ОБОУ «Суджанская школа-интернат» Классный час по социальному направлению на тему: «Настроение – это не пустяк» Классный руководитель 2 класса Коростелева О.А. Суджа - 2023 |
Тема: «Настроение – это не пустяк»
Цель: формировать представление об эмоциональном состоянии человека – настроении; способствовать развитию умения детей управлять своим настроением.
Задачи:
Объяснить детям, что настроение людей зависит от человеческого общения в жизни, вызвать желание делать приятное окружающим людям.
Ход работы.
Целеполагание и мотивация.
А) Звучит песня кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём»
-Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения .
Б) Прочитайте слова и найдёте среди них лишнее:
строительство, застроить, настроение, строители, стройка.
(лишнее – настроение)
Проблемная ситуация.
- Что же можно строить? А настроение строить можно? Что такое настроение? Как вы понимаете? (дети рассуждают).
- Где мы можем найти объяснение слова “настроение”?
В словаре Ожегова написано так: «Настроение — это внутреннее, душевное состояние». Что значит внутреннее, душевное? (в груди, в сердце, в душе).
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение,
Кто веселится, кто грустит,
Кто испугался, кто сердит,
Рассеет без сомнения
Азбука настроения
Постановка цели классного часа:
- Прочитайте тему нашего классного часа: «Настроение – это не пустяк»
- Как вы понимаете «пустяк»? (дети рассуждают). Правильно, настроение - это не пустяк. Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими, и даже зависит здоровье.
Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о настроении, какое оно бывает, от чего зависит, как оно может повлиять на человека.
«Окно» В. Телегина.
Закрыто в комнате окно.
Как в доме скучно и темно!
Вот на окошке кот сидит,
И у него ленивый вид.
А рядом с ним цветок стоит.
И у него понурый вид.
Я широко окно открыл
И солнце в комнату впустил.
Со мною рядом кот сидит -
И у него довольный вид.
Цветок побрызган и полит -
И у него веселый вид!
- Какое настроение было у кота и цветка в начале? А что произошло потом?
- Ребята, какое настроение чаще всего бывает у вас? От чего это зависит? (высказывания детей).
- Нормально, когда у человека хорошее настроение. Но так не может быть всегда. Если, например, заболел близкий вам человек, вы испытываете тревогу, грусть — настроение омрачено. Если вы посмотрели фильм, в котором погибает главный герой, вызывающий у вас симпатию — вам становится грустно, вы переживаете. Иногда настроение может быть подавленным по причине пасмурной погоды, бесконечного дождя или, казалось бы, без видимых причин, как в следующем стихотворении.
Грустный Петрушка
Сидит Петрушка, скучает,
А всяк его поучает:
— Займись делом, порисуй мелом!
— Возьми лопатку, вскопай грядку!
— Позвони Косте, позови в гости!
— Попрыгай, Петрушка,
Не сиди, как старушка!
Тут Петруня как разозлится,
Как топнет ногой по дощечке!
— Не хочу, — говорит, — веселиться,
А хочу погрустить на крылечке.
Оставьте меня в покое,
У меня настроенье такое... Ю. Мориц
- А как узнать у человека, какое у него настроение? (рассуждения детей).
- Ребята, посмотрите на картинки (на доске несколько рисунков – лица детей с разным настроением).
- Кто изображен на картинках? Да, дети с разным настроением.
- Объясните, пожалуйста, какое настроение у ребят на картинках.
- Как вы определили настроение детей на картинках? Правильно, по выражению лица, т.е. по мимике. С помощью мимики мы можем показать какое у нас настроение: веселое, грустное или сердитое.
Мимическая игра «Передай настроение»
– Ребята, давайте поиграем в игру «Передавалки». Будем передавать друг другу разное настроение. Я передаю своему соседу справа – улыбку, ты передаешь улыбку следующему.
Передай «улыбалку» соседу (по кругу).
Передай «сердилку».
Передай «удивлялку».
Передай «страшилку».
Передай «смешилку».
- Итак, настроение можно узнать по эмоциям, мимике, жестам, т.е. по виду. (Карточка на доске).
Прочитайте и догадайтесь, как еще можно узнать настроение человека.
Идет из школы Лена. У нее печальный вид: « Я тройку получила».
Бежит из школы Павлик. У него довольный вид: «Я тройку получил».
- Кто догадался, по какому признаку можно узнать настроение Лены и Павлика? Как говорили дети? Почему? ( Ответы детей). По интонации, по тону. На доске добавляется слово— тон. Тон – это звучание голоса, которое помогает человеку лучше передать свою мысль.
- Послушайте маленькую историю о том, что значит тон.
Коля зашел в комнату и увидел на полу разбросанные игрушки. Он сказал маленькому Пете сердитым голосом: «А ну, убери игрушки». Петя обиделся и заплакал. Коле стало жаль брата и он сказал ласково: «Давай вместе соберем игрушки». Коля успокоился и стал сам собирать игрушки.
- Почему младший брат не сразу послушал Колю? (Коля приказал, говорил сердито, у него было плохое настроение).
Рассказ В. Голявкина « Пуговица».
Я пуговицу себе сам пришил. Правда, я ее криво пришил, но ведь я ее сам пришил! А меня мама просит убрать со стола, как будто бы я не помог своей маме, — ведь пуговицу я сам пришил! А вчера вдруг дежурным назначили в классе. Очень мне нужно дежурным быть! Я ведь пуговицу себе сам пришил, а они кричат: « На других не надейся!» Я ни на кого не надеюсь. Я все сам делаю — пуговицу себе сам пришил…
- Какое настроение у героя? Он гордится тем, что однажды пришил пуговицу и считает, что больше трудиться не надо. Настроение зависит от отношения к делам. На доске добавляется запись – отношение к делам.
