СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме: "«Хлеба — налево, хлеба — направо, Хлеба на счастье, хлеба на славу!»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ 4КЛ. НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: "«Хлеба — налево, хлеба — направо, Хлеба на счастье, хлеба на славу!»"»


Классный час

4 класс


«Хлеба — налево, хлеба — направо,
Хлеба на счастье, хлеба на славу!»

Учитель начальных классов: Малеева Людмила Владимировна


ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ


  1. Название: Классный час с использованием компьютерных технологий «Хлеба — налево, хлеба —направо,
    Хлеба на счастье, хлеба на славу!».

  2. Краткая аннотация: Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий). С помощью ИКТ лучше решаются вопросы мотивации познавательной деятельности, поддержки интереса в течение занятия к новому материалу. Структура занятия соответствует комбинированному уроку. Поэтапное изложение материала, поэтапное закрепление. Вводятся упражнения на развитие операций мышления (анализ и синтез), обобщение, развитие вербального мышления. В процессе занятия особое внимание уделяется предупреждению усталости: смена доминантного анализатора, физкультминутка (песня-игра). Особое внимание обращается на окончание занятия, оно заканчивается на мажорной ноте. Дается оценка деятельности учащегося (сравнение с самим собой).

  3. Уровень образования школьников: начальная ступень обучения.

Форма учебной работы: классно-урочная.

  1. Краткое описание разработки:

В данном занятии использованы компьютерные технологии, что способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном занятии, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены здоровьесберегающие технологии, что позволяет противодействовать стрессогенности обучения. Использованы приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка, задействованы различные органы чувств к восприятию. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность.

Роль учителя – помочь ребенку приобрести новые знания и научить правильно ими распоряжаться.

Для создания данного занятия использовалось:

  • Программное обеспечение Microsoft Windows Vista (программы Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word)

  • Сканер


Цели занятия:

  • Учебные: Расширение представления детей о хлебных продуктах.

  • Воспитательные: Формирование уважительного отношения к хлебу, людям разанятых на работах в сельском хозяйстве.

  • Общеразвивающие: Развитие потребности в познавательной деятельности.

Материал и оборудование:

  1. Компьютер;

  2. Проектор;

  3. Гербарий злаков;

  4. Выставка мучных и хлебных изделий;

  5. Выставка книг о хлебе и хлеборобах.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Мотивация познавательной деятельности.

  3. Основная часть.

  • Ознакомление с новым материалом (Из истории происхождения хлеба).

  • Закрепление нового материала.

  • Путь хлеба: от зернышка до каравая.

  • Свойства хлеба.

  • Правила обращения с хлебом.

  • Пословицы о хлебе.

4.Заключительная часть.


Вид занятия: классный час с использованием компьютерных технологий.

Тема: «Хлеба — налево, хлеба — направо,
Хлеба на счастье, хлеба на славу!».

Задачи:

  1. Расширить представление детей о хлебных продуктах.

  2. Формировать уважительное отношение к хлебу.

  3. Развитие потребности в познавательной деятельности.

Оборудование: использование медиаресурсов, видеофильм, гербарий злаков,

выставка мучных и хлебных продуктов, выставка книг о хлебе, сочинения, написанные учащимися после экскурсии на элеватор.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Орг. момент.. Дети сидят на стульях полукругом перед медиапроектором.


2.Введение в тему. Мотивация познавательной деятельности.

- Посмотрите на экран. Вам интересно узнать, что появится на экране?

На экране по очереди появляется на слайдах №1,2,3,4,5 изображения: хлеб, пряник, вафли, баранки, торт. (упражнение на внимание).


- Назовите продукты, которые появлялись на экране. (На экране они отсутствуют, дети называют их по памяти).

-Давайте посмотрим, все ли изделия вы назвали? (На экране появляется слайд №6). (Упражнение на внимания и зрительной памяти).


- Что можно добавить еще к этим продуктам? (Булки, калачи, вензеля, кекс, пирожное и т.д.).

- Почему именно эти продукты вы назвали? (Эти продукты сделаны из муки).

- Как назвать одним словом эти продукты? (Хлебобулочные изделия).

На слайде №6 появляется анимационная запись: Хлебобулочные изделия.

( упражнение на развитие операций мышления: синтез и анализ, обобщение).


