СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме: " Его величество Хлеб"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: " Его величество Хлеб"»

Тема: Его величество Хлеб

Цель: показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни

человека.

Задачи:

- дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину, познакомить с народными традициями, донести до сознания детей, что хлеб - итог работы многих людей;

- развивать мышление, умение устанавливать логические связи; - воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

Оформление: презентация с сопровождающей музыкой, видео, каравай, рушник, «изба», на столе самовар, чашки, баранки.

План мероприятия:

  1. Вступление (песня +каравай)

  2. Хлеб- дар Божий

  3. Из чего пекли хлеб

  4. Мультфильм (как выращивали)

  5. Как пекли хлеб

  6. Работа детей

А) собери пословицу

Б) ответь на вопросы викторины

В) знаешь ли ты зерна

7. Приметы и поверья, связанные с хлебом

8. Разговор о том, почему в наше время хлеб-источник жизни на земле некоторые перестают беречь и относятся к нему не по-хозяйски

9.Рефлексия















Ход мероприятия:

  1. Вступление

Звучит песня «Хлеб-соль», выходит ведущий с караваем.

Ведущий 1

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Ведущий 2

Есть одна, чрезвычайно древняя славянская традиция, связанная с

хлебом, которая неукоснительно соблюдается до сегодняшнего дня и

передается из поколения в поколение. Это «хлеб-соль». Обряд состоит в

преподнесении хлеба-соли дорогому, знатному гостю. На блюде и расшитом полотенце-рушнике преподносят круглый хлеб с солью посередине. Гость отламывает кусочек хлеба, опускает в соль и съедает.

Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте наши гости. Как вы поняли наш классный час посвящен хлебу. Тема классного часа: «Его величество Хлеб».

Сегодня мы поговорим с вами о русских традициях, о том, как хлеб выращивали раньше наши прабабушки и прадедушки и какова цена хлеба.



Ведущий 1

2.«Хлеб – дар Божий», - говорили наши предки. Они относились к хлебу с

благоговением и считали главным богатством. Хлеб – символ жизни,

здоровья и благополучия человека. Он выделяется среди остальных

продуктов, всегда ставится во главе стола, считается кормильцем.

С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни

скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он

сопровождает нас от рождения до глубокой старости.

Нет, что не говорите, а от хлеба и в горнице светлее, и за столом уютнее.

Заменить нам его ничто не может. И в незаменимости этой хлеб – бесценен.

Ни один из других видов пищи у русского народа не идёт ни в какое

сравнение с хлебом. И в этом нет ничего удивительного, ведь хлеб – особый продукт. Он издревле служит основой питания русского народа.

Роль хлеба в питании русских людей была настолько велика, что в

неурожайные годы в стране начинался голод, несмотря на изобилие

животной пищи. Российские леса всегда были богаты зверьём и птицей, а

реки рыбой и водоплавающими. Однако мясо для русских не заменяло хлеба.

Они почти нисколько не ценили естественное изобилие животной пищи и

только хлеб считали главою всего.

Да, что и говорить: «Худ обед, коли хлеба нет".

3.Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим мультфильм о том как сеяли, боронили, сжинали хлеб, а вы ответите после просмотра на мои вопросы.

  1. Кто в старину мог пахать землю, т.е кому разрешалось

  2. Кто помогал в поле

  3. Когда шли сеять и что перед посевом делали

  4. Кто сжинал хлеба и какие традиции соблюдались

Мультфильм (Сказ о хлебе)

Беседа

После какого праздника ходили в поле и смотрели, когда пахать будем? ( Благовещенье, до Благовещенья земля должна отдыхать, всему свое время. Ждали первого полнолуния после Благовещения, после и пахать начинали, в баньке мылись, молитву читали, рубаху чистую надевали-белую. Пахарь был человек зрелый. Скоту рождественского сена давали, земелюшку целовали, в бороздну яйцо пасхальное клали. Ждали когда кукушка закукует, потом опять в баньку, рубашку чистую одевали, молились. Зерно не завязывали, обувь снимали, шапку снимали. В конце мая проверяли взошел ли хлеб, дождь призывли. А жать должны были только женщины. Все стебли не сжинали, из последних стеблей бороду святому Илье делали, и по окончании работы по полю каталась приговаривая: «Жниво-жниво отдай мою силу».



Хорошо, ребята, а сейчас послушаем из чего пекли хлеб.

Ведущий 3 (Глеб)

4.Из чего пекли хлеб ?