- А от чего зависит ваше настроение в школе? (от успешного выполнения заданий, от хороших оценок)
Закрепление и применение учебного материала.
1. Развивающие задания
А) Я буду произносить слова, обозначающие чувства. А вы покажите знаком светофора зелёным, если чувства, вызывают положительные эмоции, улучшают настроение, и наоборот, если ухудшают – красным.
Страх, обида, восторг, восхищение, тревога, огорчение, досада, ужас, радость, ликование, злость, ненависть, отчаяние, гордость, боль, горе, жалость, зависть, месть, уверенность.
Б) - Соедините ситуации и чувства, которые обычно испытывает при этом человек.
Учащиеся получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка.
Ученик хорошо выучил стихотворение, но у доски растерялся, получил оценку ниже, чем планировал | Страх, ужас |
Папу наградили премией за хорошую работу | Обида, досада |
Ребенок боится спать без света | Радость |
Ребенок увидел град размером с куриное яйцо | Гордость |
Отличник получил пятерку | Удивление |
Пассажир отстал от поезда | Горе, боль |
Ушел из жизни близкий человек | Отчаяние |
Мальчик давно мечтал о радиоуправляемой машине и вдруг увидел такую же у своего товарища | Зависть |
2.Поиск способов улучшения настроения:
- А можно ли изменить настроение, настроить себя на жизнерадостный лад? Давайте научимся создавать хорошее настроение!
а) Приемы для исправления настроения
1 прием. Подвигаться под ритмичную музыку.
2 прием. Вызвать у себя смех, вспомнить смешную историю.
3 прием. Полакомиться сладостями.
4 прием. Поиграть с животными.
5 прием. Почитать книгу.
б) Упражнения для исправления настроения.
- А вот один из способов избавиться от своих горестей-печалей, поможет улучшить настроение. Возможно, кто-то уже применял его на практике.
Упражнение 1 - «Послушай меня».
- Возьми свою любимую мягкую игрушку и расскажи ей про своё плохое настроение, пожалуйся ей, кто тебя обидел, кто тебя не понял…
Чтение и обсуждение стихотворения М. Яснова
Горести-печалести.
Горести-печалести,
Что-то мне не спится.
С кем бы мне, печалести,
Вами поделиться?
Столько неприятностей —
Карандаш сломался,
Жук из банки вылез
И больше не поймался.
А еще вдобавок —
Горе-то какое! —
Шарик накололся
На листок алоэ...
То-то мне и вертится,
То-то и не спится —
Может, мне с медведиком
Горем поделиться?
В моего медведика
Уткнусь я головой:
Он хотя и плюшевый,
Но зато — живой!
Упражнение 2 - «Свет мой, зеркальце…»
- Возьми зеркальце и посмотри на себя унылого, грустного, весело подмигни себе, улыбнись, скажи сам себе добрые, ласковые слова.
- Послушайте, как ещё можно поднять себе настроение. Узнайте секрет.
Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо…
Значит надо…
Надо весело скучать!
Так давайте…
Так давайте…
Улыбаться и визжать!
Можно рядышком присесть,
Поболтать и песню спеть.
Глазками подмигивать,
Приседать, подпрыгивать.
И конечно…
И конечно…
Веселиться и мечтать!
И конечно…
И конечно…
Карандашики достать,
Белый листик, кисти, краски…
Фантазируйте и красьте!
Настроение увидит,
Как вам весело живётся.
Пожалеет, что сбежало
И опять домой вернётся.
Засияют ваши глазки,
И запляшет язычок.
Вот такой секретик счастья.
Не забудь его, дружок!
- Как изменить настроение у себя, разобрались. А как поднять настроение другим людям? Представьте такую ситуацию. Девочка стоит у дверей и не может их открыть, потому что у нее заняты руки. Подходит мальчик, открывает двери. Девочка улыбается, благодарит мальчика.
- Какое настроение у девочки в начале? Поменялось ли настроение у нее? Почему? Что важно? (забота и внимание окружающих).
- А вы знаете, что порой достаточно услышать в свой адрес доброе слово.
День был серый,
Непогожий,
Над землей густела тень...
— Добрый день, —
Сказал прохожий.
Я ответил:
— Добрый день!
После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым у меня. В. Орлов
- Что ещё важно? (добрые, приятные слова). (Эти записи добавляется на доске).
- И даже улыбка, которую вам пошлёт другой человек, поднимет вам настроение.
Звучит песня «Улыбка»
- Давайте поиграем в игру, которая также поднимает настроение.
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
Описание игры. Дети становятся в круг. Один из игроков берет в руки воздушный шарик и передает его соседу справа, называя его по имени (желательно уменьшительно-ласкательному) и делая ему комплимент.
Примеры комплиментов. «Андрюша, у тебя классная прическа», «Мариночка, у тебя такие красивые глаза!», «Аленка, ты — самая добрая девочка в классе», «Кирюша, я восхищаюсь твоей воспитанностью», «Антон, ты очень сильный!»
Подведение итогов. Рефлексия
- Ребята, наш классный час подошёл к концу.
- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял (узнал)...»; «Я считаю себя оптимистом (пессимистом), потому что...» «С плохим настроением я борюсь так:...» .
- Выберите, пожалуйста, смайлик и покажите мне, какое настроение у вас после нашего занятия.
Учитель благодарит детей за работу, за откровенность, за активность.