Классный час по теме: «Правила дорожного движения»
Оборудование: презентация, ноутбук.
Планируемые результаты:
Личностные: уважать законы нашей страны.
Предметные: называть дорожные знаки; перечислять правила дорожного движения; давать определения основным понятиям (пешеход, светофор и т.д.).
Метапредметные: анализировать статистические данные, различать виды дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие и т.д.)
Ход занятия:
Орг.момент.
Мотивация
О
братите внимание на слайд1.
Что на нём изображено? О чём пойдёт речь сегодня? (школьники формулируют тему классного часа).
Актуальность данной темы определяется потребностями времени. А они очевидны. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %; неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %; неподчинение сигналам светофора 10–15 %; игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.
Как вы думаете, много ли людей погибает из-за несоблюдения простейших правил дорожного движения? (Обучающиеся высказывают своё мнение)
Целеполагание.
Детский дорожно-транспортный травматизм - одна из важнейших проблем области и России. Каковы цели нашего классного часа? (Школьники формулируют цели, которые записываются на доске)
Цели:
– вспомнить историю возникновения дорожных правил;
– научить различать дорожные знаки;
– повторить правила уличного движения для пешеходов;
– развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Изучение нового материала.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить» (слайд 2).
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский (слайд 3).
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
Как же появился тротуар? (вспоминают историю возникновения тротуаров из предыдущих классных часов)
– Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
А как ещё может обезопасить себя пешеход, особенно в ночное время? (обучающиеся вспоминают о функциях световозвращающих элементов)
– Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
Конкурс «Допиши слово»
1.Устройство, регулирующее движение____________________
2. Пересечение дорог________________________________
3. Часть дороги, по которой ходят люди___________________
4. Человек, идущий пешком_________________________
5. Человек, который едет в автобусе___________________
6. Человек, регулирующий движение__________________
7. Вид транспорта, движущийся без горючего и электричества______
8 Вид общественного транспорта_______________________
Дорожных знаков очень много (слайд 5).
Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
(Обучающиеся учатся различать разные виды дорожных знаков)
(слайд 6-12) Посмотрим, как вы хорошо запомнили дорожные знаки. Послушайте эти загадки и ответьте, как будут называться эти предупреждающие знаки.
Нарисован человек,
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы)
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети)
У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что, здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен)
Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение)
Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)
Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей)
Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания)
Мы уже давно изучаем правила дорожного движения. А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вам они известны
(Обучающиеся выполняют задания онлайн-викторины «Правила движения – достойны уважения!»
По итогам завершения онлайн-викторины участники получат сертификаты, а победители – дипломы.
Подведение итогов.
Рефлексия:
Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились?
Где вы сможете это применить?
Литература:
Основы безопасности жизнедеятельности: элективный курс “Мы и дорога” /авт.-сост.О.В.Пахнутова/.
Пешеход на дороге /авт. - М.Л. Форштат, А.П. Добровольская,
А.В. Эпова, А.В. Новиков. – С - Пб.: Автоград, 2001.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е. Амелина, О.Л. Фастова. – 2-е изд. испр. – М.: Глобус, 2009.
Извекова, Бурьян, Орлов: Классные часы по правилам дорожного движения. 5-6 класс. – Сфера, 2006.