СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Почему мы болеем?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать обучающимся от чего зависит здоровье человека.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Почему мы болеем?"»


ТЕМА 1. ПОЧЕМУ МЫ БОЛЕЕМ


Причины болезни



I. Вступительное слово учителя

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого, было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо, сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и уме ния помочь себе и другим в трудных ситуациях».

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.

От чего же зависит здоровье человека?

II. Повторение основного девиза «уроков здоровья»:


Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!..


III. Беседа по теме


(Для беседы можно использовать также книгу А. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья».)

Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте!

Бежит маленький ручей

Средь цветов и средь камней.

И людей, и зверей

Поит он водой своей.

Часто жалуются люди

На болезни и недуги.

У зверей сложна судьба,

В то же время-жизнь длинна,

И дубы растут лет сто,

Коль не срубит их никто.

Вот прозрачный ручеек-

Задает себе вопрос:

«Почему болеют люди?

Что их так несчастных губит?»

И решил вопрос он этот

Всем задать, кого ни встретит:

Розе, пальме, кабану,

Тигру, дикому коту.


-Что же ответили муравью растения и животные?

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.

Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость - это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это, тоже вредит их здоровью.

IV.Оздоровительная минутка (см. приложение 2)


V. Продолжение беседы

Какие же причины болезней у людей назвали растения и животные (роза, пальма, тигр, дикий кот, кабан)? Назовите их.

Что еще в поведении и привычках людей может стать причиной болезни?

От кого зависит здоровье человека?


VI Повторение мудрых слов

Запись в тетрадь:

Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам.

— Эти мудрые слова будут главными для «уроков здоровья».

VII.Итог урока

- Какие причины болезней у людей вы знаете?















Признаки болезни


I. Беседа по теме


По каким признакам можно понять, что человек заболел?

(Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)


Проанализируйте ситуацию. (Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Грипп».)


Катя сегодня из школы пришла,

С Книжками вместе болезнь «принесла».

Кашляет, чихает, слезы вытирает.

У нее несчастный вид- очень голова болит,

Нос припух, температура —видно, ей нужна микстура.

И глотать ей тоже больно - очень Катя недовольна.

Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,

Надо маме помогать, а она не может встать,

Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.

В общем, встали все дела — так хвороба подвела.

Невзирая на протест, ей поставили компресс,

Хоть не хочется лечиться-с процедурами Катя мирится,

Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:'

В школу бегать, песни петь -надо многое успеть.


— Чем отличается заболевший человек от здорового?

— Как вы думаете, приятно человеку болеть?

П. Оздоровительная минутка


III.Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Какие болезни вы знаете? Назовите признаки болезней.


  1. Как помочь больному?


Что надо делать, если заболел твой брат (сестра) или ты сам?

(Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному человеку.)

При ознобе:

—укутать

—дать теплое питье (чай с малиной, вишней);

— положить грелку.

При высокой температуре

-чаще проветривать комнату;

— давать часто питье;

— положить на голову холодный компресс;

— сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса).


  1. Итог урока


—Почему человек болеет?

—Каковы признаки болезней человека?




















































Как здоровье?



I. Беседа по теме

— Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

Посмотрите, друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.


II.Игра-соревнование «Кто больше знает?»


Дети называют признаки, характеризующие здорового человека. (Веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

Щ. Тест «Твое здоровье»

(Ставьте «+» или «—».)

1. У меня Часто болит голова.

2. У меня часто бывает насморк.

3. У меня больные зубы.

4. Иногда у меня болит ухо.

5. У меня нередко болит горло.

6. Каждый год я болею гриппом.

7. Иногда меня тошнит.

8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.

9. Ко мне легко прилипают всякие болезни. Чего получилось больше: «+» или «—»?


IV.Оздоровительная минутка


  1. Помоги себе сам

Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

- Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

-Есть полезную пишу.

-Чистить зубы.

-Мыть руки.

-Выполнять физические упражнения и т.д.

Вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею, почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день

VI. Итог урока

- Как надо заботиться о своем здоровье?


КТО И КАК ПРЕДОХРАНЯЕТ НАС ОТ БОЛЕЗНЕЙ



Как организм помогает себе сам


I.Повторение причин болезней

II. Беседа по теме

- Как часто вы болеете?

-Всегда ли заболеваете во время эпидемий гриппа?

-Болеете ли вы, если сильно замерзли или промочили ноги?

-Как вы думаете, почему?

-Знакомо ли вам слово «адаптация»? Что оно обозначает?


