МКОУ СОШ №9 г. Кизляр
Классный час «Поговорим о толерантности»
в 10 классе
Цель: ознакомление с понятием «толерантность» и «интолерантность», с основными чертами личности; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; развивать у учащихся критическое мышление, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Уважаемые ребята!
Сегодня тема нашего классного часа «Толерантность». Как вы понимаете значение этого слова? (ответы учащихся).
Не секрет, что в настоящее время в мире отмечается рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.
Слово «толерантность» происходит от латинского слова tolerate, которое означает «переносить, терпеть, выдерживать». В русском языке «толерантность» означает «Способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие.
Негативные события в современном обществе часто затрагивают молодёжь и подростков в силу их возрастных особенностей: всем молодым людям свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В наши дни наблюдается рост асоциального поведения молодёжи, увеличение численности антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, повышение уровня подростковой преступности.
В.В. Путин сказал в одном из своих выступлений: «Взяв мудрость древних и, соединив её с современностью, можно говорить о необходимости формировать у обучающихся следующих критериев воспитанности: самообладание, коммуникабельность, культура чувств и мышления, толерантность. Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо».
Толерантность предполагает отсутствие собственной устремлённости к введению других людей в зависимость от себя.
Ребята, давайте напишем на доске ваши понимания понятия толерантность и интолерантность.
На доске появляются высказывания:
-уважение права быть «иным»; -унижение человеческого достоинства;
-терпимость; -агрессивность;
-признание многообразия сообществ; -нарушение прав человека.
-непричинение вреда «другому».
Прослушайте стихотворение:
Отсутствие толерантности.
У каждого свой нрав и к прочим нетерпенье.
На плаху иль на пьедестал
Разбрасывают всех без ложного стесненья.
И хоть бы кто от этого устал!
Сличают всё с имеющимся знаньем точно.
Особенно в сложностях не усомнясь,
Выносят приговор «порочным»
И тут же судят не таясь.
Но, как же жалобны они бывают,
Когда ошибка налицо
К тем, кто от них уже страдает,
Страдает, может быть давно.
Раскаявшийся раз, урока не запомнит.
И к следующей судьбе он весь непримирим.
Сомнение его, увы, не тронет
И славы горькой шлейф потянется за ним.
Е. Самойленко.
Давайте обсудим это стихотворение.
Вопросы к обсуждению:
1.Как вы думаете, чему посвящено это стихотворение? Чему оно посвящено?
2.Какие определения даны для понятия «интолерантность»?
3.Какое из данных определений, по-вашему, наиболее точное?
А сейчас давайте проведём упражнение «Моя ассоциация».
Я называю вам слова, а вы должны найти связь между данным словом и понятиями, которые мы сегодня рассматриваем. Например, слово «книга». – Книга учит нас добру, пониманию, миру, как и толерантность. Слово «радуга» - радуга имеет разные оттенки, так и толерантность имеет разные определения.
Слова: «Память», «История», «Дружба», «Интеллигентность», «Город», «Страна».
А сейчас, поиграем в игру «Едем в автобусе».
Все садятся на стулья, которые стоят по кругу. И лишь один стул пустой. Учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру. Он пересаживается на свободный стул со словами: «А я еду». Участник, перед которым освободилось место, занимает его со словами: «А я рядом». Следующий – занимает освободившийся стул со словами: «А я - заяц». Четвёртый участник завершает пересадку на свободное место со словами: А я с …(он называет имя того, с кем хотел бы сидеть, например, с Леной)». Участник, которого пригласили сесть на освободившееся место, пересаживается. Таким образом снова освобождается место. И учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру заново. Это упражнение – энергизатор позволяет создать положительную атмосферу в классе и провести диагностику на предпочтения, общение и взаимодействие учащихся.
Продолжаем нашу беседу.
Как вы думаете, возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Я считаю, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:
1.Не стремиться подчинить себе другого, потому, что толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
2.Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
3.Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
4.Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнёров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
5.Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
А сейчас я хочу прочитать вам легенду.
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу: «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я дружила с ней до конца отпущенных мне Богом дней». Подумал старик и сказал: «Приходи ко мне завтра ранним утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве. Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в назначенное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.
«Вот, выбирай, - сказал старик. – Одну зовут – Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвёртую – Печаль, пятую - Доброта. «Они все прекрасны», сказала Любовь, «не знаю, кого выбрать». «Твоя правда», отвечал старец. «Они в се хороши. В жизни та встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но сейчас выбери только одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь». Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.
(Учитель останавливает чтение)
А кого бы выбрали вы? Учащиеся выбирают – результаты записываются на доске. Затем они объединяются в группы, согласно своему выбору. Каждая группа обсуждает свой выбор и ищет аргументы в пользу своего выбора. После обсуждения группы представляют свои доводы. После обсуждения учитель дочитывает легенду. «Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку».
Почему же Любовь выбрала Доброту? Наверное, потому, что с добротой любое дело спорится, люди к тебе отзывчиво относятся. С добротой по жизни можно и удачу встретить и радость найти.
А вы, ребята, во время обсуждения всех ли мнения выслушали? Были ли вы толерантны к соседу по парте, по группе? Как вы себя чувствовали? Комфортно? Все ли высказывали своё мнение в корректной форме? Я наблюдала за вашими обсуждениями – и заметила, что не у всех получалось найти компромиссное решение. Но, я думаю, что всё в наших руках и мы будем стремиться быть более терпимыми к мнению других.
Послушайте ещё одно стихотворение
«Разные свойства»
Заяц труслив, но труслив оттого,
Что вынужден жить в тревоге,
Что нету могучих клыков у него,
А всё спасение – ноги.
Волк жаден скорее всего потому,
Что редко бывает сытым,
А зол оттого, что, наверно, ему
Не хочется быть убитым.
Лисица хитрит и дурачит всех
Тоже не без причины:
Чуть зазевалась – и всё ! Твой мех
Лежит уже в магазине.
Щука жестоко собратьев жрёт,
Но сделайте мирными воды,
Она к верху брюхом тотчас всплывёт
По всем законам природы.
Меняет окраску хамелеон
Бессовестно и умело.
«Пусть буду двуличным», решает он –
Зато абсолютно целым!
Деревья глушат друг друга затем,
Что жизни им нет без света,
А в поле, где света хватает всем,
Друг к другу полны привета.
Змея примерзко среди травы
Ползает, пресмыкается.
Она б, может встала, но ей увы,
Ноги не полагаются…
Те жизнь защищают. А эти – мех.
Тот бьётся за лучит света.
А вот – человек. Он сильнее всех.
Ему-то зачем всё это?!
Э. Асадов.
В заключении хотелось бы сказать. Формирование у каждого из вас толерантного отношения к другим, не увенчается успехом, если не развивать в себе определённых личностных качеств. В первую очередь, это чувство собственного достоинства, умение слушать и слышать другого человека. Если вы хотите, чтобы вас уважали, воспринимали такими, какие вы есть, нужно поступать также по отношению к другим. Все мы разные, но мы – вместе, все мы жители планеты Земля. Мы имеем право на свой выбор и соответственно должны уважать выбор другого.
Литература
1.Абдулкаримов Г.Г., «Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания», журнал «Образование в современной школе», № 4, 2002 г.
2.Гудошникова Н.В., «Не воздавать злом на зло: важная человеческая добродетель», журнал «Граждановедение», № 44, 2002 г.
3. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе», журнал «Воспитание школьников», № 1, 2006г.
4. Кожурина Л., « В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость», журнал « Первое сентября», 2004г.