До 12 го века пекли только пшеничный хлеб. Он был дорог, считался среди

крестьян символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых

дорогих гостей.

А вот рожь русские люди узнали гораздо позже, чем пшеницу. К

славянам она проникла, можно сказать, «нелегально». На русских полях рожь

«поселилась» в посевах культурной пшеницы на правах сорняка и, как

всякий сорняк, не пользовалась милостью земледельцев. Но так было до тех

пор, пока крестьянин не заметил удивительную способность ржи

выдерживать холода и непогодь.

В иные годы, когда погибал урожай пшеницы, рожь спасала земледельца

от голода. Ржаной хлеб был куда дешевле и сытнее, как говорится в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь».



Однако, были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. Например, «Боярский» хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное молоко, добавляли пряности. Такой хлеб пекли только для особых случаев. Процедура выпечки хлеба была довольно сложная, поэтому пекли его, как правило, один или два раза в неделю. Выглядело это примерно так.

Ведущий 4

5. «Как пекли»

Вечером, до захода солнца, хозяйка, как правило, самая опытная в доме

женщина (свекровь или невестка), начинала готовить квашню. Квашня была

постоянно в работе и мыли её очень редко.

Итак, квашню натирали солью, размешанной с закваской, заливали

тёплой водой и бросали в неё кусок теста, оставшийся от предыдущей

выпечки. Размешав закваску, доливали тёплую воду и засыпали из

специального дощатого, либо долблёного корытца просеянную через сито или решето муку. Затем тесто размешивали до консистенции густой сметаны,

ставили квашню в тёплое место и сверху прикрывали чистым полотенцем.



К утру следующего дня тесто поднималось и его начинали вымешивать.

Работа эта была довольно трудоёмкой и требовала сноровки. Вымешивали

тесто до тех пор, пока оно не начинало отставать от стенок квашни и от рук.

Затем его снова ставили в тёплое место и после того, как оно повторно

подходило, снова вымешивали и разделывали на круглые гладкие хлебы.

Давали им расстояться и только после этого сажали в печь. Под печи, где

выпекался хлеб, устилали капустными либо дубовыми листьями. Пекли хлеб

и без листьев. В этом случае лопату, на которой булки сажали в печь,

посыпали мукой.



Перед выпеканием хлеба печь хорошо протапливали, а золу и угли

выметали с пода метлой. Равномерный жар в русской печи способствовал

хорошему пропеканию хлебов. Для того чтобы определить, готов ли хлеб,

булку вынимали из печи и, взяв в левую руку, постукивали снизу. Хорошо

пропечённый хлеб должен был звенеть, как бубен. Женщина, которая пекла

хлеб, пользовалась в семье особым уважением. Та же хозяйка, что пекла хлеб

лучше других, считалась самой домовитой и по праву гордилась этим.



6. Работа детей

Учитель: Хлеб всегда играл огромную роль в жизни русского человека, поэтому в

нашем фольклоре всегда было множество пословиц, поговорок, примет,

песен, с ним связанных.

А)На столах у вас лежат пословицы о хлебе, соберите их и прочитайте.

Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
Хочешь, есть калачи - не сиди на печи. 
Хлеб всему голова.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб за брюхом не ходит

Хлеб батюшка, водица матушка.


Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.


Хлеб — кушай, добрых людей слушай.


Работай до поту, поешь хлеба в охоту.


Пот на спине – так и хлеб на столе.


Что посеешь, то и пожнешь.


Без золота проживешь, а без хлеба нет

Поезжай на день, а хлеба бери на неделю

Горька работа, да хлеб сладок.


Б) С пословицами вы справились, теперь ответьте на вопросы викторины:

1. Растения, зерна которых годятся в пищу, называют словом «хлеба». Перечислите их. (Из каких зерен можно готовить хлеб?)

(Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь и ячмень. Они имеют и особое название - жито. Слово «жито» народ произвел от слова «жить». Будет жито - и можно жить!)


2.Весной сеют хлеба, которые успевают вырасти и созреть за весну и лето. Как их называют?

(Называются они яровые. Название произошло от слова «Ярило» {так славяне называли солнце). А в конце лета - начале осени сеют хлеба, которым для роста и созревания нужен целый год.

3.Пшеничный хлебец в виде кольца. (Калач или баранка)

(Калачи на Руси всегда пользовались особой любовью. Калач был и на

будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.

Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим

особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение,

барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач».)