В словаре иностранных слов записано: адаптация — приспособление организма к условиям существования. и изменению окружающих условий (запись в тетрадь). Приспосабливаясь к изменению внешних условий, организм мобилизует свои внутренние резервы и защищает себя от внешней инфекции, переохлаждения или перегрева. У одних людей организм сильный и хорошо себя защищает, организм других людей требует помощи. Первым заслоном на пути инфекции служит кожа и выделяемые ею вещества. Антимикробным действием обладает слизистая оболочка рта некоторые вещества желудка и кишечника. Но есть и другие защиты от болезней.


III. Режим дня

—Кто из вас в одно и то же время ложится спать и встает утром, обедает, делает уроки?

—Как вы считаете, это очень важно для вашего здоровья?

Соблюдение режима дня — это тоже защита от болезней

. Режим дня это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха.

Если человек ест, спит, работает и отдыхает в одно и то же время, его организм привыкает к такому распорядку, работает в полную силу, меньше устает, реже болеет. Человек успевает сделать больше дел.


IV.Оздоровительная минутка


V. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?»


Назовите правила, которые помогут вам быстро и легко приготовить уроки (ставьте «+» или «—»):

1) — в комнате может быть душно;

— комната должна быть проветрена;

2) — в комнате должно быть тихо — это помогает сосредоточиться;

— включенный телевизор или радио помогут сосредоточиться;

3) — сначала надо выполнять трудные задания;

— сначала лучше сделать легкие задания;

4) — не надо тратить время на черновик, лучше писать сразу в чистовик;

-следует выполнять уроки на черновике, потом переписать в чистовик;

5) - после выполнения трудных заданий необходимо отдохнуть 10— 15 минут (подмести пол, вытереть пыль и т.д.)

— после выполнения трудных заданий хорошо полежать 10—IS ми

нут, почитать книгу, посмотреть телевизор. Чего получилось больше: «+» или «—»?


VI. Памятка «Как правильно готовить уроки»

Составим памятку вместе:

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за десять минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Сотри со стола пыль. Приготовь чистые листы для черновика.

5. Проверь, на своем ли месте настольная лампа (дальний левый угол).

6. Уточни расписание уроков на завтра, Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

7. Приготовь письменные принадлежности для занятий, тетради, учебники, дневник.

8. Убери со стола все лишнее.

9. Пришло время начать работу. Сядь поудобнее, открой учебник


VII. Итог урока

— Что такое адаптация?

— Что означает выполнять режим дня?

— Составьте для себя режим дня, если у вас его нет


















Здоровый образ жизни


I. Беседа по теме

Задумывались вы над тем, сколько времени вы сидите, лежите, много ли двигаетесь? Все это составляющие здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входят:

— отказ от вредных привычек (курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах и т.д.);

— двигательный режим (подвижные игры на воздухе, во время пере мен и после уроков, зарядка по утрам, физкультминутки на уроках и

та);

— правильное питание;

— закаливание;

— выполнение правил личной гигиены;

— хорошее настроение.

Это те доктора, о которых мы говорили в первом классе: доктор Здоровая Пища, доктор Вода и Мыло, доктор Свежий воздух, доктор Красивая осанка, доктор Упражнение, доктор Отдых, доктор Любовь.

Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».


П. Анализ ситуации

(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете...»)

В школе медвежьей тревогу забили,

В тайне от всех медвежата курили.

Сразу к урокам пропал интерес,

Слушают плохо—скорее бы в лес.

Память ослабла- не помнят, о чем

В школе сегодня вели разговор:

Да табак плохой им друг—кашель слышится вокруг,

Он мешает им читать и науки изучать.

Папиросы и табак для младых медведей враг!

Для людей и для зверей - нет коварней и вредней.


— Каковы последствия курения?

III. Вставьте пропущенное слово

Запись на доске:

Курение — это ... привычка. (Вредная.)


IV.Оздоровительная минутка


V. Продолжение беседы

Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь радом?

(Вдыхаем часть дыма.)

Что можно сделать в таком случае?

(Отойти в другое место.)

Вспомним мудрые слова, которые учили в первом классе:

Дым вокруг от сигарет

Мне в том доме места нет.

Какие еще вредные привычки вы знаете?

VI. Итог урока

- Как вы понимаете выражение - здоровый образ жизни?




































КТО НАС ЛЕЧИ


Какие врачи нас лечат


I.Повторение составляющих здорового образа жизни

II. Беседа по теме

Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней.

— Кто лечит вас когда вы болеете?

-Как называется врач, который лечит на дому взрослых?

(Терапевт.)

—Детей?

(Педиатр.)

—Зубы?

(Стоматолог.)

-Глаза?

(Окулист.)

