СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по профилактике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час по профилактике»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г.ТАЙШЕТА








Занятие с учащимися 8-9 классов в рамках реализации программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

«Я И ЗАКОН»











Автор: Головня Татьяна Владимировна,

социальный педагог



Дата проведения: 19.12.2018 года






Пояснительная записка

Согласно Закону № 120-ФЗ, в компетенцию образовательного учреждения входят следующие задачи:

  • Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

  • Оказание социально – психологической помощи и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

  • Выявление семей, находящихся в социально – опасном положении;

  • Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

  • Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

В МКОУ СОШ № 5 г.Тайшета создана система социальных, правовых педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с учащимися и семьями, находящимися в социально – опасном положении.

Профилактическую деятельность в ОУ осуществляют:
  • 39 классных руководителей,
  • 2 социальных педагога,
  • педагог – психолог,
  • 4 педагога дополнительного образования,
  • заместители директора по учебно – воспитательной работе,
  • директор.

Приоритетное направление работы МКОУ СОШ № 5 г.Тайшета в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений – это общая профилактика девиантного поведения.

Важным ресурсом образовательного учреждения являются организационные условия образовательного процесса. Ресурсы системы образования – в её организационных возможностях, в содержании образования, педагогическом потенциале. Профилактике девиантного поведения способствуют:

- школьное самоуправление,

- различные формы социального творчества детей, проектная деятельность,

- развитая структура внеурочной деятельности, дополнительное образование,

- профессиональное ориентирование детей, предпрофильная подготовка;

- взаимодействие с общественными институтами, социальные связи школы (учреждения культуры, спорта, детские и молодежные объединения, СМИ, ветеранские организации и пр.),

- предупреждение неуспеваемости.

Важную роль в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений играет специальная профилактика девиантного поведения детей, которая включает следующие элементы:

- выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении,

- анализ причин отклонений в поведении,

- определение и реализация мер, направленных на коррекцию поведения ребенка,

- осуществление мер, связанных с применением санкций в отношении несовершеннолетнего и его родителей.

Третье направление работы по профилактике безнадзорности и правонарушений – профилактика рецидива. Данное направление включает:

- контроль и социальная помощь несовершеннолетним, совершившим преступления (правонарушения);

- нейтрализация факторов социальной среды, способствующих совершению преступления;

- помощь в бытовом, трудовом устройстве детей.

Важное значение, для обеспечения эффективности педагогического процесса, имеет организация взаимодействия со­циального педагога с классными руководителями, педагогом- психологом, заместителем директора школы по воспита­тельной работе.

Ежегодно социальный педагог проводит мероприятия для учащихся 1-11 классов в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии, направленные на профилактику противоправного поведения.

Основными методами воспитания, которые социальный педагог используеи в своей работе являются:

- педагогические направленные на воспитание, перевоспитание, коррекцию, реабилитацию, обучение социального опыта;

- социологические которые позволяют собрать необходимую информацию: анализ документов; наблюдение, опрос, анализ содержания газет, кинофильмов, публичных выступлений;

- психологические которые обеспечат снятия психологической нагрузки: тренинг; психотерапия: суггестивная, рациональная, аналитическая и групповая.

К наиболее распространенным психолого – педагогическим методам относятся:

- исследование;

- наблюдение;

- психологический диагноз;

- беседа;

- интервью.

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника.

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности.

Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме.

Метод тестирования. Чаще всего к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.

Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э. Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы.

К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др.

К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.

Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе.













Сценарный план занятия

Эпиграф:

«Спросят, как перейти жизнь, отвечайте:

как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно».

Н. Рерих

Цель:

Профилактика правонарушений, помощь в устранении причин, способствующих отклонению в поведении подростка, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов, воспитание в духе соблюдения законности и правопорядка.

Задачи:

  • выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

  • развитие правовой грамотности учащихся;

  • усиление взаимодействия социально-педагогического коллектива с различными субъектами в профилактике правонарушений несовершеннолетних;

  • воспитание чувства ответственности за свои поступки;

  • развивать осознание последствий противоправных действий;

  • отслеживание результативности профилактической работы.

Методы обучения:

проблемное обучение

Методы и приемы воспитания:

педагогические - наблюдение, беседа;

социологические - анализ содержания газет; анализ содержание видеофрагментов;

психологические - тренинг.

Оборудование: мультимедийная установка, листы- маршрутизаторы, карточки с заданиями, маркеры, разноцветные значки, жетоны

Форма проведения: квест-игра с элементами тренинга.

Целевая аудитория: учащиеся 8-х, 9-х классов

План занятия:

  1. Первый этап «Разминка»

  2. Второй этап. Основная часть «Квест- игра»

  3. Третий этап. Заключение, подведение итогов занятия.

Первый этап «Разминка»

Действия социального педагога

Описание действия

Действия учащихся

Время

- Прежде чем, мы приступим к основной части, давайте познакомимся!

Игра «Меня зовут». Элементы тренинга.

Игра проводится следующим образом: каждый участник по кругу произносит имя своего правого соседа с эпитетом комплиментом, который начинается на первую букву его имени. Например: Таня – талантливая, Виктор – великолепный рассказчик, Игорь – исключительно умный и т. д.

Ученики слушают, запоминают правила.

Проводят игру. Получают разноцветные значки (красный, синий, зеленый, желтый)

2 мин.

- «От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать. Поэтому одна из задач воспитательной работы в школе – предупредить учащихся об опасностях в игре с законом. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год. Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.

Растёт число привлечённых к уголовной ответственности за распространение наркотиков.

Социальный педагог демонстрирует слайды на экране.

Смотрят, слушают

2 мин.

- Посмотрите на экран. На нем мы видим высказывания великих людей.

