СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме: «Подвиг Зои»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме: «Подвиг Зои»

 

Цели: воспитывать у обучающихся патриотизм, мужество, любовь к Родине, формировать чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: «Подвиг Зои»»

Классный час по теме: «Подвиг Зои»


Цели: воспитывать у обучающихся патриотизм, мужество, любовь к Родине, формировать чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.



Ход мероприятия.


Слайды. (Звучит песня «Журавли»).


Слайд «Зоя Космодемьянская».

Учитель: «В нашем городе есть улица, которая носит имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. На этой улице мы побывали во время экскурсии 12 мая. О подвиге бесстрашной девушки и пойдёт речь на классном часе».


1ученик.

Не сразу выплыло из тайны

И докатилось до молвы,

Что это девочка не Таня,

Что это Зоя из Москвы,

Не с Енисея,

Не с Оскола,

Не из степного куреня,

А вот – из 201-ой школы, –

В трёх остановках от меня.

Вот так поэт В. Туркин, вдохновлённый подвигом бесстрашной девушки, писал о Зое Космодемьянской.

Зоя… Имя русской девушки, облетевшее все континенты Земли. Символ несгибаемой стойкости под ударами тяжких испытаний и светлый образ чистоты и нравственной силы.

Кто она, заставившая трепетать и содрогаться врагов, заставившая восхищаться собой друзей и внушавшая людям неистощимую веру в человеческое достоинство?

27 января 1942 года в газете «Правда» был напечатан очерк Петра Александровича Лидова «Таня», рассказывающий о казне фашистами в подмосковной деревне Петрищево девушки-партизанки, назвавшей себя на допросе Татьяной. Рядом была опубликована фотография: изувеченное женское лицо с верёвкой на шее.


Чтение учащимися отрывка из статьи.

«В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной… Она умерла во вражеском плену, на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть как героиня, как дочь великого народа, который никому и никогда не сломить! Память о ней да живёт вечно!»

Стало известным лишь партизанское имя девушки, были установлены при помощи очевидцев подробности пыток, мучительной ночи, казни. Над неизвестной девушкой засиял ореол народной героини. С того момента начались нелёгкие поиски истины, недели опознания погибшей партизанки. Это потом стало известно, что это Зоя Космодемьянская, а имя Таня – её партизанское имя – выбрано неслучайно. Зоя взяла это имя в честь своей любимой героини времён Гражданской войны, героически погибшей учительницы Татьяны Соломахи.

Она героически погибла в 1941 году, в самом начале войны, но память о ней, память о её подвиге, о её мучительной гибели вдохновляла и поднимала многих на ещё более отчаянную борьбу против фашистских захватчиков. Как же она росла, мужала в испытаниях, готовилась к подвигу?».


Слайд «Маленькая помощница».

Учитель: «Зоя родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Гаи Тамбовской области. Её родители Любовь Тимофеевна и Анатолий Петрович были учителями, люди одарённые, сильные духом и верные своему долгу.

Отец Анатолий Петрович предложил жене: «Назовём дочку Зоей». Мать, Любовь Тимофеевна, с радостью согласилась: в имени была заявка на долгую дочкину жизнь, так как Зоя в переводе с древнегреческого языка означает «жизненная». Зоя росла маленькой помощницей матери по дому, ухаживала за братом Сашей, который был двумя годами моложе.

В 1929 году семья Космодемьянских переехала в городок Канск в Енисейском округе, но прожила там недолго и в 1931 году поселилась в Москве. Отец вскоре умер, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери».


Слайд «Любимая школа».

Учитель: «С 1933 года Зоя и её брат Александр учились в 201-ой московской школе. Уже в годы учёбы в школе у Зои начал формироваться характер, да такой, что стало ясно, эта девушка отличается от многих своих сверстников».


Слайд «Педагогический коллектив».

Учитель: «Лидия Николаевна Юрьева, учительница четвёртого класса, в котором учились Космодемьянские, вспоминает: «Зоя часто оставалась после уроков, чтобы помогать товарищам: одному уяснить задачу, другому – правила грамматики. Однажды её мама, Любовь Тимофеевна, пришла ко мне с просьбой не задерживать Зою после уроков. Девочка была огорчена. На другой день после занятий я напомнила ей, что пора идти домой. Знаете, что ответила Зоя? «Я думала, что поступаю правильно, если помогаю товарищам».


