СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по профориентации "Найти себя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Час общения, посвящённый профессиональному самоопределению

Просмотр содержимого документа
«Классный час по профориентации "Найти себя"»





Найти себя

Час общения, посвящённый профессиональному самоопределению













Цели:

- расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;

- формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией;

- воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению к жизни;

- побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию



Форма проведения: час общения



Оборудование:

- список профессий

- тест « Определение типа будущей профессии»

- компьютерная презентация «Найти себя»

- видеофильм « Стратегия выбора профессии»

- слайд-шоу с изображением людей разных профессий





План классного часа

  1. Вступительное слово

  2. Практический блок « Все профессии нужны, все профессии важны»

  1. Подбери примеры профессий (Работа в группах)

  2. Определение типа будущей профессии (индивидуальная работа по опроснику)

  3. Cловарь профессий

  4. Найди профессии (Работа в группах)

  5. Оцени профессии (Фронтальная работа)



  1. Информационный блок «Самый лучший выбор».

  2. Проблемные ситуации.

  3. Видеофильм «Стратегия выбора профессии»

  4. Заключительная беседа

  5. Подведение итогов. Рефлексия.

  6. Песня Ю.Визбора «Работа». Слайд-шоу «Профессии, которые мы выбираем»





























  1. Вступительное слово

Сегодня наш час общения называется «Найти себя» (презентация стр.1), и посвящён он профессиональному самоопределению

Скоро вы получите свой первый документ об образовании. Для кого-то он уже станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа – такие маршруты ждут тех, кто решил покинуть стены школы после 9 класса и уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать и правильно сделать этот выбор.

А выбрать есть из чего – в мире боле 55 тысяч профессий! Причём каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу задумаешься, что бармен – это, в принципе, буфетчик, а менеджер – управляющий.

  1. Практический блок «Все профессии нужны…»

  1. Подбери примеры профессий

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда: (презентация стр.6-7):

  1. Человек – Природа

  2. Человек – Техника

  3. Человек – Человек

  4. Человек – Знаковая система

  5. Человек – Художественный образ



Характеристика групп (презентация стр.8-12)

1 . ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

2. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

3. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Сейчас вы будете работать в группах (уч-ся объединяются в группы).

Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа. (Первая группа « Человек природа» и т.д.)

- Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы (презентация стр.9-15)

Примерные ответы детей:

- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор…

- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий…

- Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод…

- Бухгалтер, учёный, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус…

- Художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, балерина, фотограф…


II.3. Давайте определим, к какой группе профессий в зависимости от предмета труда вы относитесь.

Заполнение «опросников», подсчёт баллов и выявление приоритетов.( Дети вслух озвучивают свои результаты)











Определение типа будущей профессии

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «-». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

1.Легко знакомлюсь с людьми





1

2.Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить


1




3.Люблю ходить в музеи, театры, на выставки




1


4.Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1





5.Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.



1



6.С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами





1

7.С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1





8.Обычно делаю мало ошибок в письменных работах



1



9.Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей и у старших



2




10.Люди считают, что у меня есть художественные способности





2


11.Охотно читаю о растениях, животных

1





12.Принимаю участие в спектаклях, концертах




1


13.Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин


1




14.Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы



2



15.Легко улаживаю разногласия между людьми





2

16.Считают, что у меня есть способности к работе с техникой


2




17.Людям нравится моё художественное творчество




2


18.У меня есть способности к работе с растениями и животными


2





19.Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме



2



20.Я почти никогда ни с кем не ссорюсь





1

21.Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди



1




22.Без особого труда усваиваю иностранные языки



1



23.Мне часто случается помогать даже незнакомым людям





2

24.Подолгу могу заниматься музыкой, читать книги




1


25.Могу влиять на ход развития растений и животных

2





26.Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов


1




27.Мне обычно удаётся убедить людей в своей правоте





1

28.Охотно наблюдаю за растениями и животными

1





29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику




1



30.Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и.т.п.





1



Результаты










П


Т


З


Х


Ч



Обработка и интерпретация результатов

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, т.е. с учётом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты». Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами: П (природа), Т (техника), З ( знак), Х (художественный образ) , Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце – 8 – говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов. 1.__________________________________

2.__________________________________

3.__________________________________

II.4. Столько названий профессий мы услышали. А всегда ли мы знаем их трактовку, значение? Случаются и курьёзы...

Монолог «знатока»

« Не, ребята, где вы такие профессии нашли? На них надо учиться, учиться и учиться, а потом ещё работать, работать, работать…Вот я свой выбор сделал прямо по схеме «хочу- могу- надо». Хочу быть веб – дизайнером, потому что не знаю, что это такое. Могу быть провизором(провизию разную обожаю), а ещё локистиком хочу- люблю во всём логику. А надо мне, пацаны, оказывается, идти в кинологи. И это я прочитал в своём профессиональном гороскопе. Раз надо, значит, надо! Профессия нужная, а главное - полезная. Сиди и смотри себе кино с утра до вечера. Так что, ребята, никого не слушайте. Изучайте гороскопы!»

Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот «дельный совет»?