4.Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку. (Крендель)

5.Небольшой узкий хлебец в форме полумесяца. (Рогалик)

6.Плоское изделие из теста, род сладкой лепешки. (Корж)

7.Маленький калачик, засушенный в печи, легко ломается в руке. (Сушка)

8.Длинная узкая французская булка. (Багет)

9.Как называют кусочки хлеба, добавляемые в суп? (Гренки )

10.Хлебобулочное изделие с творогом. (Ватрушка)

11.Хлебобулочное изделие с изюмом. (Кекс)

13.Хлебобулочное изделие с маком снаружи. (Бублик)

14. Где готовят хлеб? (Печь)

15. Где же растет пшеница? (Поле)

16. Как называется хлеб, которым было принято встречать гостей? (Каравай)

17. Во что перемалывают зерна? (Мука)

18. Кто распахивает поле? (Пахарь)

19. Как называется высохший хлеб? (Сухарь)

20.Куда зерно везут после уборки? ( На элеватор – хранилище для зерна.)

21.Где зерно превращают в муку? ( На мельнице.)

22.Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

23.Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)



В) Знаешь ли ты зерна?

У вас в стаканчиках насыпаны различные зернышки, посортируйте их и назовите. (Пшеница, овес, рис, гречка…)

7.Приметы и поверья, связанные с хлебом



Учитель: Хлеб издавна обрядовая пища. Обычай встречать гостей хлебом-солью сохранился до наших дней.

Хлеб брали с собой, отправляясь свататься, хлебом и солью встречали

молодых после венчания, хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали

вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся.

Хлебом благодарили бабку повитуху. Хлеб в качестве оберега – клали в

колыбель к новорожденному.



На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим.

Требовательные правила поведения были продиктованы ни столько

этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями

передававшимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил»

обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни,

прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям,

воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля

каждого.

Каковы же эти правила?

Ведущий 1

1)БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки начинали с молитвы,

благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную

квашню стряпухи крестили, прежде чем посадить в печь. Не забывали на

Руси и специальные заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка,

прикрой мой хлебец, испеки по-хорошему». А прежде, чем приступить к

нарезанию испеченного хлеба, его трижды «закрещивали» ножом.

2)ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное

хлебное полотенце – рушник, вышитый по краям магическими знаками

оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как

стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб всегда клали коркой вверх и

ненадрезанной стороной в сторону двери, никогда не оставляли в каравае

нож – все это делалось для того, чтобы хлеб всегда водился в доме, а

домочадцы были здоровы.





3)За столом НИКАКОГО СМЕХА

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже

малышам не позволялось баловаться. Застолье – это строгий ритуал, по

народным преданиям даже самый невинный смех за столом мог обернуться

слезами и самыми суровыми неприятностями.

4)ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, А НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали

только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего

попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.



5)ХЛЕБНАЯ ДОЛЯ

Языческие знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский

человек откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба.

Говорили: «Так ты твою силу оставляешь!»

Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозном сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так Вы можете

их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит,

съешь чужой кусок – заберешь чужую силу или долю.

6)ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древних времен в народном сознании сохраняется бережливое отношение

к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжелым, непростительным

грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует

скормить птицам.

Хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь у человека будет спокойная и

гладкая.

7)ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ

Каравай хлеба всегда был символом семьи (именно отсюда пошло

выражение «отрезанный ломоть» - человек, который навсегда покинул отчий

дом и оторвался от близких родственников). Поэтому, когда при выпечке

хлеба он отслаивался или разламывался, это считалось предвестником

раздора в семье или дальней поездки одного из ее членов.

8)Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а, отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

9)Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.



8.Разговор о том, почему в наше время хлеб-источник жизни на земле-перестали беречь и начали относиться к нему не по-хозяйски?

Учитель :Скажите, как сейчас сеют хлеб на полях? (С помощью машин)

Да, пашут, сеют, сжинают, молотят, перемалывают в муку, замешивают с помощью машин. Но разве можно сказать, что это стало легко? Хлеб по-прежнему добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего изначального смысла. Это тревожные ночи, труд и пот. И конечно же, это время. Для того, что бы хлеб попал к нам на стол, пройдет много месяцев, множество людей будет работать днем и ночью, выращивая, сохраняя, выпекая, привозя его к на стол.

