Цели и задачи:
определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще;
развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе.
Оборудование: слайды с надписями: «Добро не наука, оно действие» (Р.Роллан), «Познай самого себя» (надпись на Дельфийском храме).
Ход игры:
I. Организационный момент:
приветствие;
сообщение темы и задач мероприятия.
Учитель: Добрый день всем, я рада вас видеть на нашей игре «Планета друзей». Ситуация такова: существует множество необитаемых планет, на которых можно поселиться. У нас 4 команды, каждая из которых сейчас придумает название планеты и определит ее население.
II. Определение правил взаимодействия:
Учитель: Моя задача — дать вам возможность доказать, что вы достойные представители своих планет. Но для начала определите правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями.
- А теперь мне хотелось бы побольше узнать о вашей жизни на планетах, ее основных событиях. Расскажите, что происходит на вашей планете.
Команды рассказывают о наиболее ярких событиях,
которые произошли на их планете.
- А теперь сформулируйте правила разрешения конфликтов на вашей планете.
III. Обсуждение ситуации:
- А вот событие, которое произошло на планете Земля.
А ВДРУГ?..
С утра пошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро-быстро шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил синюю шапочку Тани Шибановой.
Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней всю дорогу.
Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет... Только вот что сказать? Больше недели, как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем в кино сегодня?» А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он привез с моря?..
А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне нужен?!»
Алеше сбавил, было, шаг, но, взглянув на синюю шапочку, вновь заторопился.
Таня шла преспокойно и слушала, как машины шуршат колесами по мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Алешку, который как раз перепрыгивал через лужу.
Она пошла тише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он догнал ее вон возле того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: «Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у других желтые?». Алешка посмотрит-посмотрит и … А может, и не посмотрит совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь поссорились...
За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка, пожалуй, не успеет ее догнать. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь просто так, посреди тротуара.
В большом доме был магазин «Одежда», Таня подошла к витрине и принялась разглядывать манекены.
Алешка подошел и встал рядом... Таня посмотрела на него и чуть улыбнулась... «Сейчас что-нибудь сказанет», - подумал Алешка и, чтобы опередить Таню, проговорил:
А-а, это ты, Шиба... Здравствуй...
Привет, Вертишеев, - бросила она.
Алешка быстро зашагал дальше, а Таня задержалась у витрины. Снова начал накрапывать дождь.
Учитель: Что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?
IV. Мини-игры на развитие коммуникативных навыков:
Учитель: В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, мимики, как бы «читать» людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Как это делать? Вот несколько нехитрых правил (Слайд 2):
Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает;
Улыбайтесь человеку искренней улыбкой;
Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности;
Называйте его по имени и так, как он хочет сам;
Нужно уметь слушать и распределять инициативу в разговоре;
Говорите комплименты, но говорите их искренне;
Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.
Учитель: Скажите, можно эту технику общения использовать на Земле? Как вы думаете, почему не всегда работают эти правила?
А теперь напишите ваши правила общения с людьми.
Далее правила каждой планеты обсуждаются и создается общий свод правил (Приложение 1).
V. Подведение итогов:
- Итак, каковы общие правила общения людей?
- Что нового для себя вы сегодня узнали? Чего достигли?
Приложение 1
Правила симпатичного собеседника
1. Больше слушай, меньше говори.
2. Настройся на волну собеседника.
3. Кое о чем спрашивай время от времени.
4. Не критикуй и не давай советов, если тебя об этом не просят.
5. Будь терпелив, не прерывай собеседника.
6. Не спорь.
7. Говори о том, что интересует собеседника.