—Уши, горло, нос?

(Отоларинголог.)

— Делает операции?

(Хирург.)

Есть еще много других врачей, но мы познакомимся пока с работой только этих врачей.

— Какие лечебные учреждения вы знаете?

— Чем они отличаются и что у них общего?


III.Оздоровительная минутка


IV.Анализ ситуации

(Можно также использовать стихотворение Э. Успенского «Всем известный математик,..»)

Две мартышки громко пели и мороженое ели.

Утром горло заболело, засипело, захрипело.

Мартышкины родители в поликлинику и больницу звонят,

Вызвать на дом врача хотят.

—Приезжайте, приходите, двум мартышкам помогите

Очень трудно им глотать, больно пишу принимать,

Одолела их ангина, надо срочно выручать.

Врач берет свой инструмент, сел в машину и в момент

Оказался передними, пред мартышками больными.

Смотрит ухо горло* нос -задает он им вопрос:

—Где вы были, что вы пили, может ноги промочили?

Все, что нужно, он узнал и решительно сказал: -

Горло надо полоскать, пить лекарство и лежать.

— Чем заболели две мартышки?

— Какой врач лечит ангину?

— Какие лечебные учреждения упоминаются в стихотворении?

— Из какого лечебного учреждения надо было вызвать врача?


V.Самоанализ здоровья

Ответьте на вопросы письменно;

— Когда ты болел в последний раз? Чем?

— Какой врач тебя лечил?

— Выполнял ли ты все ^рекомендации врача?

— В чем причина твоей болезни?

Прочитай свои ответь! и подумай: хорошо ли ты заботишься о своем здоровье?

VI. Итог урока

— Какие врачи помогают нам сохранить здоровье?





































ПРИВИВКИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ


Инфекционные болезни


  1. Вступительное слово учителя


Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, ко мары, москиты, слепни, клещи и др.

Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного итого же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.

Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.


II.Пиши и говори правильно (запись в тетради)


инфекция

иммунитет


III.Игра-соревнование «Кто больше знает?»


Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими.

(Ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит.)


— Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?

IV.Оздоровительная минутка


V. Анализ ситуации

(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура...»)

Заболел один мальчишка, а затем другой за ним,

В нашем классе почему-то объявили карантин.

У друзей температура, пьют лекарства разные,

И меня к ним не пускают—говорят заразные.

Все боятся, что инфекция обязательно «прицепится».

Только я не опасаюсь, потому что закаляюсь:

Ноги мою холодной водой, пью витамины, хожу босиком.

Если ж говорить серьезно, заразиться все же можно.


— Как вы думаете, у мальчиков инфекционная болезнь или нет?

По чему вы так считаете?


VI.Итог урока

— Какие болезни называются инфекционными?


Прививки от болезней


  1. Беседа по теме

Вы уже знаете, что вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни. Болезни бывают инфекционные и неинфекционные.

Назовите инфекционные болезни, которые вы знаете.

Как же защитить себя от этих болезней?

(Закаляться, вести здоровый образ жизни.)

Бывает, что этого недостаточно. И ученые-медики придумали еще одну защиту от таких болезней.

II. Анализ ситуации

(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Прививка».)

Послушайте и скажите, почему испугались девочки.

Две сестренки Катя с Варей

Докторов почти не знали:

Не лечились, не болели,

Потихонечку взрослели.

Пригласили на прививку,

Пошли весело, с улыбкой.

В поликлинику вошли,,

К кабинету подошли,

Посмотрели друг на друга,

Задрожали от испуга.

Врач сестренок приглашает:

- Заходите, кто желает.

- Ты иди, а я потом,

-Молвит Катя шепотком.

- Ты же старше, ты иди,

И пример мне покажи.

Так стоят .в глазах тревога,

А войти никто не может.

И чего боятся детки,

Ведь не ставят здесь отметки?

-Делали ли вам прививки?

- От каких болезней?

- Как вы думаете, зачем делают прививки?

В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.

III.Оздоровительная минутка

IV.Игра «Полезно - вредно»

Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно-

У.Итог урока – Для чего делают прививки ?


ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЛЕКАРСТВАХ


Какие лекарства мы выбираем


I. Игра «Кто больше знает?»

1) Назови известные тебе лекарства.

2) При каких заболеваниях ты их принимал? В каком количестве?

3) Вспомни вкус известных тебе лекарств.

4) Как быстроты почувствовал, что лекарство помогло? Подумай и скажи, можно ли выздороветь без лекарств.

