СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме "Наши права".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление у детей, что такое  права человека, довести до сознания мысль о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.

Задачи:

1. Развитие  умения выказывать своё отношение к героям, ситуациям, выражать свои эмоции.

2. Оценивание  поступков  в соответствии с определённой ситуацией.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме "Наши права".»

Классный час

Тема: Наши права.

Цель: объяснить учащимся, что такое права человека, довести до сознания мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.

Задачи:

1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование:

Конституция РФ; карта РФ, раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; выставка литературы по теме, учебник по окружающему миру (словарик).



Ход занятия:

I. Организационный.

II. Актуализация знаний.

- Послушайте притчу и ответьте на вопрос: в чём смысл притчи?

В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотой, не замёрзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.

- В чём смысл притчи? Чему она учит? Какими должны быть взаимоотношения между людьми?

III. Постановка проблемы.



- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку. Представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.

1. СЦЕНКА.

За столом сидят двое - мальчик и девочка.

Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (открывает форточку)

Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (закрывает форточку)

Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»

Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»

- Скажите, ребята, какое свое право пытается защитить мальчик? (Право на образование). А какое свое право пытается защитить девочка? (Право на защиту здоровья).

2. Работа с толковым словарем в учебнике.

- А кто из вас знает, что обозначает слова «право», «права человека»?

- Давайте откроем толковый словарь на странице 123 учебника.

Право-так называют часть правил поведения, которые государство сделало законом и обязалось защищать.

Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, на свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие. Человечество в ходе своей истории убедилось в необходимости утвердить все эти права и свободы за каждым человеком.

IV. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О правах человека).

-Сформулируйте тему классного часа.

- Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права. А какие права вы знаете?

- А все ли права, которые есть в современном обществе, вы назвали?

- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня? ( какие права имеет человек в современном обществе).

V. Поиск решения проблемы

1. Права человека.

- Кто из вас знает, в каком документе записаны все права человека в нашей стране? (В Конституции).

Конституция – основной закон государства, выражающий волю и интересы народа.(Демонстрация)

- У граждан есть права и обязанности, записанные в Конституции. В истории были времена, когда люди имели неравные права и обязанности. Какие права человека есть в современном обществе?

2. Работа с раздаточным материалом. В группах.

(В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске (ученик прикрепляет готовую карточку с названием какого-либо права человека).

Право на жизнь

Право на свободу и неприкосновенность

Право на достойную жизнь

Право на труд

Право на отдых и досуг

Право на образование

Право на медицинское обслуживание

Право на защиту чести и достоинства

Право на личную, семейную жизнь

Право на неприкосновенность жилища

Право на тайну переписки

Право на участие в политической жизни

3. «Сказочные герои»

– Определите, какие права сказочных героев были нарушены.

а)…Свесть царевну в глушь лесную,

И, связав ее живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам.. (А.С.Пушкин) (Право на свободу и неприкосновенность)

б) -Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

-Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?

(Ш.Перро) (Право на досуг)

в) – Сейчас же отопри дверь,- прорычал волк, -а не то я ее выломаю!

- Дом поросенка – это крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

(братья Гримм) (Право на неприкосновенность жилища)

4. Физкультминутка.

5. Особые права ребенка.

- Распространяются ли на ребенка все перечисленные права? Должны ли быть у ребенка особые права?

В начале урока мы говорили, что все права людей записаны в Конституции. Но есть еще документы, которые защищают права детей: это Декларация прав ребенка и Конвенция по правам ребенка.

Декларация (в переводе с лат. означает заявление, объявление)- имеет рекомендательный характер, является призывом ко всем правительствам. Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Конвенция (в переводе с лат. договор, соглашение) – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Конвенция по правам ребенка была принята ООН в 1989 году.

- И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.

-Какие еще права имеет ребенок?

Давайте познакомимся с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка.

Выступление заранее подготовленных детей.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 7. Ребенок имеет право: на имя, на гражданство, право знать своих родителей.

Статья 7. Ребенок имеет право: на любовь и заботу. Любить своих детей и заботиться о соблюдении прав ребенка, прежде всего, обязаны родители.

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

Статья 16. Каждый ребенок имеет право: на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции.

Статья 17. Ребенок имеет право: на доступ к информации и материалам из различных источников.

Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статьи 26-27. Ребенок имеет право на бесплатное, обязательное среднее образование

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

- Наше государство, заботясь о правах ребенка, в 1949 году учредило особый праздник для детей – День защиты детей. Впервые этот праздник был отпразднован 1 июня 1950г. и затронул 51 страну мира. С 1950 года в нашей стране отмечают праздник 1июня - День защиты детей.

VI. Подведение итогов.

- Какие слова и понятия были новым для вас?

- Как вы думаете, какое из прав, рассмотренных нами сегодня на уроке, главное? Почему вы так думаете?

(Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет.)

Работа в парах.

Выполнение заданий по карточкам.

- Предлагаю выполнить несколько заданий.

Учащиеся получают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на …… (Личную неприкосновенность)

б) Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на ……… (Неприкосновенность жилища)

в) Балда из сказки А.Пушкина Сказание о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ………. (Труд)

г) Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на ………….(Владение имуществом)

VII. Рефлексия

Анкета

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок мне показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/устал

5. Моё настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/ не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен


  • Я предлагаю закончить урок строками из стихотворения.



Читает ученик.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.