-Кто такой веб-дизайнер? (специалист по созданию Интернет-сайтов, занимается разработкой, оформлением и поддержкой Web-страниц, Web-сайтов; владеет Internet-технологиям и навыками художника-оформителя (композиция, дизайн);

-Что делает провизор? (специалист по производству, хранению и продаже лекарств,принимает рецепты и проверяет правильность их оформления; готовит сложные лекарства; делает химический анализ приготовленных лекарств; отпускает лекарства, соблюдая правила отпуска; контролирует качество лекарств; занимается административно-организаторской деятельностью.; )

-Знает ли логистик логику? (отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную подготовку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты

- Должен ли кинолог смотреть кино с утра до вечера? (кинолог – специалист по размножению,выращиванию и воспитанию собак)

- И нужно ли выбирать профессию по гороскопу? (неправильно, ненаучно, безответственно, просто глупо. Недаром, ещё в 18в. астрологию считали «тщетной, напрасной» наукой)

Давайте дадим объяснения следующим профессиям:

- Мерчендайзер - занимается рациональным размещением товаров и торгового оборудования в помещении; анализирует динамику продаж, дает рекомендации по рекламному оформлению помещений, дизайну интерьера, закупкам торгового оборудования.

Ландшафтный дизайнер - создает проекты садов и парков, воплощая в них свое понимание и ощущение красоты природы; отмечает на плане перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения, дорожки, террасы, архитектурные объекты, фиксируя все элементы будущего ансамбля, включая породы деревьев и состав трав на газонах.

Системный администратор - обеспечивает бесперебойную работу компьютерной сети внутри компании, а также за ее пределами: устанавливает и настраивает программное обеспечение, устраняет неполадки в системе; обеспечивает информационную безопасности компании.

Риэлтор (оценщик недвижимости) - занимается продажей, покупкой, обменом и сдачей недвижимости в аренду; ведет юридическое оформление сделок.

Нотариус - должностное лицо, в обязанности которого входит засвидетельствование, оформление различного рода юридических актов (договоров, завещаний, доверенностей и т.п.)

II. 5. Найди профессии

Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в это предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

- школьная парта

- учебник

- батон, хлеб

- чашка

- школьная форма. ( В течение 3-4 минут дети обсуждают ответы)


Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей)

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист…)

О чём это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии).


Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил для них заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал помещения, поэтому к нужным профессиям мы причислим и (учителя, врача, строителя, уборщицу, сантехника…)

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает – это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, учебниками, чашками и др. вещами, эти профессии будут нужны.

II.5 Оцени профессию

Профессии учителя, врача считались нужными и в XVIIIв. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий (см. презентацию стр.18)

-нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

- полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

-щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

- тщетные (тщетный — бесполезный, ненужный, (из)лишний, напрасный, безуспешный, безрезультатный, бесплодный; пустой, тленный; безрезультативный, зряшный, суетный) науки (алхимия, астрология);

-вредительские науки (колдовство).

Интересно, какие современные науки вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие к щегольским и увеселяющим, а какие –к вредительским и тщетным?

  1. Информационный блок « Самый лучший выбор»



Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Профессиональное самоопределение – от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу - могу- надо» (см.презентацию стр.19)

Во – первых, будущая профессия должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во – вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В –третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу», « надо» в виде трёх окружностей (презентация).

В окружность «хочу» попали наши цели, планы.

Цели должны быть - конкретными

- реальными (т.е. соотненсёнными с вашими возможностями-физическими, возрастными, финансовыми)

- ограниченными во времени (цель –это мечта к сроку).



В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности и состояние здоровья.



В окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.

Посмотрите на рисунки. Каждый из них означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются.

Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

На втором рисунке есть небольшая область пересечения.

Возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

На третьем – они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

  1. Просмотр видеоролика «Стратегия выбора профессии»

Автор фильма Галина Владимировна Резапкина – филолог, психолог, преподаватель, автор многочисленных методик, книг, цикла телепередач для молодёжи «Дороги, которые мы выбираем».

Обсуждение просмотренного.





  1. Заключительная беседа

Есть такое выражение –«Найти себя». Как вы его понимаете?

(-Узнать себя, открыть в себе таланты.

- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

- Найти применение своим талантам.

- Найти своё призвание.)

Найти себя – значит понять своё призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (высказывания детей).

Действительно, поиски себя – это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдёшь себя и своё счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К.Д.Ушинский (читаем эпиграф)

« Самое воспитание, если желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять его к жизни»



  1. Подведение итогов (рефлексия)

Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось?



  1. Закончить нашу встречу мне бы хотелось песней моего любимого барда - необыкновенно интересного человека,- Юрия Визбора.

Окончив факультет русского языка и литературы МГПИ, работал учителем на Севере, там же служил в армии.

Был корреспондентом радиостанции «Юность», журнала «Кругозор», сценаристом на студии документальных фильмов, по его сценариям или при его участии снято более 50 документальных кино-и телефильмов .

Журналист, киноактер (роль Бормана в «17 мгновениях весны»…),поэт и прозаик, драматург. Один из зачинателей жанра студенческой и туристской песни. Песни писал на свои стихи («Милая моя»…) и более 50 песен на его стихи положено на музыку другими композиторами.

Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир, Тянь-Шань. Был инструктором по горнолыжному спорту.

Вышли пластинки, диски, кассеты, книги стихов и прозы.

Чтобы он не делал, он делал это профессионально.



Звучит песня Ю. Визбора «Работа» на фоне видеоряда.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!