И наверно цену хлеба лучше всех знают жители блокадного Ленинграда. 125 грамм хлеба на целый день. Хлеба , наполовину с лебедой, опилками. И мы не можем не вспомнить дату 11 апреля - международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Вот они-то точно знают, что хлеб-это жизнь, и маленькая крошечка может стать спасением от смерти. Алиса Бруновна Фрейндлих— советская и российская актриса театра и кино, певица, я думаю вы ее узнали, по фильмам Служебный роман, Жестокий романс и другим фильмам, в детстве тоже пережила Блокаду, и вот , что она говорила:


«Haшa ceмья выжила только блaгодapя бaбушке Шарлоте – папиной мaме. Она была немкой по происхождению, и потому прививала нам желeзную дисциплину. В первую, самую страшную зиму 1941–1942 годов ленинградцам выдавалось по 125 граммов хлеба – этот мaленький кусочек надо было растянуть на весь день. Некоторые сразу съeдали суточную норму и вскоре умирали от голода, потому что есть больше было нечего. Поэтому бабушка весь контроль над нашим питанием взяла в свои руки. Она получала по карточкам хлеб на всю семью, складывала его в шкаф с массивной дверцей, запирала на ключ и строго по часам выдавала по крошечному кусочку. У меня до сих пор часто стоит перед глазами картинка: я, маленькая, сижу перед шкафом и умоляю стрелку часов двигаться быстрее –настолько хотелось кушать… Вот так бабушкина педантичность спасла нас. Понимаете, многие были не готовы к тому, с чем пришлось встретиться. Помню, когда осенью 1941 года к нам зашла соседка и попросила в долг ложечку манки для своего больного ребёнка, бабушка без всяких одолжений отсыпала ей небольшую горсточку. Потому что никто даже не представлял, что ждёт нас впереди. Все были уверены, что блокада – это ненадолго и что Красная армия скоро прорвёт окружение. Да, многие погибли от обморожения. Потому у нас в квартире постоянно горела буржуйка. А угли из неё мы бросали в самовар, чтобы всегда наготове был кипяток – чай мы пили беспрерывно. Правда, делали его из корицы, потому что настоящего чая достать уже было невозможно. Ещё бабушка нам выдавала то несколько гвоздичек, то щепотку лимонной кислоты, то ложечку соды, которую нужно было растворить в кипятке и так получалось «ситро» – такое вот блокадное лакомство. Другим роскошным блюдом был студень из столярного клея, в который мы добавляли горчицу… Ещё настоящим праздником становилась возможность помыться. Воды не было, поэтому мы разгребали снег – верхний, грязный, слой отбрасывали подальше, а нижний собирали в вёдра и несли домой. Там он оттаивал, бабушка его кипятила и мыла нас. Делала она это довольно регулярно, поскольку во время голода особенно опасно себя запустить. Это первый шаг к отчаянию и гибели. Во вторую зиму с продуктами действительно стало легче, потому что наконец наладили их доставку в город с «Большой земли». Но лично мне было тяжелее, потому что любимой бабушки уже не было рядом. Её, как потомственную немку, выслали из Ленинграда куда-то в Сибирь или в Казахстан. В эшелоне она умерла. Ей было всего лишь 68 лет. Я говорю «всего лишь», поскольку сейчас я значительно старше её. Меня тоже могли выслать из города, но родители к тому времени смогли записать меня как русскую и потому я осталась. …На сборный пункт бабушку ходила провожать моя мама. Там перед посадкой в эшелон на платформе стояли огромные котлы, в которых варили макароны. Бабушка отломала кусок от своей пайки и передала нам. В тот же день мы сварили из них суп. Это последнее, что я помню о бабушке. Вскоре после этого я заболела. И мама, боясь оставить меня в квартире одну, несколько дней не выходила на работу на свой гильзовый завод, за что была уволена и осталась без продуктовых карточек. – Мы бы действительно умерли с голоду, но случилось чудо. Когда-то очень давно мама выкормила чужого мальчика – у его мамы не было молока. Во время блокады этот человек работал в горздраве, как-то нашёл маму и помог ей устроиться бухгалтером в ясли. Заодно туда определили и меня, хотя мне тогда уже было почти восемь лет. Когда приходила проверка, меня прятали в лазарет и закутывали в одеяло. Я, конечно, говорю внукам, но им трудно это понять, как и любому человеку, не убедившемуся лично, какая это трагедия –война. Прошло столько лет, но эхо блокады продолжает звучать во мне. Например, я не могу видеть, если в тарелке что-то осталось недоеденное. Говорю внуку: «Положи себе столько, сколько сможешь съесть, лучше потом ещё добавочку возьмёшь». Он сердится – дескать, вечно бабушка лезет со своими причудами. Просто он, как нормальный человек мирного времени, не может представить, что эта крошечка хлеба может вдруг стать спасением от смерти».