Как вы понимаете смысл высказываний?


Прием- беседа

«В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням», А. А. Бестужев-Марлинский.

«Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению».

 Л. Л. Леонов

«Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира».

Г. Филдинг

Ученики формулируют ответы, делают предположения.

2 мин.

- Я предлагаю вам, сыграть в игру «Потерявшиеся части». Нужно привести в соответствие определение и термины.

Прием- работа в группах

ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это общественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

На слайд выводятся правильные ответы.


Ученики, разделившись на 4 группы, по цвету значков, составляет слова и приводят в соответствие.

2 мин.

Итого

8 мин. (+2)


Второй этап. Основная часть «Квест-игра»

Действия социального педагога

Описание действия

Действия учащихся

Время

- Начинаем нашу игру, получаем листы- маршрутизаторы.

Представляет старшеклассников, которые помогают в проведении квеста.

Раздает листы, объясняет правила прохождения станций:

Станция «Ситуация»

Станция «До 16 и старше…»

Станция «Как поступить?»

Станция « Закон»

Слушают, изучают листы- маршрутизаторы.

2 мин.

Станция «Ситуация». Команда, прибывая на станцию, получает карточку с заданием «Анализ газетной выдержки», им необходимо дать оценку ситуации с точки зрения законодательства.

Задание 1. Семиклассница Ирина не возвращается вовремя в реабилитационный центр с каникул, пропускает занятия в школе, говорит, что многие так делали, а ей что – нельзя.

Задание 2. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Задание 3. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо

Задание 4. Ученики 9 класса едут в переполненном автобусе на сидячих местах , едят мороженное, громко разговаривают и смеются в автобус входит пожилая женщина, молодые люди делают вид что не заметили её, места не уступают, не реагируют на замечания других пассажиров о недостойном поведении. Как вы расцените эту ситуацию?

3 мин.

Станция «До 16 и старше…»

Команда получает карточку задание и дает пояснение по предложенной ситуации. Какое это правонарушение?

Задание 1. Подростка задержали на улице в 23 часа 20 минут без сопровождения взрослых.

Задание 2 . Девочки-подростки распивают пиво на крыльце здания столовой, курят

Задание 3. Третьеклассник Артем катается на велосипеде по проезжей части

Задание 4. Восьмиклассники Дмитрий и Михаил, выражались нецензурной брань в парке культуры и отдыха, пели песни с использованием ненормативной лексики.

3 мин.

Станция « Как поступить?»

Задание 1. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки

Задание 2.  Группа ребят из 11 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили.

Задание 3. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней.

Задание 4. Посмотрите видеофрагмент. Разговор двух подруг:

- Как надоели мне эти уроки, сегодня контрольная, а я вчера весь вечер в «одноклассниках» просидела. Теперь точно двойку за контрольную получу.

- А хочешь, я сделаю так, что у вас сегодня не будет контрольной?

- Конечно, хочу! А как?

- Смотри. (Достает телефон, звонит) Алло, это полиция? В школе заложена бомба! (Кладет телефон в карман) Вот и все! А ты боялась! Контрольная, отменяется!

5 мин.

Станция «Закон»

Укажите возраст, с которого начинается ответственность за преступления.

- совершение убийства ;

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ;

-мошенничество;

- изнасилование ;

-кража;

- похищение человека;

- разбой, грабеж , кража ;

-вымогательство;

- угон транспорта ;

- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества ;

- вандализм ;

- хищение оружия, взрывчатых веществ ;

- приобретение, хранение наркотиков ;

- терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма .

3 мин.

Команды идут по станциям, заполняют маршрутный лист, используют маркеры. Социальный педагог наблюдает, направляет команды. Старшеклассники фиксируют количество правильных ответов у каждой команды. Выдавая жетоны. Фиксируя прохождение в листах.

Итого

16 мин. (+2)


Третий этап. Заключительная часть. Подведение итогов.

Действия социального педагога

Описание действия

Действия учащихся

Время

- Пока жюри подводит итоги, мы с вами сделаем выводы. Закончим наш классный час словами Л.Н.Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами «Все так делают». Как вы понимаете смысл этих слов?

Никогда не повторяйте чужих глупых поступков. Каждый из вас – человек, личность, а не часть стада!

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Добро – это душа человека. Добрый человек не пойдет на преступление, потому что не желает зла другому.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый - от радости.

Старшеклассники. Работающие на станциях подсчитывают количество жетонов, подводят итоги.

Социальный педагог предлагает учащимся обратить внимание на слайд, на котором слова Л.Н.Толстого

Слушают, смотрят, высказывают предположения.

3 мин.

- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы сделает для себя выводы и будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая правонарушения, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

Давайте подведем итоги! Поздравляем победителей!

Предоставляет слово старшеклассникам, подводят итоги, объявляют результат.

Слушают, поздравляют победителей.

3 мин.

Рефлексия.

- Ребята, закончилось наше занятие. Я предлагаю вам выполнить упражнение «мешочек пожеланий».

Предлагает учащимся по очереди высказать своё мнение о занятие, что нового они узнали о себе, какие моменты занятия, упражнения, игры им понравились больше, что было трудно выполнить ребятам. Таким образом, педагог подводит итог прошедшего занятия, выявляет положительные и отрицательные моменты:

Использует данное упражнение в качестве момента «прощания».

Передавая мешочек друг другу, учащиеся по кругу достают из него маленькие открыточки с пожеланиями (например: учиться на «4» и «5»; крепкого здоровья и другие) и начиная со слов: «я тебе желаю», зачитывают сам текст открытки. Так же дети самостоятельно могут придумать своё пожелание.

2 мин.

Итого

8 мин. (+2)


Общее время проведения занятия: 40 минут

.