МКОУ «Цаган-Нурская сош имени Н.М.Санджирова»
Классный час:
«Овеянные славою
флаг наш и герб»
Конкаева Н.Г. –учитель
начальных классов
Любовь к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Цель классного часа:
-Формировать у учащихся понимание ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.
-Воспитывать у учащихся любовь и уважение к родной стране, к национально-государственным символам.
-Развивать тему согласия и мира между народами.
-Развивать творческую деятельность учащихся.
Наглядное пособие и оборудование: интерактивная доска, запись гимнов РФ и РК, символы РФ и РК, цитата, пословицы и поговорки, цветная бумага, клей ,ножницы, ватман.
Объявление темы классного часа
Сегодня, ребята, я познакомлю вас с государственными символами, поговорим о любви к Родине, создадим плакат о мире.
Чтение цитаты учителем. Беседа.
Как вы понимаете эту цитату?
Что такое родной край?
Как называется наша республика?
В состав какого государства входит республика?
Звучат гимны РФ и РК
В каких случаях звучат гимны?
Какие чувства вызывают слова и музыка гимна?
Какие еще символы вы знаете?
(на доске изображение флага)
Флаг – прикрепленный к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов.
Посмотрите на флаг России, ему более 300 лет. Опишите его.
-Что означает белый цвет?( мир и чистоту совести)
-Что означает синий цвет?(небо, верность и правду)
-Что означает красный цвет? (огонь и отвагу)
Где поднимают флаг? (на зданиях верховныхорганов государственной власти, посольства, консульств РФ за рубежом , в судах плавающих в открытом море)
Теперь, ребята, посмотрите на флаг Калмыкии. Опишите его.
-Как вы думаете, почему полотнище желтого цвета? ( означает вероисповедание народа, цвет кожи, залитую солнцем республику)
-Что вы видите в центре флага? (голубой круг и белый лотос)
-Что они означают? (означает постоянную дорогу к белому священному лотосу)
- Какие цвета совпадают во флагах? Какой вывод вы сделаете?( это означает , что наши помыслы едины)
- Какие еще символы вы знаете? (герб РФ РК)
Герб государственный – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и.т.п.
-Ребята, что вы видите на гербе РФ?
(двуглавого орла, всадника, копье в его руках, змея)
- Как вы понимаете это изображение? (каждый объясняет значение)
Обобщение учителя
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Какую калмыцкую пословицу, относящуюся к этому гербу вы знаете?
Аранзал погибает за хозяина
Богатырь за Родину.
Теперь рассмотрите герб РК. - Что вы видите на нем?
(красную кисть, четыре кольца, орнамент, лотос, белый хадак)
- Как вы думаете, что они обозначают? (ответы учащихся)
Обобщение учителя.
Центральная часть является кругом, в котором вверху вписан еще один круг, а основу составляет белый лотос. Символ союза четырех ойратских племен, наших предков. Этот древнейший знак означает мир и согласие со всеми народами, населяющими четыре стороны света. Красная кисть символизирует тысячелепестковый священный лотос своебразная дверь сознания. Орнамент «зег» свидетельствует о кочевом образе жизни в прошлом и о светлом пути процветания. Лотос в буддизме – это древность мироздания, огонь тысячелетий, творящая сила, опора мира, символ дружеского отношения ко всем народам.
- Как вы думаете, зачем нужна стране символика? (ответы детей)
-К чему стремятся люди всей Земли? ( жить в мире и согласии, чтобы не было войн)
Любовь к Родине, к земле, языку,традициям является патриотизмом.
- Кого изгероев русских былин можете назвать патриотами?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев, Волхв Всеславьевич)
-За что бились богатыри и батыри? Это мы узнаем из клятв богатырей.
Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью напоим,
За землю русскую, за веру христианскую.
- Назовите героев – патриотов из калмыцкого эпоса «Джангар».
(Великий Джангар,тяжелорукий Савр, красноликий Хонгр, свирепый Санал)
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца.
- Что общего в этой клятве? ( ответы детей)
- Приходится ли в наше время защищать свою Родину?
- Мальчики, когда вы вырастите, пойдете в армию, вы будете принимать присягу на верность Родине.
В народе говорят: «Береги Землю родимую, как мать любимую».
Как вы понимаете эту пословицу?
Чтение стихотворений подготовленными учащимися.
Всей земли народ
Пусть тревогу бьют!
Будем мир беречь!
Скажем: «Не дадим
Вновь войну зажечь!
Мы за мир! И песню эту
Понесем, друзья, по свету.
Пусть она в сердцах
Людей звучит
Смелей, вперед за мир!
А. Жаров
Благодарю, тебя,
Россия,
За верность дружбе вековой !
С тобой-
Никто нас не осилит,
Не покорит мой край степной.
Россия,
Мать моя родная!
Мы шли к победам сквозь бои
Тебе сегодня посвящая песни лучшие свои…
А. Сусеев
- О чем говорится в стихотворениях этих поэтов?
-Как нужно жить с другими народами, друг с другом?
-Какую знаменательную дату мы отметили?
Обобщение учителя.
400 лет назад калмыцкий народ вошел в состав России. С тех пор калмыки рука об руку идут по жизни сквозь радость и горе, испытания и победы вместе с Россией.
Выполнение плаката о мире (аппликация)
Итог классного часа:
- С какими символами государства вы познакомились?
-Что такое патриотизм7
- Как нужно жить с другими народами?
-