Час общения
Цели – формировать здоровый образ жизни; способствовать осознанному негативному отношению учащихся к курению, употреблению алкоголя и наркотических средств.
Оформление и оборудование –
Экран для просмотра презентации «Здоровье сгубишь – новое не купишь».
Выставка книг, иллюстраций по теме часа.
Костюмы для героев сценок.
На классной доске написано название мероприятия.
Жетоны для викторин.
Место проведения – школьный класс.
Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья.
А задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы, приветствуя друг друга, желаем именно здоровья? (ответы учащихся).
Сегодня мы поговорим о том, что же такое здоровье, о здоровом образе жизни и о вредных привычках.
Люди с давних времен думали и заботились о здоровье. Подтверждением этому служат пословицы и поговорки. Вспомним их.
Викторина «Продолжи пословицу».
1.Береги платье снову, а здоровье… (смолоду).
2.Тот здоровье знает, кто болен… (бывает).
3.Было бы здоровье, а счастье… (найдется).
4.Смолоду закалиться – на весь век… (пригодится).
5. Двигайся больше – проживешь…(дольше).
6. Болен – лечись, а здоров… (берегись).
7.Здоровье сгубишь – новое… (не купишь).
Да, это верные слова. К сожалению, мы начинаем вспоминать о здоровье тогда, когда его теряем.
Что же такое здоровье? До середины XIX в. считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Например, у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или постоянно пьющий человек, или курящий. Можно ли таких людей назвать здоровыми? (рассуждения учащихся).
Значит, здоровье – это не просто отсутствие болезней, это физическое, психологическое, социальное благополучие.
Есть ли среди вас такие, которые, как они считают, хорошо разбираются в вопросах здоровья? Я буду спрашивать, а вы – отвечать. Отвечаете правильно – делаете шаг вперед, неправильно – шаг назад.
1. Согласны ли вы, что зарядка – это источник здоровья? (+)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (-)
3. Верно ли, что кактусы поглощают излучение от компьютера? (-)
4. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (+)
5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (+)
7. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (-)
8. Правда ли, что каждый день нужно пить молоко? (+)
9. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (+)
Ученые доказали, что человек может жить до 150 – 200 лет.
Что же делает нас здоровыми, а что, наоборот, ухудшает здоровье? Ответим на эти вопросы, прослушав стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». (чтение стихотворения по ролям).
Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха:
-Что такое хорошо и что такое плохо?
У меня секретов нет. Слушайте, ребята,
Что сказал сынку в ответ современный папа.
-Если ты с утра лежишь целый день в кровати,
Для здоровья, малыш, это плоховато.
Если начал день с зарядки, прыгаешь, как мячик,
То здоровье в порядке будет у тебя, мой мальчик.
Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице,
Ясно, это очень плохо для ребячьей кожицы.
Если куришь ты подряд «Мальборо» и «Космос»,
Про такого говорят: «Он плохой подросток».
Если мальчик любит спорт, тычет в книжку пальчик,
Этот мальчик – первый сорт, он хороший мальчик!
Никотин и алкоголь, сладкое, мучное –
Для здоровья это ноль, все это плохое.
Каши, овощи и фрукты, молоко, кефир и сыр –
Это лучшие продукты, ты запомни это, сын.
Мальчик радостный пошел и решила кроха:
-Быть здоровым хорошо, а больным быть плохо.
Так что же хорошо для здоровья, а что плохо? (ответы ребят).
Алкоголь. Курение. Наркомания. Эти слова известны каждому из нас. С этими проблемами человечество столкнулось очень давно.
На Руси, при царствовании Петра I пьяниц «награждали» специальными орденами. Это была чугунная восьмиугольная пластина с ошейником. Вес ее – 6 кг. Неплохо бы нынешних пьяниц поощрять такой гирей. Значительная часть населения умирает от регулярного пьянства в 30 -35 лет от язвы желудка, рака. Не в состоянии контролировать себя, свое поведение, они в состоянии опьянения совершают преступления. Не зря предостерегал от этой вредной привычки поэт В. Маяковский:
Не пейте
Спиртных напитков.
Пьющему – яд,
Окружающим – пытка.
Сценка «О пользе табака».
