Классный час по теме «Дружба»
1 класс
.
ТЕМА: Трудно одному на свете жить.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
сердечки из бумаги с «правилами дружбы» (доверяй, прощай, уважай, будь внимателен, будь верным, береги и одно пустое) – 7 шт.;
белые звёздочки;
цветные фломастеры (на каждого ребёнка);
грамзапись песен, магнитофон, удлинитель;
плакаты с пословицами (Дружба не гриб, в лесу не найдёшь. Друга ищи, а найдёшь – береги. Друг – это ценный клад.);
плакаты с надписью (Трудно одному на свете жить, мой друг);
карточки с пословицами. (Друг познаётся в беде. Один за всех, все за одного. Один в поле не воин. Сам пропадай, а товарища выручай.);
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
(СТИХ)
Введение в тему.
Вам наверное очень хочется узнать тему нашего класссного часа. Давайте попробуем её отгадать. Послушайте песню и подумайте (Звучит песня «ДРУЖБА»)
Какая замечательная песня. У меня даже поднялось настроение. А у вас?
О чём эта песня?
Вот и тема нашего классного часа «Трудно одному на свете жить».
Ребята, а вы знаете песни о дружбе? Вспомните строки из этих песен.(НАЙТИ ПЕСНИ)
Лишнего не спросит.
Вот, что значит
Настоящий, верный друг…
И смешинки, и слезинки.
Как замечательно, что мы с вами вспомнили такие красивые и очень важные слова о дружбе.
Стук в дверь. Вбегает Шапокляк.
Шапокляк: Вы что тут делаете?
Учитель: Ребята, посмотрите, какая невоспитанная старушка, Что она забыла? (поздороваться)
Шапокляк: Ну, подумаешь забыла. Всем привет.
Учитель: А вы кто такая?
Шапокляк: Меня зовут Шапокляк. Я собираю злы.
Учитель: Не злы, а злые дела. Но только зачем?
Шапокляк: Как зачем? Я хочу прославиться.
Учитель: Так не лучше ли делать добрые дела?
Шапокляк: Нет, добрыми делами не прославишься.
Учитель: А что вы делаете?
Шапокляк: Много чего. Стреляю из рогатки по голубям, обливаю прохожих из окна водой, подрисовываю усы на афишах и плакатах, вытряхиваю мусор из урны, стреляю из пугача, чтобы напугать ночных прохожих. Но последнее время и это не доставляет мне радости.
Учитель: Как вы думаете, отчего Шапокляк грустно в последние дни? (нет друга) Ребята думают, что тебе нужен друг.
Шапокляк: А зачем мне друг. Мне и одной хорошо.
Учитель: Как вы думаете, ребята, зачем человеку нужны друзья?
Ученик читает стих.
Садовский
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать,
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет! …
Шапокляк: да, пожалуй и мне нужен друг. Пойду и заведу его. (собирается уходить)
Учитель: Подождите! Не так-то просто завести друга.
Шапокляк: Где же взять друга?
Учитель: Что же, ребята, мы ей посоветуем?
Шапокляк: Я знаю много ребят: один жадный, другой дерётся, третий и вовсе не нравится. Вот пойду и спрошу: хотят ли они стать моими друзьями?
Учитель: Как же её быть, ребята? Что же ей посоветуем?
Учитель: Не зря ещё на Руси говорили: «Дружба не гриб, в лесу не найдёшь» Как вы понимаете эту пословицу?
Прежде, чем искать друга, надо подумать, почему с ним не дружат, Надо посмотреть вокруг себя, Наверное, не надо для дружбы искать каких-то особенных людей.
А у кого из вас есть друзья? (ребята называют своих друзей)
Кто из вас умеет дружить?
Очень хорошо, я рада за вас! Но, оказывается, мало найти друга, важно не потерять его из-за пустяковой ссоры. Не зря же народная мудрость гласит: «Друга ищи, а найдёшь береги».
Шапокляк: Ребята, помогите мне найти друга.
Учитель: Чтобы найти друга, надо знать правила дружбы и пользоваться ими. Вот они.
(Сердечки с правилами) Ребята вам расскажут о правилах дружбы, о том, как его не потерять.
Правила дружбы.
Доверяй. – Доверяй другу во всём. Делись с другом своими секретами.
Прощай. – Прощай мелкие недостатки своему другу, умей протянуть руку дружбы первым. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
Уважай. – Уважай интересы друга. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
Будь внимателен к другу. – Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. Не ябедничай. Не зазнавайся, если у тебя что-то получается.
Будь верным дружбе. – Не оставляй друга в беде. Делись с другом и радостью, и горем. Всегда иди к другу на помощь, если ты видишь, что у друга беда.
Береги дружбу!
У меня осталось 1 пустое сердечко. Попробуйте сами сформулировать правило дружбы.
Теперь то ты знаешь, старуха Шапокляк, что надо делать, чтоб найти друга.
Видите, как много надо стараний, душевных сил, чтобы у тебя появился настоящий друг. Я думаю, что Шапокляк тоже очень довольна, потому что она теперь знает, что должна сделать, чтобы у неё появился друг.
Шапокляк: Я не хотела этого. Это по старой памяти. Простите меня, пожалуйста. Я больше так не буду.
Учитель: Простим её, ребята? Давайте попробуем сложить пословицы.
(Ребята собирают пословицы парами,НА СКОРОСТЬ) Ребята прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Друг познаётся в беде.
Один за всех, все за одного.
Один в поле не воин.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Грустно нам, когда друга нет рядом. Послушайте стих
. Я. Акима «Друг»
Друг уехал далеко.
Мне без друга нелегко.
День прошёл,
Потом неделя.
Три недели пролетели.
Летом дождь,
Зимою вьюга.
Очень скучно мне без друга.
Скоро год пройдёт…
Больше я не усижу.
Жить без друга не могу.
Щётку с мылом уложу
И на станцию сбегу.
По полю
Да по лесу
К утреннему поезду.
Скорый поезд:
«Тук-тук,
где ты, где ты,
Друг-друг?»
Сегодня вы все поняли, да и вы, Шапокляк, я думаю, тоже, как хорошо иметь друга. Как тускло и холодно в мире, когда в нём нет тёплой дружбы. Давайте-ка мы сейчас попробуем нашей дружбой согреть наш класс. Для этого каждый из вас должен подумать сейчас о своём друге. Ведь приятно думать о своём друге, правда? А теперь, когда вы вспомнили, раскрасьте звёздочку-фонарик такого цвета, какой бы понравился вашему другу, а значит, согрел его твоим вниманием, заботой о нём. (Дети раскрашивают звёздочки и вывешивают на фланелеграф)
Посмотрите, как стало радостно вокруг, когда среди нас наши друзья. Ведь не зря же говорят:
Друг – это ценный клад.
А я желаю вам, ребята, чтобы эти огоньки дружбы не погасли. И, чтобы тот, у кого нет пока друга, нашёл его. Шапокляк тоже нашла бы себе друга.
Шапокляк: Спасибо вам, ребята, за помощь (Уходит)
Много ценных советов вы получите, прочитав книги поэтов и писателей о дружбе. (обзор книг с выставки)
Итог.
- Что нового вы узнали?
- Кому помогли?
- Какова же тема нашего классного часа?
Я хочу закончить наш урок песней о дружбе, которую вы знаете. (фонограмма «Если все вокруг подружатся»)