МКОУ Куртамышского района «Закоуловская основная общеобразовательная школа»
Учитель: Реутова Н.А.
с. Закоулово
2022г
Классный час по нравственному воспитанию.
Начальные классы.
Цель классного часа:
1.Назвать положительные и отрицательные стороны различных явлений и предметов.
2.Сформулировать свое согласие или отрицание предлагаемых утверждений.
3.Научиться выражать свое отношение к предметам, явлениям ,поступкам.
Ожидаемые результаты:
По окончании классного часа учащиеся должны составить:
а) Таблицу «Положительные и отрицательные стороны»;
б) Выразить свое мнение и отношение к предметам, явлениям, проступкам и принимать взвешенное решение.
Тема: Работа по сказке «Когда соль слаще сахара»
- Здравствуйте! Сегодня мы начнем наше занятие со сказки.
«Жил-был в одной стране король, и было у него три дочери.
Очень он любил своих дочерей и исполнял любые их желания. Но однажды подумал: я-то их люблю, а вот любят ли они меня? И захотелось королю испытать своих дочерей. Приказал он позвать их в тронный зал и задал вопрос: «Дочери мои, знаю, что вы любите меня, но как сильно?»
Одна из дочерей сказала: «Отец, я люблю тебя, как сахар, потому что сахар делает все сладким и приятным на вкус!» – Понравился королю ответ…
- Поднимите руки, кому тоже понравился ответ дочери. Спасибо.
- Вторая дочь подошла к королю и сказала: «Отец, я люблю тебя, как мед, потому что мед слаще сахара». И этот ответ понравился королю.
• Поднимите руки, кому тоже понравился ответ дочери. Спасибо.
- Младшая дочь сказала просто: «Отец, я люблю тебя так сильно, как соль». Услышали это сестры и засмеялись...
• Поднимите руки, кому тоже понравился ответ дочери. Спасибо.
• Что, по вашему мнению, подумал король об ответе третьей дочери? (учитель выслушивает предположения учеников).
- Король рассердился и закричал на младшую дочь: «Вот как ты меня любишь! Не место тебе в моем дворце, уходи прочь!» – и прогнал дочь из дворца.
• Как вы думаете, правильно ли поступил король? (Учитель выслушивает предположения учеников.)
• Что, по-вашему, произошло дальше? (Учитель выслушивает предположения учеников.)
Продолжение сказки:
«Через год решил король устроить большой пир. Пригласил всех знатных соседей, а поскольку гостей было видимо-невидимо, то на кухню позвали многих женщин королевства. Наготовили они множество самых изысканных блюд и начали угощать гостей. Только вот король попробовал было мясо – не смог есть, посмотрел вокруг – все едят и нахваливают. Промолчал король, стал ждать другого блюда. Принесли ему рыбу – только кусочек взял, так сразу и выплюнул. А гости знай себе едят да нахваливают.
Украдкой король взял кусочек с тарелки соседа – еда действительно была прекрасна».
• Как вы думаете, что случилось с едой короля?
• Что, по-вашему сделал дальше король?
Продолжение сказки:
«Возмутился король и приказал привести к нему повариху, которая готовила для него. Побежали слуги и привели девушку, в которой он узнал свою младшую дочь, изгнанную им год назад из дома. Девушка рассказала, что всю еду она готовила без соли: рыбу в сладкой воде варила, а мясо в сахаре готовила. Понял тогда король, что права была его дочь, когда говорила, что соль бывает слаще меда и сахара, заплакал и попросил у нее прощения».
• Понравилось вам окончание сказки? Почему?
• Как вы думаете, чему учит сказка?
Учитель обобщает ответы:
Многому можно научиться из сказки, мне хотелось бы подчеркнуть два урока:
• Все явления и действия, которые нас окружают, имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
• Решения, в которых не принимается во внимание этот факт, часто бывают ошибочными.
Основная интерактивная часть: (примерно 30 минут)
(Учитель раздает ученикам таблицу «Положительное и отрицательное») и говорит:
• Работая в парах, найдите и запишите позитивные и негативные стороны тех предметов, действий или явлений, которые представлены в центральной колонке. Для этого у вас 3 минуты.
(Учащиеся работают в парах, учитель наблюдает за работой.)
По истечении 3 минут учитель говорит:
• Теперь по очереди каждая пара представит результаты своей работы. Если у кого-нибудь будут другие варианты – поднимите руки.
(Ученики по очереди представляют свои варианты.)
- Есть ли другие варианты.
• Теперь мы проведем небольшое соревнование.
• Каждая команда должна в течение 2 минут самостоятельно найти другие предметы, явления или действия, которые имеют положительные и отрицательные стороны. За каждое слово вы получите 1 балл.
Затем вы будете называть эти слова, а другие команды должны за 10 секунд найти позитивные и негативные стороны. Та команда, которая сделает это первой, получает 2 балла. Если за 10 секунд никто не сможет назвать обе стороны, команда представит свои варианты и получит еще 1 балл.
Приступайте к поиску слов.
(Ученики работают в командах. Учитель следит за временем и предупреждает о том, что осталась 1 минута, 30 секунд, 10 секунд, и говорит)
- СТОП!
(Учитель проводит соревнование. выигравшая команда получает символический приз, например, аплодисменты всего класса.)
- А сейчас нарисуйте в виде смайлика лицо короля в начале сказки и в конце. Докажите свои смайлики ответами.
Ребята, спасибо за активное участие а мы переходим к следующему заданию.
• Теперь самостоятельно прочитайте текст «Два друга».
Учитель проводит беседу при помощи вопросов:
• Как относится Руслан к футболу?
• Что думает Олег о футболе?
• Как аргументирует свою позицию каждый из мальчиков?
• Подумайте 1 минуту и предложите дополнения к аргументам мальчиков. (для обеспечения
• Как вы думаете, чем может закончиться спор мальчиков?
• Подумайте в течение 2 минут и предложите наилучшее решение, которое учитывает аргументы обоих мальчиков.
(Через 2-3 минуты учитель выслушивает решения).
• Легко ли было предложить решение, которое учитывает аргументы обеих сторон?
- Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия.
• Чему вы учились сегодня?
• Поднимите руки те, кто считает важным умение видеть как позитивные, так и негативные стороны одного предмета или явления.
• Почему вы так считаете?
• Как вы сможете использовать в будущем те знания и умения, которые мы развивали сегодня?
Приложение:
Два друга
Руслан и Олег – друзья. Они соседи и ходят в один класс. Каждое утро они идут вместе в школу и говорят о многом: о фильмах, телепередачах, книгах, решенных и нерешенных задачках. Сегодня они обсуждают, чем будут заниматься после уроков. Руслан предлагает Олегу поиграть в футбол, но тот отказывается. Руслан, с обидой и неудовольствием в голосе, говорит: «ФУТБОЛ – это самый лучший вид спорта, и каждый настоящий мужчина должен им заниматься! Олег, раньше ты со мной играл, а сейчас предаешь меня!»
Олег отвечает: «Я пробовал играть в футбол, но БОРЬБА мне нравится больше. Кроме того,
в прошлый раз я упал и сильно ушиб ногу, поэтому я не буду сегодня играть с тобой в футбол!»
Таблица «Положительное и отрицательное»
положительные стороны: предмет, явление, поступок
отрицательные стороны: нож, дождь, солнце, автомобиль, наказание, пчела, правила, терпение, осторожность.