Тема: «Природе надо, чтоб ее любили. Ей это надо так же, как и нам» Евгений Александрович Евтушенко
Цель: актуализация проблемы утилизации твердых бытовых отходов и поиск возможных путей решения.
Задачи:
• изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;
• помочь в осознании и осмыслении обучающихся важности вторичной переработки;
• научить принимать верные пути решения по вопросам утилизации отходов и принимать осмысленные действия;
• сформировать экологическую культуру у школьников и ресурсосбережение, развить интерес к практическому применению полученных знаний;
• привить навыки экологически безопасного стиля жизни и бережного отношения к природе.
Основное содержание темы: утилизация твердых бытовых отходов, вторичное использование, переработка отходов.
Планируемые результаты
Личностные: развитие познавательных интересов в области экологии, развитие умений ставить учебные задачи и решать их.
Метапредметные: Познавательные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение выбрать основания и критерии для сравнения объектов; сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Регулятивные: умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Коммуникативные: умение работать сплоченной командой.
Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности:
согласование и координация результатов своей деятельности;
оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: видение и понимание экологических проблем; знание основных способов утилизации твердых бытовых отходов, приобретение навыков экологически безопасного образа жизни.
Оборудование и организация образовательного пространства: раздаточный материал для детей (карточки для выполнения заданий, плакаты, листья), предметы мусора, изображения контейнеров для мусора и изображение природы.
Ход занятия:
Сообщение темы и целей занятия.
- Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
Что вы видите? (Показ различных фотографий, картинок по теме)
Что вы об этом думаете?
О чем вас увиденное заставляет задуматься?
- А сейчас я вас прошу посмотреть еще серию фотографий.
- Что вы о них можете сказать?
- Загрязнение окружающей среды не обошло и нашу малую родину. Вы увидели на кадрах, как люди продолжают засорять свалку села Новоселицкого, несмотря на то, что с 2019 года работает служба сбора мусора, занимается этим ООО «Экострой» - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
- Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Ежедневно в населенных пунктах образуется огромное количество бытовых отходов. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Если весь накопившийся мусор не уничтожать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с самую высокую горную вершину мира – Эверест (около 9 км.) Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем.
Как видим, люди часто доставляют проблемы окружающей среде. Но давайте подумаем, как можно избежать плачевных результатов.
Посмотрите на доску! Что вы видите?
- Совершенно верно! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Итак, тема нашего классного часа «Природе надо, чтоб ее любили. Ей это надо так же, как и нам» Е.А.Евтушенко, мы рассмотрим такие вопросы как:
Загрязнения почвы;
Загрязнение воды;
Загрязнение воздуха.
Основная часть.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем вам говорят эти слова: «Очистим планету от мусора».
- «Очистим планету от мусора» - всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились жители многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Мы с вами в школе тоже участвуем в уборке окружающей среды, проводим субботники, акции по очистке реки Томузловки, водохранилища Волчьи ворота. И сегодня мы с вами тоже примем участие в уборке мусора.
- Первой мы очистим почву.
- Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивные загрязнения - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. Именно поэтому очень важно сохранить чистоту почвы.
Скажите, а какой вид мусора вы видите на рисунке? (бытовой)
- Совершенно верно! А как же нам избежать загрязнения почвы бытовым мусором? (Утилизация, сортировка мусора, вторичное использование)
- Конечно, ребята!
- В России с 1 января 2019 года вступили в силу поправки ФЗ - 503 «О раздельном сборе мусора», согласно закону в каждом городе и регионе нашей страны работают операторы, которые берут на себя все задачи, связанные с переработкой мусора. Операторы производят сбор, организовывают вывоз и утилизируют твердые бытовые отходы.
К сожалению, в нашей стране раздельный сбор мусора и его переработка находится на начальном этапе развития.
На территории РФ работают:
243 перерабатывающих завода;
50 мусоросортировочных комплексов;
10 мусоросжигательных заводов.
