МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ТЕМЕ:
«ОТЦЫ и ДЕТИ»
Выполнил преподаватель
Филиппова Л.Н.
Краснокамск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2.Цель методической разработки
3.Методика проведения работы
4. План работы
5.Ход работы
6. Литература
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек родился в семье. Современная семья очень сложна. Непростое положение экономики страны осложняет и семейные отношения. С экранов телевизоров, в интернете мы часто узнаём о скандальных семьях, поэтому складывается представление, что таких семей множество.
На чём же держится благополучие счастливых семей? Ответ на данный вопрос достаточно прост: во-первых, на взаимной любви, во- вторых, на взаимопонимании и доверии, в - третьих, материальном благополучии, в- четвёртых, в значимости друг для друга родных и близких людей.
Важную роль в семье необходимо уделять воспитанию детей. Ребёнок с самого рождения вбирает в себя всё, что родители, желая или нехотя, показывают ему своим примером. Поэтому о месте ребёнка в семье, и о дальнейшей его жизни в обществе необходимо задумываться постоянно, особенно родителям. Это и развитие трудовых навыков, норм общественного поведения, морали, эстетическое воспитание у подростков. Не только детский сад, школа, другие учебные заведения закладывают основы норм социального развития, но и семья играет, по крайней мере, должна играть центральную роль. И оттого, на сколько, в тесном контакте родители находятся со своими детьми, пытаются их понять, помочь в каких-то вопросах, зависит, как сложится дальнейшая судьба ребёнка.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Развитие способности смотреть на проблемы с позиции других людей, в том числе и газами родителей.
Развитие умения понимать чувства и мотивы людей, уважать иные точки зрения, быть терпеливым.
Развитие чувства благодарности, ответственности за свои слова, культуру спора.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Форма проведения классного часа выбрана в стиле ток-шоу.
Преподаватель знакомит с темой, представляет участников. Напоминает правила ведения дискуссии.
Выдвигаются проблемы обсуждения (ситуации). Студенты для обсуждения делятся на «отцов» и «детей». В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуаций. Затем подводятся итоги дискуссии.
Шоу не даёт верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, соотносятся ценности участников дискуссии с общечеловеческими ценностями.
В ценностно-ориентировочной деятельности для подростков привлекательны дискуссии, когда можно поспорить со всеми, всё подвергнуть сомнению, отстоять свою точку зрения.
Достоинствами такой формы классного часа являются:
Обсуждаются проблемы, волнующие студентов, в привлекательной форме.
Аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения.
Ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии, и о необходимости уважать друг друга.
В ходе ток-шоу мнение взрослого не навязывается, подростки свободны в нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия наталкивает их на размышления, поиск истины.
ПЛАН РАБОТЫ
1.Классным руководителем заранее создаётся инициативная группа, которая проводит:
а) Анонимное анкетирование в своей группе по следующим вопросам:
- Какие вопросы ты можешь решать со своими родителями?
- По каким вопросам у тебя с родителями разные точки зрения?
б) Социальный опрос среди студентов разных курсов техникума (видеорепортаж) по вопросам:
- Всегда понимают ли тебя родители?
- Почему нет взаимопонимания?
2. Инициативная группа вместе с классным руководителем отбирает наиболее острые проблемы и ситуации.
3. Инициативная группа готовит инсценировки некоторых ситуаций.
4.Деление группы на две категории: «родители и «дети»
5. Обсуждение проблем.
6.Подведение итогов.
ХОД РАБОТЫ
Вступление.
Классный руководитель: С добрым утром ребята!
Студенты: С весёлым днём!.
Классный руководитель: Сегодня, мы с вами собрались на классный час под очень интересным названием «Отцы и дети».
Да. мы с вами видим и слышим в СМИ о плохих общественных явлениях, неблагополучных подростках, семьях. И начинает складываться впечатление, что у нас в стране проблемы социальной сферы накалены до предела. Но так ли это? Кто же виноват в конфликтах между родителями и детьми? Именно этот вопрос мы с вами и попытаемся рассмотреть.
Чтобы поднять такую тему на обсуждение, нам с ребятами – инициативной группой, пришлось провести подготовку.
Инициативная группа в лице Алексея Семёнова и Ольги Пальчик нам приготовили мини- репортаж: социальный опрос студентов техникума. Студенты отвечали на простые вопросы: Всегда понимают ли тебя родители? Почему нет взаимопонимания? Давайте посмотрим, как же отвечали ребята.(просмотр видеосюжета – 5минут)
Да. вопросы для многих оказались проблемными. Но на этом мы не остановились. И в нашей группе ребята провели анонимное анкетирование по предложенным вопросам: Какие вопросы ты можешь решать с родителями сообща? По каким вопросам ты и твои родители имеют разные точки зрения?
Вы ответили на вопросы по- разному. Мы с ребятами старших групп отобрали наиболее интересные ответы и сейчас мы с вами проведём дискуссию по этому материалу. В чём же секрет конфликтов? Студенты других групп вам разыграют несколько мини-ситуаций, наиболее часто встречающихся в быту, в жизни. Мы с вами разделимся на 2 группы: «отцы» и «дети». Те, кто попал в группу «отцы» должны защищать интересы и правильность поступков родителей в ситуациях, а те, кто попал в группу «дети» - с позиции самих себя, то есть детей.
Итак, ситуация первая:
1.Подросток собирается на дискотеку в клуб и объявляет, что придёт только утром. Родители запрещают, так как утром семейный выезд на сад.
2. Подросток мало общается с родителями, редко бывает дома. И в очередной его приход домой родители начинают скандалить.
3. Дочь просит обновить ей гардероб, косметику, на что родители реагируют первоначально отрицательно, а затем она подлизывается к ним и они соглашаются.
Происходит обсуждение с позиций сторон «отцов» и « детей». Попытка выработать общее мнение по проблеме.
Классный руководитель: Да, с позиции родителей судить очень сложно, когда таковым не являешься. Давайте подойдём к этой проблеме с другой стороны.
Ребята (юноши) – назовите мне те качества, какие на ваш взгляд, должны быть у хорошего отца. А девушки перечислят качества, какие на ваш взгляд, должны быть у хорошей матери. Например: умение уступать, забота о ближних… .
Давайте посмотрим, что же получится?
Подведение итогов.
В целом, исходя из нашего с вами разговора, можно сделать следующий вывод: вы ещё не научились быть терпеливыми и ставить себя на позиции других людей. А это одно из главных качеств в понимании друг друга. Но одно уже хорошо, что этот наш с вами диспут подталкивает вас, я надеюсь, на размышления о ваших взаимоотношениях с родителями. До, свидания. Желаю вам успехов и поисков во взаимоотношениях с родными людьми!
ЛИТЕРАТУРА
1.Методические разработки классных часов. М., 2016.
2.Сборник: Нравственно-половое воспитание. Пермь.. 2008.
3.Тодор Б.Семейные будни, или нежность на каждый день. «2005.
4.Ломидзе Л.С. Лекции о семье. М., 2009.
5.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Пермь.2000.