3.Основная часть.

I.Ознакомление с новым материалом.

- Сегодня мы поговорим об одном чудном продукте. Вы догадались, какой это продукт?

- Это – ХЛЕБ.

На экране появляется слайд №7: Его Величество – Хлеб. (Педагог читает выразительно).

- Почему хлеб называют Его Величество? Подумайте, после нашего разговора, мы попробуем ответить.


(Звучит песня «Гимн хлебу», музыка Тумашова, слова Кокова.)


Учитель. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Хлеб – кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба – нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и , наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город. У целинников были свои песни.

(Звучит куплет песни на музыку Е.Родыгина, слова Солохшюй «Едут новоселы».)

Ученик: Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

Для него, для зернышка, через всю страну

Комсомольцы ехали жить на целину.

Учитель. День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван – и в союзе, и в противоборстве с природой.

Ученик: Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой,

Вот он… теплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло,

В нем земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Л.Татьяничева

Учитель.


Внимательно послушайте мой рассказ. (При беседе идет поэтапное изложение нового материала, чтобы у детей не потерялся интерес к информации).

Хлеб - один из самых удивительных продуктов. Он сопровождает нас от первых шагов и до последних дней. Хлеб всегда на нашем столе.


Из истории происхождения хлеба.


Но прежде, чем прийти хлебу на наш стол в таком виде, какой он сейчас, люди шли к нему несколько тысячелетий.

Пятнадцать тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Злаки – это пшеница, рожь, овес, ячмень (показ гербария). (Наглядность побуждает детей эмоционально воспринимать новую информацию).


Бродили наши предки с тугими луками, длинными стрелами. Они собирали зерна диких злаков и ели их в сыром виде. (Опорные слова для опосредованного запоминания). На экране появляется слайд №8:

Зерна злаков в сыром виде.


Прошло много веков, и человек научился растирать зерна между камнями, и смешивать их с водой. Хлеб наш родился в виде мучнисто-зерновой каши. Она и является прародительницей хлеба.

На экране появляется следующая запись:

Мучнисто-зерновая каша.


Прошло еще несколько веков. Люди научились добывать огонь. Археологи ( ученые, изучающие быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам) предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вывалилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Пресные лепешки - без кислоты, остроты или без соли.

На экране появляется следующая запись:

Пресные лепешки.


Прошло еще несколько веков. И свершилось еще одно открытие. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения. Хлеб, приготовленный из такого теста, не только вкуснее, он лучше усваивается организмом. Это великое открытие изменило облик хлеба. Из пресной лепешки, он превратился в нежный хлеб. На экране появляется запись:

Нежный хлеб.


II.Закрепление нового материала.

(Отработка умений связного рассказа и описание последовательности событий).

- Сразу ли хлеб появился таким, какой он сейчас?

- Как выглядел первый хлеб?

Опираясь на предложения на экране, дети восстанавливают историю происхождения хлеба. (Оценка пересказа, похвала).


Вывод: очень много времени потребовалось, чтобы хлеб дошел до наших дней в таком виде, какой мы едим сейчас.


III. Путь хлеба: от зернышка до каравая.

- Сегодня изобилие сортов хлеба. В нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и малых городах, в селах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он – неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания. Давайте вместе назовем сорта хлеба: дарницкий, бородинский, докторский, йодированный и т.д.

Хлеб и хлебобулочные изделия – незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярна паляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки.

Армянская пита – это пологая круглая белая лепешка, внутрь, которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.

Маца – тонкие сухие лепешку из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.


Только знаете ли Вы

Как попал хлеб на столы?

Этот труд нам всем незрим

Путь его мы проследим.


Просмотр видеофильма «От зернышка до каравая». (4 минуты)

(Смена доминантного анализатора).


- Как вы считаете, легко достается хлеб?

- Кто помогает хлебу прийти на стол? (Ответы детей).

Учитель. Хлеб… Вот такое коротенькое, но емкое слово. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ученик: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500г хлеба, а при тяжелой работе – 800г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб… Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

Итог: Звучит произведение Геннадий Белов - Шумят хлеба. Чему мы научились, какие воспитательные моменты, вы будете применять в жизни. Чей труд нужно уважать? Как нужно относиться к хлебу?