Слайд «4 класс».

Учитель: «Но с другой стороны, Зоя никогда не оказывала помощи способному, но ленивому ученику. Таким она говорила прямо: «Сам должен выучить!». Рисковала ли она потерять уважение кое-кого из одноклассников, поступая таким образом? Да, рисковала, но она не боялась этого. Зоя не нуждалась в дешёвой популярности. И ребята понимали это. Они уважали и любили Зою, потому что видели: она не просто придирчива к другим, но прежде всего, требовательна к себе».


Слайд «Зоя Космодемьянская».

Учитель: «И в пятом, и в следующих классах Зоя была примерной ученицей. Образцовыми были её ответы, книги без единого пятнышка, аккуратные записи в тетрадях. Она не просто отлично успевала по всем предметам; она выделялась самостоятельностью суждений. Особенно любила Зоя историю и литературу. Ей всегда удавались сочинения, не раз они зачитывались в классе как лучшие.

Да, у Зои были определённые способности к истории и литературе, но она с такой же тщательностью и добросовестностью относилась и к другим предметам. Как-то на уроке математики Зоя неудачно ответила на вопрос. Через несколько дней она обратилась к учителю с просьбой спросить её по тому же разделу. Ответила она блестяще. Это было исправление ошибки, а не исправление оценки.

Да, это её характер, характер, закалённый постоянной работой, стремлением достойно выполнить каждое дело, за которое она бралась. Всё это укрепило то высокое чувство долга, которое помогло ей совершить подвиг.

И вот последняя мирная ночь 1941 года… Мирная жизнь, школьные заботы и радости, теперь это лишь воспоминания.… Теперь хозяйка – война, со своими бедами и горестями».


Слайд. (Звучит песня «Священная война».)


Слайд «Зоя с братом Александром».

Учитель: «Зоя вместе с матерью шила одежду для фронтовиков и завидовала брату Шуре, который строил оборонительные сооружения. Уже в это время Зоя чувствовала в себе бойца и понимала, что должна быть на фронте, а не в тылу».


Слайд «В партизанском отряде».

Учитель: «Естественно, что как только Зоя узнала о том, что формируются партизанские отряды из молодых добровольцев, она, не задумываясь, подала заявление и настойчиво добивалась отправки в тыл врага».


Слайд «На задании».

Учитель: «Зоя была направлена в партизанское соединение, которым командовал майор Артур Карлович Спрогис. Отряд минировал шоссейные дороги, резал телефонные провода. Условия борьбы с врагом в его ближайшем тылу было исключительно сложным делом, приходилось даже вступать в неравные схватки с гитлеровцами. Не все из Зоиных друзей-партизан возвращались».


Слайд «Во вражеском тылу».

Учитель: «В ноябре 1941 года отряд получил боевое задание. На задание в деревню Петрищево вызвалась идти Зоя. В ночь с 27 на 28 ноября падали крупные хлопья снега, луна пряталась в тучах…»


1ученица.

Тишина, ах какая стоит тишина!

Даже шорохи ветра нечасты и глухи.

Тихо так, будто в мире осталась одна

Эта девочка в ватных штанах и треухе.


Слайд «Деревня Петрищево».

Учитель: «Юная партизанка должна была действовать в селе, где располагался штаб 332-го гитлеровского полка. К Петрищеву ползли осторожно. Командир указал Зое объект – конюшню на околице села.

Подойдя к конюшне, где содержалось около 200 лошадей, Зоя достала из сумки бутылку с бензином, облила жидкостью стену и нагнулась, чтобы зажечь спичку. В этот момент она была схвачена гитлеровцами».


Слайд «Допрос».

Учитель: «Со связанными руками девушку привели в дом Ворониной, где располагался штаб немецкого гарнизона. Здесь её допрашивал немецкий подполковник Рюдерер. Он потребовал, чтобы партизанка ответила, кто её послал, кто был вместе с ней, где остались её товарищи. Но она на все вопросы отвечала твёрдо: «Нет, не знаю, не скажу».


2ученица.

Вот и наступила та минута.

Отвечай, не то тебе капут! –

Он подходит к ней развалкой пьяной,

Кто ты есть и как тебя зовут? Отвечай!