II. Беседа по теме

Первоначально лекарства получали из природных веществ. Это были отвары или настой растений или их частей. Они хорошо усваивались организмом человека. Позднее химики научились выделять чистые быстро действующие вещества из растений. Из них стали приготавливать лекар ства. Еще позднее ученые изобрели искусственные сильнодействующие заменители природных лекарств, которые также помогают лечить больного, но для организма человека они не были безвредными. Оказывая положительное воздействие на больной орган человека, лекарство может в очень маленькой степени, но все же влиять (не всегда хорошо) на состояние других органов. Поэтому к приему лекарств надо относиться очень осторожно. Даже витамины, по вкусу похожие на конфеты, можно есть только в присутствии взрослых и в том количестве, которое рекомендовано врачом. Если сразу съесть много таблеток или витаминов, можно заболеть, а другие лекарства при этом не помогут, так как будут вызывать аллергию. Это очень неприятная болезнь, при которой появляется темпера тура, кашель и насморк, чешется кожа. Аллергию трудно лечить. Часто аллергию вызывают сильнодействующие вещества, которые называются антибиотики.


III.Пиши и говори правильно

Запись на доске и в тетради:

аллергия

антибиотики


IV.Запомни:

Безвредных лекарств не бывает.

Лекарство следует принимать только по рекомендации врача и в присутствии взрослых.


V.Оздоровительная минутка


VI.Анализ ситуации


(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Объявленье у дверей: «Вход для птиц и для зверей»...)

Вот заходит тигр в аптеку

— Мне продайте сигарету.

Медведь-аптекарь отвечает:

Их в продаже не бывает.

Есть таблетки, витамины

И лекарства от ангины.

Что в рецепте врач назначит,

Или для здоровья много значит,

Or болезней помогает,

Мы зверятам предлагаем.

У Кота слезился глаз,

Капли он купил у нас.

Пес 'поранил лапу,

Мазь купил и вату.

Болит голова у осла,

Таблетки ослиха ему принесла.

Приобрел минеральную воду козел-

К Завтраку ставит ее он на стол.

Подвернула ногу лама,

Бинт взяла и за мотала.

Есть у нас паста для чистки зубов,

Шампунь для укрепления волос.

Ты просишь сегодня у нас папирос,

А завтра нужны будут капельки в нос,

Таблетки от кашля и от ангины,

Лучше вместо сигарет купи витамины.


— Что хотел купить в аптеке тигр?

— Почему сигареты не продают в аптеке?

— Какие лекарства приобретали в аптеке звери?

— Спрашивал ли у них Медведь рецепт врача?

— Что можно купить в аптеке без рекомендации врача?


.VII. Итог урока

— Для чего нужны лекарства?

(Лекарства помогают организму справиться с болезнью.)


























Домашняя аптечка


I. Игра «Светофор здоровья» (см. приложение 1)

II. Беседа по теме

У Миши вечером заболел зуб, потом голова, он сказал об этом маме. Мама дала ему таблетку, уменьшающую боль, и сказала, что завтра они пойдут к врачу. Миша боялся лечить зубы и поэтому утром соврал маме сказав, что зуб больше не болит, и отказался идти в поликлинику. Когда мама ушла на работу, Миша достал из аптечки обезболивающую таблетку и выпил ее, ему стало легче. В школе зуб заболел с новой силой. Дома Миша выпил еще две такие же таблетки и лег спать. Проснувшись на следующее утро, Миша не узнал себя: десна и щека сильно распухли,

— Какие ошибки допустил Миша

— Как поступаете вы, когда у вас болит зуб?

II. Анализ ситуации

(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Для больного человека.»)

Магазин специальный есть,

В нем торгует фармацевт.

И товар особый в нем:

Капли, мази, валидол.

Банки, колбочки, весы -

Исключительно чисты.

Все сияет белизной.

Словно снег в лесу зимой.

Порошки; таблетки, капли

В исключительном порядке

Все на полках сложены.

Грязными руками трогать не положено.


— О каком медицинском учреждении написано в стихотворении?

— Чем аптека отличается от магазина?


III.Аптека дома

Многие из вас бывали в аптеке. По рецептам врача в аптеке не только продают, но и изготавливают лекарства. Дома у каждого из вас есть маленькая аптечка, в которой хранятся необходимые для оказания первой помощи лекарства.


- Какие лекарства есть в вашей домашней аптечке?

- Как они хранятся?

- Как часто обновляются?

- Кто следит за состоянием. аптечки?

Специалисты считают, что лучше всего для хранения лекарств подходит отдельный специальный ящик с дверцей. Лекарства в аптечке следует периодически заменять, так как они имеют срок годности, указанный на упаковке по истечении которого лекарство употреблять нельзя.