Сейчас я хочу раздать вам памятки-рецепты из черствого хлеба.

Гренки: Взболтать 1 яйцо с молоком и сахаром, обмакнуть в эту смесь нарезанный ломтиками черствый батон и обжарить на сковороде.

Запеканка: Потребуется: черствый хлеб, ветчина, сыр, лук, яйца, сливки и сливочное масло. Нужно нарезать хлеб и ветчину кубиками, лук поджарить на сливочном масле. Затем взбить яйца вместе с солью и сливками, выложить все ингредиенты в форму, залить сливочно-яичной смесью и посыпать сверху тёртым сыром и запечь в духовке

Хлебный соус. Подходит к жирным мясным блюдам. Нужно налить в кастрюлю воду, добавить лавровый лист, молоко, сливки и мелко нарезанный лук. Довести смесь до 100 градусов и оставить на огне ещё на 10 минут. После того, как соус немного остынет, процедить его через сито, добавить накрошенный черствый хлеб, соль, перец и сливочное масло и хорошо перемешать. 

Сладкая морковная запеканка. Черствый хлеб — основа для десертов. Нужно замочить ломтики засохшего белого хлеба в молоке, затем отжать и соединить с натёртой морковью. Добавить сахар и взбитые яйца. Смешать все ингредиенты до получения однородной массы и запечь в духовке. По желанию можно использовать яблоко и сухофрукты. 

Тартинки «по-итальянски». Потребуется: черствый пшеничный или ржаной хлеб — 300 г, помидоры — 250 г, сыр — 100 г, масло сливочное или маргарин — 50 г, оливки — 70 г, зелень. Хлеб нарезать ломтиками толщиной в 1 см и обжарить. Сверху уложить помидоры, нарезанные кружками, посыпать тёртым сыром. Запекать в духовке на 5–10 минут на небольшом огне. Украсить кусочками маслин или оливок и зеленью. Подавать как горячую закуску. 

Хлебные чипсы. Хлеб нужно разрезать очень острым ножом на тонкие ломтики. Затем смешать оливковое масло со свежими травами, например, розмарином или базиликом, мелко нарезанным чесноком и хлопьями перца чили. Разложить ломтики на противне, сбрызнуть маслом с травами, приправить солью и перцем и убрать в духовку примерно на 10 минут, пока чипсы не станут золотисто-коричневого цвета. 



9.Рефлексия. Ребята, посмотрите, на доске нарисован колосок, а у вас на столе лежат хлебные зернышки. Наша встреча подходит к концу, и мы с вами сейчас наполним этот колосок добрыми пожеланиями, новыми знаниями. Напишите на зернышке важные моменты, которые вы сегодня узнали, что вы расскажите своим младшим сестрам, братьям, племянникам про хлеб, чему их научите или напишите, что нового вы узнали.

Дети по одному выходят и прикрепляют зернышки к колоску и высказывают свои пожелания, обещания, новые знания, например:

  1. Я узнал, что хлеб стоит намного дороже, чем 50 рублей, которые мы платим за него в магазине

  2. Я узнал о народных приметах, например, что нельзя оставлять недоеденных кусков

  3. Я тоже узнал о народных приметах, что нельзя доедать хлеб даже за родными

  4. Теперь я знаю рецепты, как черствый хлеб сделать вкусным блюдом

  5. Я понял, что хлеб, это не просто еда, а труд многих людей

  6. Когда я буду смотреть на хлеб, буду вспоминать, что путь хлеба к нам на стол начинается с поля

  7. Даже заплесневелый хлеб никогда нельзя выбрасывать, надо отдать его птицам

  8. Я узнала, что такое квашня, это посуда, в которой замешивали тесто, и что такое опара

  9. Своему брату я расскажу из каких зерен делают хлеб

10)Я понял, что надо бережно относится к хлебу и нельзя с ним баловаться, хлеб надо ценить, потому даже несколько граммов и несколько крошек хлеба могут спасти жизнь

11) Питаясь хлебом и водой можно прожить несколько месяцев

12) Хлеб никогда не приедается и не надоедает, его хочется есть каждый день

13) Сегодня мне было интересно составить и прочитать пословицы о хлебе

14)Теперь мне захотелось самой испечь хлеб дома

Учитель: Посмотрите, ребята, наш колосок стал, тяжелым, полным добрых советов, новых знаний, думаю, из него получится добрый и вкусный хлеб. Всем спасибо за работу.