Меня зовут Татьяной!


Из акта, составленного в деревне Петрищево 25 января 1942 года, : «Её повели в дом Седовой Марии Ивановны, раздели и начали допрос. Но получить какие-либо сведения от неё не пришлось. После допроса у Седовой, разутую и раздетую, её повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала: «Нет! Не знаю!». Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить её ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала около 200 ударов. Она не кричала и даже не произнесла ни одного стона…».

«Её вывели из дома Ворониной; она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом гражданки Кулик. Когда её вводили в избу Кулика, на лбу у неё было большое иссиня-чёрное пятно и ссадины на руках и ногах. Она тяжело дышала, волосы её растрепались, и чёрные пряди слиплись на высоком, покрытом каплями пота лбу. Её руки были связаны сзади верёвкой, губы искусаны в кровь и вздулись. Наверное, кусала их, когда пытками хотели вырвать признание».


Слайд.

Учитель: «Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она попросила пить – немец поднёс ей зажжённую лампу. Солдаты, жившие в избе, окружили девушку и громко потешались. Одни шпыняли кулаками, другие подносили к подбородку зажжённые спички, а кто-то провёл ей по спине пилой. Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки её были связаны назад. Ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу. И водил до тех пор, пока не замерзал сам. Часовые менялись через 15 минут. И так продолжали водить её по улице целую ночь».


1 ученица.

И уже почти, что над снегами,

Лёгким телом устремясь вперёд,

Девочка последними шагами

Босиком в бессмертие идёт.


Слайд «Казнь».

Учитель: «Вскоре пришли гитлеровцы. Они швырнули на лавку чёрные сатиновые шаровары, чёрную рубашку и чулки. Морщась от боли, но, не издавая ни единого стона, натягивала Зоя на свои почерневшие, распухшие ноги. А дальше последний путь – к смерти и бессмертию».


Чтение отрывка из статьи.

«Полдень 29 ноября 1941 года. Конные с саблями окружили построенный утром эшафот. Жителей согнали человек двадцать, они плакали. На грудь Тани повесили доску с надписью по-русски: «Поджигатель домов». Она обернулась к жителям: «Эй, товарищи! – Офицер замахнулся, она отвела плечом его руку. – Что смотрите невесело?.. Бейте фашистов, жгите, травите! За мою смерть отомстят!..» Она продолжала говорить, а петля затягивалась на её девичьей шее…»


Слайд «Казнь».


1ученик.

Гордо вскинув голову, Зоя сказала:

Граждане, не стойте, не смотрите!

(Я живая, – голос мой звучит.)

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит.


Слайд «Место казни Зои».

Учитель: «А через несколько дней село Петрищево было освобождено нашей армией. Найденный изуродованный труп долго не могли опознать. Но вскоре стало известно имя московской школьницы, героини – Зоя Космодемьянская».


Слайд «И слава о ней не умрёт».

Учитель: «Мы победили в этой страшной войне, отстояли независимость своей страны. Победила и Зоя, и сотни таких, как она, таких, которые внушали страх врагам своей самоотверженной стойкостью и любовью к Родине.

Когда немецкий офицер, присутствующий при допросе Зои, был захвачен в плен, он записал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны её кровоточили, но она не сказала ничего».

16 февраля 1942 года Указом Президиума Совета СССР Зое Анатольевне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, которой присвоили звание Героя во время Великой Отечественной войны».

Слайд «И слава о ней не умрёт».

1 ученик.

Узел размышлений, развяжись!..

Я Америк вовсе не открою,

Коль напомню вам, что имя Зоя

В переводе означает – «жизнь»…

2 ученик.

Защищать идя родную власть

В страшную годину испытаний,

Ты в отряде партизанском

Не случайно, видно, Таней назвалась.

Петь, смеяться, плакать и любить

Как и Жанне д ’ Арк тебе хотелось…

А враги убить решили Смелость.

Но её, как жизнь, нельзя убить!

3 ученик.

Взяв на плечи хрупкие свои

Трудные недевичьи заботы,

Ненависть к врагу до эшафота

Гордо ты несла через бои.

4 ученик.

Вот уже разверзлась смерти пасть…

А ведь у тебя вся жизнь в начале…

Только разве перед палачами

На колени ты могла упасть?!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!