Но прежде чем сдать мусор операторам нам необходимо его рассортировать.
- Обратите внимание, для каждого типа мусора отведен свой контейнер.
Но мы с вами распределим мусор только в 3 бака. А прежде чем мы это сделаем, вам нужно поработать в группах.
Для вас ученики «МОУ СОШ 1» подготовили вопросы. Но чтобы на них ответить, вы должны создать мини-плакат по отдельному виду мусора, можете воспользоваться информацией, которая представлена на карточке.
1 группа: БУМАГА
Вопрос «Здравствуйте, меня зовут… Я ученик 11 класса МОУ «СОШ 1». Хочу задать вам вопрос, который касается бумажных отходов: у нас в школе организован сбор макулатуры, в котором мы активно участвуем, бумагу мы относим в молодежный центр, а его работники, в свою очередь, отправляют её на перерабатывающий завод. Как вы думаете, что можно изготовить из макулатуры?»
Макулатура – это отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона. Как правило, потом эти отходы пригодны для производства в качестве волокнистого сырья. Сбор макулатуры позволяет существенно сократить ликвидацию древесины и позволяет уменьшить сокращение лесов.
Макулатура относится к наиболее распространенным разновидностям отходов, повсеместно используется для вторичной переработки. При желании можно изготовить из картона своими руками поделки, которые станут отличным материалом для украшения интерьера.
Виды товаров, полученных из вторичного сырья:
производство товаров для личной гигиены (туалетная бумага, бумажные полотенца, салфетки, скатерти, одноразовые носовые платки);
производство картона и гофрокартона;
эковата;
упаковка для всех видов товаров;
одноразовые горшки для проращивания семян и выращивания рассады;
бумага крупного формата;
специальная бумага для изготовления поделок хэнд-мейд.
2 группа ПЛАСТИК
Вопрос: «Здравствуйте ребята, меня зовут…… Мой вопрос: «Как утилизируют пластик, и может ли пластиковая бутылка после использования приносить пользу?»
Пластмассы – это отходы производства и отходы потребления пластмасс: отходы производства одноразовой посуды, обрезки пластиковых труб, пластиковых окон, использованные пакеты, пластиковые бутылки, полиэтиленовая упаковка, пленка, одноразовая посуда, корпуса бытовой техники и пр.
3 группа – стекло
Вопрос: «Здравствуйте ребята, меня зовут…… Мой вопрос: «Какие этапы проходит стекло от старой бутылки к созданию новой при вторичной переработке?»
ПЕРЕРАБОТКА СТЕКЛА
Переработка стекла – это важная отрасль в утилизации отходов, необходимая для защиты окружающей среды и сбережения природных ресурсов. Процесс создания вторичного сырья состоит из многих этапов, начиная от сбора и сортировки и заканчивая переплавом и сбытом готовой продукции. Качество получаемого продукта ни в чем не уступает качеству аналогов, изготовленных из первичных материалов. В результате использования вторичного сырья экономятся энергетические ресурсы.
- Ребята, а сейчас пришло время вам продемонстрировать свои работы.
- Молодцы! Вот мы и очистили почву от загрязнения. Следующей требует нашего внимания вода. Каким же образом человек наносит вред воде?
- Загрязнение воды - одна из важнейших проблем на сегодняшний день. Ведь вода - это основа жизни и неотъемлемая структурная составляющая организма. Однако в силу многих причин возникает снижение качества воды, вызванное ее загрязнением. Загрязнение же, в свою очередь, вызывается загрязнителями, которые могут быть различными.
- Выделяют химические, биологические, физические, тепловые и радиоактивные загрязнители. Рассмотрим каждый из них:
Химическое загрязнение вызвано отходами, сбрасываемыми в воду, в результате деятельности различных предприятий.
Биологическое загрязнение вызвано сточными водами, содержащими микроорганизмы, гельминты, бактерии.