IV Оздоровительная минутка

V. Это полезно знать!

В домашней аптечке должны находиться следующие медикаменты и материалы: лейкопластырь, бинт, стерильные марлевые салфетки, вата, готовые стерильные повязки, медицинский термометр, ножницы; ацетил салициловая кислота (аспирин), фурацилин, свинцовая примочка, йод, жидкость Новикова, анальгин.

VI. Итог урока

В каждом доме должна быть аптечка, за содержанием которой необходимо следить.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОТРАВЛЕНИЙ


Отравление лекарствами


  1. Беседа по теме


Помните бегемотиков из сказки К. Чуковского «Айболит»? Они (бегемотики) «схватились за животики: у них, у бегемотиков, животики болят».

Какие причины могут вызвать боли в животе?

Чаще всего — отравление.

Отравления бывают: лекарственные, пищевые, алкогольные, наркотические, химические.

Отравиться можно по-разному. Во-первых, когда яд попадает в организм через кожу. Например, при укусе змеи или пчелы. Во-вторых, через органы дыхания. Например, находясь в помещении, обработанном средствами от тараканов, моли или комаров. В-третьих, при употреблении в пищу некачественных продуктов или ядовитых веществ.

Когда можно отравиться лекарством?

Если употребить большую дозу, лекарства, или выпить лекарство с просроченным сроком хранения, или принять лекарство, вызывающее аллергию.


II. Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Повторение правил здорового образа жизни.


III.Оздоровительная минутка


IV.Признаки лекарственного отравления:


— тошнота, рвота;

— сужение или расширение зрачков;

— вялость, сонливость;

— потеря сознания;

— нарушение сердечного ритма.


V.Помоги себе сам!

При первых признаках отравления лекарством:

— позвоните в «скорую помощь» по телефону 03 и объясните, что с вами случилось; если нет телефона, обратитесь к соседям;

— промойте желудок, выпив большое количество воды комнатной тем­пературы;

— вызовите рвоту, глубоко заведя в глотку два пальца;

— чтобы легче дышалось, нужно лечь на живот.


VI.Практическая работа

1. Нарушение сердечного ритма определяется по частоте пульса. Пульс хорошо прослушивается на запястье, пониже основания большого пальца, в ложбине между двумя костями.

2. Нащупайте его двумя пальцами и слегка надавите.

3. Просчитайте свой пульс в течение одной минуты.

Запишите.


VII.Итог урока

Аккуратность и осторожность при приеме лекарств позволяет избежать отравления.







Пищевые отравления .


I. Повторение признаков лекарственного отравления

  1. Беседа по теме


Чтобы пища приносила максимальную пользу, ее важно правильно хранить и готовить,

— Как у вас в семье хранится молоко, мясо, рыба, колбаса, сыр?

Большинство скоропортящихся продуктов хранится в холоде. Холод

не убивает микробы, а только задерживает их размножение, поэтому продукты в холодильнике портятся медленнее, чем при комнатной температуре.

Продукты, купленные на рынке (овощи, фрукты), необходимо хорошо мыть, подвергать тепловой обработке (мясо — варить, молоко — кипятить). Это вызвано тем, что в продукты животного происхождения (мясо, молоко) может попасть кишечная или туберкулезная палочка, которые погибают при кипячении.

Грязную посуду после еды желательно сразу мыть, чтобы на нее не успели сесть мухи или другие насекомые, распространяющие микробы.


III.Оздоровительная минутка


IV.Игра-соревнование «Кто больше знает?»

(Проводится в командах.)


1. Как определить срок годности консервов?

2. Как правильно мыть овощи и фрукты?

(В водопроводной проточной или кипяченой воде.)

3. Можно ли употреблять в пищу слегка подгнившие яблоко, апельсин или другие фрукты?

V.Признаки пищевого отравления

— режущая, острая боль в области живота;

— рвота;

— расстройство желудка;

— слабость, сонливость.


VI.Помоги себе сам!


При первых признаках пищевого отравления:

— позвоните в «скорую помощь» по телефону 03 и объясните, что с вами случилось

—промойте желудок, выпив большое количество тёплой кипяченой воды;

— вызовите рвоту,


VII.Итог урока

В пищу можно употреблять только свежие неиспорченные продукты.












-БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ


Если солнечно и жарко


I. Повторение правил поведения при пищевом отравлении

II. Беседа по теме

Вы любите лето? Солнце?

