Тема: «Подружись с интернетом»
Цель: Формирование понятия «безопасный Интернет».
Задачи:
Познакомить с основными правилами пользования интернета.
Расширить представление детей об интернете.
Формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение.
Сформировать у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет.
Обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет.
Воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: компьютер, проектор, интернет – ресурсы
Ход:
Организационный момент.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня, чтобы совершить путешествие в интересный и захватывающий мир Интернета! Кто-нибудь из вас в нем уже бывал? Поднимите руки! (Посчитать, сколько детей в классе пользуется Интернетом.) А вы знаете, что такое Интернет?
Выслушать ответы 2-3 детей.
Ведущий: Лучше разобраться в том, что происходит в Интернете, узнать, что в нем есть интересного и полезного, а также опасного и неприятного, помогут сегодня мои помощники
Ведущий: Ребята, а как, по-вашему, для чего нужен Интернет? Что в нем есть интересного и полезного?
Выслушать ответы 2-3 детей.
(Дети отгадывают ребус)
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про всё на свете?
Ну, конечно, в…… ИНТЕРНЕТЕ.
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры.
Можно всё, друзья, найти
В этой сказочной сети.
Основная часть
Как вы определили, сегодня разговор пойдет об Интернете. Как вы понимаете, что такое «Интернет»? (ответы детей)
Я хотела бы вас познакомить со значением слова «Интернет».
Вы когда-нибудь видели, как пауки плетут свои сети? (сл. 3) Так вот Интернет чем-то похож на наши сети. Интернет - это миллиарды компьютеров связанных между собой (сл. 4).
У каждого компьютера есть свой цифровой адрес. Адрес этот никогда не повторяется, поэтому потеряться в огромной сети Интернет невозможно.
Я попробовала сплести свою сеть, которая похожа немного на сеть Интернет. Правда, она очень маленькая.
Практически везде можно встретить три буквы W W W , с помощью которых обозначают Интернет.
Сеть Интернет разработали еще в 60 годах для военных целей. Но прошло несколько десятков лет и мы уже не представляем своей жизни без Интернета. Для всеобщего пользования сеть Интернет стала доступна в 1991 году.
Путешествие по Интернету - интересное занятие! Здесь можно найти много полезной информации. Кроме этого возможности сети Интернет помогают сделать нашу жизнь комфортной. Кто из вас может рассказать, в чем может вам помочь Интернет (ответы детей).
Если собрать все ваши ответы в целое, то мы получаем, что:
В Интернете можно (сл. 5):
1. найти информацию обо всем,
2. общаться с друзьями и находить новых знакомых,
3. делать покупки,
4. оплачивать услуги,
5. создавать и хранить документы,
6. размещать и хранить свои фотографии и фильмы,
7. учиться....
И список этот можно долго еще продолжать. Согласны?
Но Интернет - это не только польза, там тебя подстерегает много опасностей. Для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, каждому пользователю сети Интернет нужно знать об этих опасностях. Поэтому сегодня мы поговорим не просто об Интернете, а о БЕЗОПАСНОМ ИНТЕРНЕТЕ (сл. 6).
Интернешка родился и всю жизнь прожил в интернете. Он всё-всё про него знает, а так же он очень добрый, хороший и весёлый. Он готов прийти на помощь запутавшимся в сетях интернета.
Митясик – щенок, он стал пользоваться интернетом совсем недавно и поэтому с ним происходит немало неприятных ситуаций, но у него есть верный друг.
(сл. 8) Итак, первая остановка: «Поисковая».
Как не сбиться нам с пути?
Где и что в сети найти?
Нам поможет непременно -
Поисковая система.
В ИНТЕРНЕТЕ, в ИНТЕРНЕТЕ,
Пруд пруди всего на свете
Здесь мы можем поучиться,
Быстро текст перевести,
А в онлайн библиотеке
Книжку нужную найти!
Какие поисковые системы вы знаете? (Яндекс, "Поиск Mail.ru", "Google" и др.). Кто уже пользовался поиском в Интернете? Что вы искали? (ответы детей).
(сл. 9) Я вам предлагаю сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить.
Здесь много разной полезной и интересной информации: www.omlet.ru, www.lukoshko.net, http://www.classmag.ru, http://otlichnyk.ru, http://www.filipoc.ru.
(сл. 10) Наше путешествие продолжается.
Следующая остановка «Обучающая».
