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983.
Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке. – М.: Просвещение, 1990.
История Сибири (II том) под ред. А.П. Окладникова. – Ленинград, изд. «Наука», 1968.
.