Без солнца и тепла не могут жить люди, животные, растения. В то же время долго находиться на солнце вредно, есть опасноcть перегреть голову и получить солнечный удар, который сопровождается головной болью, головокружением, слабостью. Поэтому не рекомендуется в солнечную погоду гулять без головного убора. Вспомните, какую одежду «) носят люди в пустыне, где солнце особенно жаркое? Большие головные уборы, длинные халаты защищают человека от избыточного солнца.

В нашей местности, чтобы не доводить дело до солнечного удара, достаточно между 11 и 15 часами находиться в тени. Загорать в это время также не рекомендуется.


III.Анализ ситуации

(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Забыла Таня пpo обед.»)

В летний лагерь детвора

Сегодня шумно прибыла.

Мальчишки мчатся на рыбалку,

Девчонки прыгают через скакалку.

Таня листает блестящий журнал,

Словно смотрит телесериал.

Загорелые стройные фотомодели

С каждой страницы на Таню глядели.

Как на них похожей стать?

Во-первых,. надо загорать.

Только солнце утром встало,

Таня в руки одеяло,

Легла на пляже и лежит,

Даже к речке не бежит.

Говорят ребята ей:

— Обгоришь, вставай скорей.

Слушать Таня не желает,

Она лежит и загорает.

Бегут дети на обед,

Что-то Тани с ними нет.

Наша Таня у врача,

«Подгорела» сгоряча:

Спина покраснела и сильно болит,

Совсем не «журнальный» у Танечки вид.

—Что случилось с Таней?

—Как вы понимаете слово «сгорела»?

—Полезен ли загар?


IV.Оздоровительная минутка


V.Признаки солнечного ожога:


—покраснение кожи;

—озноб;

—рвота

—головная боль.


VI.Помоги себе сам!


Наложите на обожженный участок кожи холодный компресс (можно с использованием подсоленной воды), периодически меняя его, выпейте воды. Если кожа покрылась волдырями от солнечного ожога, ее нужно смазать маслом, вазелином или кефиром. И обязательно сказать об ожоге взрослым.


VLIlTor урока

—Полезно солнце или вредно?









































Если на улице дождь и гроза


I. Повторение

Как уберечься от солнечного ожога?


П. Беседа по теме

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.Й. Тютчев)

Поэт восторженно пишет о грозе, знаменующей приход тепла. А теперь посмотрите на картину К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Дети не рады грозе, они ее боятся. Лицо девочки встревожено, а природа выглядит угрожающе.

—Как вы думаете, почему?

—Какая опасность подстерегает человека во время грозы?

—Приходилось ли вам бывать на улице во время грозы?

—Что вы видели?


'III. Правила поведения при грозе:


— если вы находитесь на возвышении, спуститесь вниз;

— держитесь подальше от одиноко стоящих высоких деревьев (столбов) и металлических предметов;

—не прячьтесь между высокими камнями;

—если гроза застала вас в воде (лодке), плывите к берегу;

—если вы едете в машине, оставайтесь в ней;

—находясь в доме, закройте окна, выключите радио и телевизор.


IV.Оздоровительная минутка


V.Помоги себе сам


Если вы промокли, промочили ноги:

— идите домой (в тепло);

— переоденьтесь в сухую одежду;

-сделайте ванночку для ног: растворите в горячей воде сухую горчицу и опустите в раствор ноги;

— выпейте горячего чая с медом или малиной.

VI.Итог урока

Если вы промокли под дождем, что необходимо сделать, чтобы не заболеть?











ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОМЕ, НА УЛИЦЕ, В ТРАНСПОРТЕ


Опасность в нашем доме


I. Беседа по теме

Мы привыкли считать, что опасность подстерегает человека на улице, в транспорте, в лесу и других местах за пределами нашего дома или квартиры. Однако если внимательно изучить помещение, в котором мы живем, то можно увидеть много мест и предметов, требующих осторожного обращения. Человек изобрел различные машины и приборы, научился пользоваться газом, электричеством, приручил' огонь и воду. Все эти полезные изобретения не только делают удобной жизнь людей, но и требуют осторожности, соблюдения правил. Это все розетки, выключатели и электроприборы, газовая плита, которыми вам приходится пользоваться. Вы должны насторожиться и сказать взрослым, если заметили, что нагревается или искрит розетка, выключатель или вилка электроприбора. Очень опасно пользоваться электрическими приборами в сыром помещении (подвал, ванной комнате), а также стоя босыми ногами на мокром полу или в ванне

Опасность подстерегает нас и на кухне. Это включенная плита, газовая колонка, пол, покрытый линолеумом или плиткой — скользкий от пролитой на него воды. Аккуратности требует кипящий чайник, горячие кастрюли и сковородки. Бытовые травмы часто подстерегают нас дома. Если в доме беспорядок, возможность травмирования увеличивается.