Сказатель. Жил давным – давно добрый и мудрый старец. Однажды он увидел, как вокруг чужеземного купца на рынке собралась толпа крестьян.
Купец. Божественный лист! Покупайте божественный лист! Чудесное средство! Исцеляет от всех болезней!
Сказатель. Подошел к ним мудрый старец.
Старец. Почему же вы не покупаете такое чудесное растение? Этот «божественный лист» приносит людям много пользы: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Сказатель. Крестьяне спросили: «Почему?» И старец им ответил
Старец. Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой. А как собака укусит человека, если он с палкой! И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости.
Сказатель. Отошли крестьяне от купца, призадумались.
Никотин, который содержится в сигаретах, приводит к нарушению ритма сокращений сердечной мышцы, парализации нервной системы. Курильщик постепенно глупеет, память его ослабевает. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 минут. Может даже наступить смерть и от одной сигареты, если она выкурена впервые. Если кто-то из вас уже пробовал курить, то он может описать свое состояние в тот момент. (ответ по желанию).
Сценка «Закурим?»
Ну, сколько там в нашем кармане?
На пачку хватит сигарет…
Купи ее скорей в киоске, а то терпенья больше нет.
Сейчас все курят в каждой школе.
Мы что с тобой не мужики?
Неси скорее сигареты
Уж надоели нам бычки!
Ты че закашлялся, братишка?
И слезы с глаз вовсю бегут.
И губы синие вдруг стали.
Не дай бог, взрослые зайдут!
Тошнит меня, и рвет, качает,
И голова моя болит.
Не буду больше, забери их –
Я не хочу себе вредить.
Алкоголь и курение – это очень вредные привычки. Что уж говорить о наркотиках! Это сильнейший яд для организма. Человек, пристрастившийся к ним, не живет более пяти лет.
Чтоб наркотики не стали
Вам преградой на пути,
Лучше в жизни эти вещи стороною обойти.
Ребята, как вы думаете, что поможет избавиться от вредных привычек, что делает человека здоровее, физически развивает его? (ответы ребят).
А сейчас проверим, какие виды спорта вы знаете.
Викторина «В мире спорта».
Участники этого вида спорта все время едут по пересеченной местности, преодолевая пески, спуски, рвы. (Автомобильный кросс).
Эти спортсмены мастерски делают стойки на руках, перевороты. (Акробаты).
Эти ребята долго и тщательно готовятся к своему высокогорному путешествию. О каком виде спорта идет речь? (Альпинизм).
Дети играли, перекидывая ракетками через сетку волан. Назовите игру. (Бадминтон).
Ранее эта игра называлась «Корзина – мяч». Что это за игра? (Баскетбол).
При этом виде спорта спортсмены стремятся, чтобы их шаг был как можно длиннее и чаще. (Бег).
Приближаясь к огневому рубежу, лыжник заранее замедляет ход, успокаивается, чтобы рука не дрожала. Назовите вид спорта. (Биатлон).
Этим спортсменам требуется большая ловкость, умение быстро плавать, выпрыгивать из воды за высоко летящим мячом. (Водное поло).
Впервые сыграли в эту игру в 1895 году американские пожарные. Они перебрасывали мяч через бельевую веревку. Как называется эта игра сегодня? ( Волейбол).
Этот вид спорта «поставил на ноги» знаменитого летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева: он занимался упражнениями очень упорно. О каком виде спорта идет речь? (Гимнастика).
Этим спортсменам большая скорость не в диковинку. О себе они говорят так: «Из-за неба, из-за туч я вниз качусь». (Горнолыжники).
В каких видах спорта используется музыка? (Фигурное катание, гимнастика, синхронное плавание).
Как называется дистанция в лыжных гонках? ( Трасса).
Кто занимается со спортсменом? (Тренер).
Какие игры, известные с древних времен, объединяют спортсменов всех стран? ( Олимпийские игры).
(Подведение итогов, награждение победителей).
Наша встреча подошла к концу. Я желаю вам здоровья!
Использованная литература –
Здоровый образ жизни. – М.:ЗАО «АиФ», 2004, №1
Колесов Д.В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988.
Последний звонок. - №10 2007 г.
ПедСовет. - №4 2006 г.