Физическое загрязнение происходит в связи с тем, что вода теряет свою прозрачность из-за повышения содержания ила и песка. Причина этого -дождевой смыв с полей.
Тепловое загрязнение связано со сбросом в водоемы горячей воды от электростанций.
- А как мы можем избежать загрязнения воды?
- Загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество способов её решения: научиться бережно относиться к природным ресурсам, создать более совершенные механизмы, очищающие воду, внедрить бессточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные воды (в сельском хозяйстве, например) и т.д.
- Давайте сформулируем правила:
Собирать весь мусор, оставшийся после отдыха на природе, в пакеты и забирать его с собой для дальнейшей правильной утилизации.
Собирать и чужой мусор: если кто-то не убирает за собой мусор — это не значит, что этого не может сделать другой.
Сообщать властям о нарушениях при утилизации мусора.
Сообщать о скоплениях мусора у берегов рек, озёр, болот.
Не мыть автомобиль у рек, озёр и прочих водохранилищ — моющая пена со всеми химическими средствами, даже не попадая непосредственно в воду, уходит в землю, где проникает в подземные воды, которые также немаловажны в естественном круговороте воды. Знать, как сохранить целостность природных водохранилищ.
Приучать детей, родителей, друзей и знакомых выбрасывать мусор только в специализированные контейнеры. Объяснить им, что природа получает непоправимый ущерб от безответственных действий — учить их ценить то, что есть.
- Правильно! Вот мы очистили еще одну сферу. Осталась атмосфера. Что же загрязняет наш воздух?
- Верно. Загрязнение атмосферы - это глобальная проблема, которая преследует любую страну нашей необъятной планеты. Но ведь воздухом дышим мы, животные и вообще все живые существа. Без воздуха ни мы, ни любой другой организм на земле не сможет выжить. Но, несмотря на это, люди загрязняют его, тем самым отравляют и себя, и всех окружающих. Загрязненная атмосфера является началом многих заболеваний, от которых могут умирать люди. Поэтому мы должны минимально загрязнять атмосферу.
- Для начала стоит разобраться, как же загрязняется атмосфера? Загрязнение атмосферы происходит в результате деятельности человека. Например, заводы выбрасывают вредные химические вещества, автомобили также выделяют газы, загрязняющие атмосферу. Пыль от сгорания угля, сажа - от нефти, сжигание топлива и различных бытовых отходов – все это сильно загрязняет атмосферу.
- Что же сделать, чтобы очистить воздух от загрязнений? Как предотвратить загрязнение атмосферы? Многие люди задаются этими вопросами, но не все принимают какие-то действенные меры.
Правила:
внедрить в различные заводы, фабрики, загрязняющие атмосферу, технологии по уменьшению выбросов;
построить солнечные, ветряные и волновые электростанции;
правильно сортировать, перерабатывать и использовать повторно мусор.
А людям, не способным повлиять на все вышеописанные методы, просто нужно по возможности отказаться от автомобилей, общественного транспорта, мотоциклов и переходить на велосипеды, самокаты, ролики и другие средства передвижения, которые не загрязняют атмосферу.
Итог.
- Ребята, что вас впечатлило больше всего из сегодняшнего мероприятия?
- Поменялись ли ваши взгляды?
- Готовы ли вы с этой минуты помогать окружающей среде и каким образом?
Рефлексия.
- А сейчас заполним наше дерево листочками. У вас на столах лежат листья разного цвета:
Зеленый – все понравилось, многое узнал;
Желтый – все понравилось, но нового материала было недостаточно;
Красный – ничего нового не узнал.
Приклейте листочки.
- Ребята, думаю, что каждый из вас способен внести весомый вклад в защиту нашей планеты.
И помните слова известного поэта Евгения Александровича Евтушенко: «Природе надо, чтоб еѐ любили. Ей это надо так же, как и нам».