П. Анализ ситуации


(Можно также использовать стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы».)

.Два брата в квартире поиграть решили,

Мяч подбросили и сразу '

Уронили на пол вазу,

Сыплются книжки из шкафа на пол,

Их поднимать никому не резон,

Съехала скатерть, подушка упала.

Им всего этого кажется мало.

Стали в кубики играть,

Влезли дружно на кровать,,

Как птицы стаей полетели,

Руками лампочку задели,

Оглянуться не успели-

И стекляшки на постели.

Так резвятся целый день-,

Смотрят, мама входит в дверь.

Мы играли очень дружно

Маме радоваться нужно.


—В какие игры играли мальчики?

—Чем опасны подобные игры в помещении?


III.Правила безопасного поведения в доме:


—пролив на пол воду или другую жидкость, постарайтесь сразу ее вытереть, иначе можно поскользнуться и упасть;

— вынимая вилку из розетки, не тяните за провод, он может оторваться;

—не пользуйтесь электрическими приборами, когда моетесь в ванне или под душем;

—не оставляйте без присмотра сковороду с маслом, оно может вспыхнуть;

—не оставляйте включенной газовую горелку;

—при кипячении воды на плите чайник надо ставить носиком от себя, чтобы не обжечься горячей водой или паром.



IV.Оздоровительная минутка


V Игра «Светофор здоровья»


Братья-близнецы Петя с Костей остались дома одни и решили поиграть в прятки. Костя спрятался за шторой у окна. Когда Петя приблизился к окну, Костя быстро выскочил из-за шторы, зацепился ногой за столик и опрокинул на пол графин с водой. Вода разлилась по всему полу, но графин не разбился. Братья обрадовались и продолжили игру.

  1. Игра-соревнование «Кто больше знает?»


Назовите бытовые предметы, пользуясь которыми, можно получить травму


VII.Итог урока


Перечислите правила безопасного поведения в доме.



































Как вести себя на улице.


.""' " ■ '. ■ ■• ' ■ . •'■•■.■■■'- \ '■■' '•' ■. '' '

I. Беседа по теме

В городе много пешеходов и транспорта. Пешеходы хозяйничают на тротуарах, транспорт на дороге. Если те и другие соблюдают правила дорожного движения, то они не мешают друг другу.

Водителей учат в специальной автошколе, где они изучают правила дорожного движения (ПДД) и дорожные знаки. Эти знаки расположены вдоль дороги и показывают шоферу, куда можно ехать, как правильно повернуть, где можно обогнать другую машину или остановиться. Знаки бывают запрещающие, предупреждающие о возможной опасности, предписывающие и указательные.

Пешеходам также необходимо знать основные правила дорожного дви­жения и дорожные знаки: пешеходный переход, остановка трамвая, автобуса и троллейбуса. Вспомните, как выглядят эти знаки. Опишите их. (Показ знаков детям.)

Многие из вас катаются на велосипеде. Для этого созданы специальные знаки:


движение на велосипеде запрещено;

- велосипедная дорожка. (Показ знаков детям.)


II.Правило перехода улицы в местах где нет светофора:


посмотрите налево;

если нет машин, дойдите до середины улицы;

остановитесь и посмотрите направо;

если нет машин, идите дальше.


III.Игра «Светофор здоровья»

Братья играли в мяч на площадке у самой автострады. Мяч был прыгучий и легкий. Ребята били его об асфальт, катали, подбрасывали и не заметили, как выбежали на проезжую часть дороги.


IV.Оздоровительная минутка


V.Анализ ситуации

(Можно также использовать отрывок из поэмы. С. Михалкова «Дядя Степа» — «Возле площади затор...»)


Глаза светофора не горят,

Машины мчатся, как хотят.

Со страхом народ

К перекрестку идет,

Не ведая, что его ждет.

Все ждут милиционера,

Гадая, в чем же дело.


- Попадали ли вы в такую ситуацию?

- Как должны поступать в данной ситуации пешеходы?


VI.Заучивание слов


Если свет зажегся красный—

Значит, двигаться опасно.

Желтый свет — предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит

«Проходите, путь открыт!»


VII.Правила безопасного поведения в транспорте

-Кто из вас часто ездит в троллейбусе, автобусе, трамвае?

-Какие правила необходимо соблюдать?

Крепко держитесь за поручни.

Не высовывайте руки и голову из окна.

Не входите и не выходите, когда двери уже закрываются.


VIII.Итог урока


Какие правила поведения на улице вы запомнили?

