Классный час «Писатели и художники о Пасхе».
Цель: знакомство детей с общими сведениями об истории и смысле главного праздника христианства Пасхи, с писателями и художниками
Задачи:
помочь детям понять собственную национальную культуру, которая базируется на православных ценностях;
воспитывать школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
Ход мероприятия.
I. Оргмомент.
Звучит музыка и читается стихотворение. (Слайд 2)
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою,
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С. Есенин
Религиозные праздники всегда занимали важное место в жизни народа.
II. Основная часть.
Что вы знаете об этом православных праздниках?
Какой праздник символизирует победу жизни над смертью? (Пасха)
Сегодня мы собрались, чтобы порадоваться самому светлому христианскому празднику-празднику Пасхи, познакомиться с историей его происхождения, с воспеванием данного праздника в произведениях писателей и художников.
Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? К
Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году н. э. Пасха — это празднование воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется всегда между 22 марта и 25 апреля, но никогда не бывает в одно и тоже число. Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник, он празднуется 40 дней. Всё это время люди ходят, друг другу в гости, поздравляют со светлым Христовым Воскресеньем и радуются, что Иисус Христос открыл путь к светлой жизни. (Слайд 3 )
Рассказ ученика. (Слайд 4)
«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней – те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не повседневная. Ему вдруг представится – эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас, – и он готов почти воскликнуть: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»
Н. В. Гоголь. Светлое Воскресение
Читает ученик. (Слайд 5)
Воскресение Христово
Княжна Е. Горчакова
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки –
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь".
Учитель. Вот мы с вами и вспомнили историю праздника. А теперь познакомимся с писателями и художниками, которые воспевают «Светлый праздник».
Читает ученик. (Слайд 6)
К. Бальмонт. Благовест
Я ждал его с понятным нетерпеньем,
Восторг святой в душе своей храня,
И сквозь гармонию молитвенного пенья
Он громом неба всколыхнул меня.
Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов.
Учитель. Благовест — это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы.
В стихотворении «Благовест» Бальмонт рассказывает о своем пути к Богу: после спасительной ночи Светлого Воскресения Христова, наступает светозарный светоносный день. Лирический герой предчувствует время своего духовного освобождения.
Хочу отметить, что Пасхе предшествует вербное воскресенье. После вербного воскресенья, которое известно тем, что люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает о том, что Иисус Христос вошел в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль.
Ученик.
Блок Александр. «Вербочки». (Слайд 7) Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной. Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня! В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
Учитель. Светлый праздник «Пасхи» воспевали в своих произведениях не только писатели и поэты, но также и художники. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них и их произведениями.
Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. 1908-1909. Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы. (Слайд 8)
Удивительно, но о Воскресении Христа первыми узнали вовсе не Его ближайшие ученики, а те самые женщины, которые видели Его смерть на Кресте. На следующий день после субботы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия пошли к гробнице, в которую положили Учителя, с миром (благовонным маслом), чтобы помазать его тело — таков был иудейский погребальный обычай. Поэтому их так и называют — Жены Мироносицы.
Но, подойдя к гробнице, они увидели, что камень, закрывавший вход в нее, отвален и лежит рядом. А войдя внутрь пещеры, женщины не нашли там тела Христа. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (Лк 24:4–9).
На триптихе Михаила Нестерова «Утро Воскресения», который хранится в Третьяковской галерее, изображены разговор Жен Мироносиц с ангелом и явление воскресшего Христа Марии Магдалине.
И тем не менее у каждого из нас Пасха своя, ее визуальный образ индивидуален. У кого-то это деревенская церковь и родительский дом, у кого-то белая крахмальная скатерть, а на ней куличи, крашеные яйца и другая снедь, у кого-то – солнечный день, нежная зелень первой листвы и веточки вербы и т. д.
А. Маковский. Пасхальный стол. 1915-16 гг. (Слайд 9)
Александр Владимирович Маковский (5 апреля 1869 года, Москва — 26 октября 1924 года, Ленинград) — русский художник из знаменитой династии Маковских. Учился в Москве в училище ваяния и зодчества. Преподавателями Александра были Поленов, Прянишников и отец, Владимир Маковский.
Княгини Ольга Александровна Романова. «Пасхальный стол», 1933 г. (Слайд 10)
Великая княгиня Ольга Александровна — последняя младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Выросла в Гатчинском дворце в пригороде Санкт-Петербурга. Ее отношения с матерью не сложились, первый брак тоже оказался неудачным и окончился разводом. Впоследствии Ольга Александровна вышла за Николая Куликовского. Она одна из немногих членов Императорской семьи, спасшихся после Октябрьской революции. Жила в Европе и в Канаде. Пережила всех внуков и внучек Александра II. Как и отец, она предпочитала простую жизнь. За свою жизнь написала более 2000 картин, доходы от продажи которых позволяли ей поддерживать семью и заниматься благотворительностью. Умерла в возрасте 78 лет в 1960 году
Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 г. (Слайд 11)
"В начале 1860-х Перов создает серию картин антиклерикальной направленности. Главой становится тема священства, забывшего свой долг. Мимо зрителя уныло тянется пьяная процессия с иконами и хоругвями. Крестьяне с полузакрытыми глазами бредут к обрыву, будто слепцы. Бросивший их поводырь – одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Рядом женщина с иконой, у которой утрачен лик. Поодаль – нищий, несущий икону вверх ногами. Но Всевидящее око на хоругви – будто предупреждение, что этим людям не избежать Высшего Суда. Пасмурный пейзаж, диссонирующие движения участников процессии, тоскливый рассвет подчеркивают убогость всей сцены. Картину удалили как """безнравственное""" произведение с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, запретили воспроизводить в печати, а П.М.Третьякову рекомендовали не показывать посетителям".
Сергей Милорадович. Приготовление к Пасхе. 1910 г. (Слайд 12)
Живописец Сергей Милорадович был сыном сельского дьякона, поэтому с детства его жизнь была тесно связана с религией и церковью. Конечно, большую роль в жизни художника играли церковные праздники, одним из которых была Пасха. На картине «Приготовление к Пасхе» мастер запечатлел сюжет из своего детства, когда он, будучи ещё ребёнком, красил яйца перед этим светлым праздником. На картине изображён мальчик, который тщательно прорисовывает орнамент тонким пёрышком. Перед окном стоят распустившиеся веточки вербы, чувствуется атмосфера спокойствия, светлого праздника, тепла и весны.
III. Заключительный этап.
Дорогие ребята, пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскрес!» и в ответ услышать «Воистину воскрес!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа. (Слайд 13)