-Не играть на проезжей части улицы.

-Переходить улицу только в положенном месте и только на зеленый свет.

-Изучать правила дорожного движения.











































ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕЛЕНИЯ

НА ВОДЕ


Вода - наш друг


I. Беседа по теме

Большинство детей любят воду и стремятся научиться плавать. Другие — боятся воды. Не бойтесь воды. Страх - плохой учитель. В то же время, чтобы избежать беды, купаясь в водоемах, необходимо соблюдать некоторые правила:

Какие из них вы знаете?

(Ответы детей.)

Необходимо запомнить:

—купайтесь в водоеме с разрешения и в присутствии взрослых;

—купайтесь в установленных местах (на пляжах);

—не играйте в воде;

—не ныряйте в незнакомых местах;

—не заплывайте за буйки;

—не заплывайте на глубину на надувных матрасах, кругах и т.д., если не умеете плавать;

— учитесь не только плавать, но и отдыхать на воде (лежа на спине, раскиньте руки и ноги, положите голову на воду, закройте глаза и чуть-чуть двигайте ногами или сделайте поплавок),

II.Обсуждение стихотворения

У моста стоит Авось

На другом конце— Небось.

Издают за вздохом вздох

: — Больно мост над речкой плох! —

Но Авось сказал: «Авось!»

А Небось сказал: «Небось!»

Как взошли на середину,

Мост прогнулся,

И…в пучину!

Тем и кончился их риск —

Сколько шума, сколько брызг!!!

На реке потом лучистой

Пузыри всплывали быстро...

Так пошли друзья ко дну

Под водой делить вину.

На Авось и на Небось

Коль понадеялся,-то брось!!!

(И. Емельянов)

В чем заключается основная мысль стихотворения?

— В чем состоит опасность на воде? Оправдан ли риск на воде?


III.Оздоровительная минутка


IV.Игра «Светофор здоровья»

Стояли очень жаркие дни. Родители вместе с детьми, Петей и Олей, на целый день выехали за город к озеру. Вода в озере прогрелась, и дети не хотели выходить на берег. Оля не умела плавать и возилась в воде у самого берега, а Петя плавал на глубине. Неожиданно Петя почувствовал, что она нога у него онемела, он испугался и поплыл к берегу.


V. Когда опасность рядом


—Если вы устали или начали замерзать в воде, плывите к берегу.

—Если судорогой свело руку или ногу, отдохните лежа на спине, и плывите к берегу.

—'Если вы сомневаетесь, что сумеете самостоятельно добраться до берега, поднимите руки вверх и машите, стараясь привлечь к себе внимание.

— Если вас подхватило течение, следуйте за ним, направляясь к ближайшему берегу.


VI. Итог урока


Какие правила поведения на воде необходимо соблюдать?










































ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ


Чтобы огонь не причинил вреда


I.Повторение правил поведения на воде


II.Беседа по теме

Чем опасен огонь?

Можно ли разжигать огонь в помещении, подходить близко к открытому огню, бросать в костер патроны, лить легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин)?

Для человека в равной степени опасны огонь и дым, выделяющийся в

процессе горения.

Куда следует обращаться в случае пожара?

Вспомните строчки из стихотворения С.Маршака: '

Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер — ноль один!

III.Игра «Светофор здоровья»


Ситуация 1.

В холодную погоду родители разожгли в доме камин. Когда огонь прогорел, они занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили на подоконник и, подражая взрослым, стали на них дуть. Появился огонь, дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно загорелась коробка, затем штора и подоконник. Тут дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполняться дымом. Старший мальчик взял за руку сестру и побежал на улицу к родителям.


Ситуация 2.

Весь день на даче взрослые вместе с детьми вырезали сухие ветки деревьев и кустарников, а вечером дети решили организовать костер. Ветки почему-то не загорались. Петя побежал домой, принес бутылку с керосином и полил им сушняк. Поднесли спичку и еле успели отскочить от вспыхнувшего пламени.


IV Оздоровительная минутка


V Правила поведения при пожаре в доме:

— позвоните пожарным или сообщите взрослым;

— отключите электроприборы от сети;

— закройте окна и двери, исключите приток воздуха в помещение;

— если помещение заполнилось дымом, смочите водой любую тряпку и, прикрыв ею рот и нос, покиньте помещение;

-не спускайтесь из горящего здания на лифте; если есть пожарная лестница, воспользуйтесь ею.

Vl Практическая работа.

Рассмотрите «План эвакуации при пожаре» вашей школы. Опишите словами маршрут эвакуации.


Vll Итог урока.

Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костёр.

29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!