С Митясиком однажды случилась очень неприятная история. Он не знал, что подарить на день рождения маме и набрал в интернете «подарки для мамы». В поисковике увидел много интересных сайтов, предлагающих подарки, которые можно оплатить по телефону с помощью SMS. И Митясик отправил sms с маминого телефона. В итоге со счёта была снята очень приличная денежная сумма, а подарок мама так и не получила. Расстроившись, Митясик обратился за помощью к Интернешке.
Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Обещают всё на свете:
Подарить бесплатно детям.
Телефон, щенка, айпод
И поездку на курорт.
Их условия не сложны:
Смс отправить можно
С телефона папы, мамы –
И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
Если рвутся предложить,
То обманом может быть.
- О чём рассказ и стихотворение? Чему они нас учат? (ответы детей)
Да, грустно, что Митясика обманули, но зато мы с вами теперь знаем, что нужно быть осторожными в сети Интернет,
(сл.11) Следующая станция «Антивирусная».
Как вы думаете, о чем сейчас будем разговаривать? (ответы детей)
Зачем нужен антивирус? (ответы детей)
Какие виды антивирусов вы знаете? (ответы детей)
Не хочу попасть в беду-
Антивирус заведу!
Всем кто ходит в Интернет,
Пригодится наш совет.
-Однажды Митясик хотел поиграть в онлайн игру и для этого открыл несколько незнакомых сайтов. Вдруг с компьютером стало происходить что- то странное, и он перестал слушаться Митясика.
Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный хоть на вид,
Он в себе беду таит.
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать.
Предлагает нам обновки
Вирус – мастер маскировки.
Митясик испугался и обратился за помощью к Интернешке. Интернешка помог ему установить две программы: Антивирус и Родительский контроль.
Чему учит стихотворение и рассказ? (ответы детей)
На этой станции Интернешка приготовил игру «Вирусы»
Цель игры: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Вспомогательные материалы: Листы А4 двух разных цветов, клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Процедура проведения: Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета, например, черные, обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы. Снежки другого цвета, например, белые – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на 2 команды, так чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 метра. В руках каждой команды снежки двух разных цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача – как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все опасные снежки и сохранять у себя все безопасные.
Ведущий засекает 10 секунд времени и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше опасных и больше безопасных снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.
Слова ведущего:
Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из разноцветных листочков бумаги черного и белого цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка белого и черного цвета. Черные снежки – опасные, а белые – безопасные. По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидать противоположную команду снежками. Также задача каждой команды – успеть откидывать все опасные черные снежки и сохранять у себя все безопасные белые.
Игра «Три лица»
Цель игры: эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Ведущий: Я покажу вам три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы отгадали, какое выражение лица я показываю.
Далее ведущий показывает по очереди три различных эмоции:
ярость, печаль, радость.
Ведущий: Какое выражение лица я пытался (-ась) вам показать? Верно, свирепое лицо. Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки – покажем свирепое лицо. Такое лицо бывает у нас, когда нас обижают.
А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль? Такое лицо бывает у нас, когда нас обманывают.
Показываю третье лицо. Какое? Третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмём руки к сердцу. Такое лицо бывает у нас, когда мы общаемся со своими близкими людьми и любимыми друзьями.
Давайте попробуем еще раз: свирепое, печальное, счастливое.
Теперь разделитесь на пары и встаньте со своими товарищами спина к спине. Выберите одно из трех лиц, которое мы показывали. Когда я досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться друг к другу и показать выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер.
Готовы? Раз, два, три...
(сл.12) Остановка «Поучительная»
Митясик очень общительный и хочет, чтобы у него было много друзей. Однажды он завел себе профиль в сети «ПесКоннект», где рассказал о своих увлечениях и что ищет себе друзей и стал ждать писем. И вот какое письмо он получил! Давайте я вам его прочитаю. «Привет, Митясик. Я Большая Белая и Пушистая Мальтийская болонка. У меня совсем мало друзей и поэтому я очень хочу познакомиться и подружиться с тобой. Пришли мне, пожалуйста, свой адрес и номер школы, в которой ты учишься. Я очень хочу посмотреть на тебя, поэтому пришли мне еще свою фотографию и фотографию своей семьи. С наилучшими пожеланиями, твой новый друг – Мальтийская болонка».
Как вы думаете, ребята, надо ли Митясику отвечать на это письмо?
Что может с ним случиться, если он это сделает? (ответы детей)
Давайте послушаем Интернешку?
В Интернете, как и в мире,
Есть и добрые, и злые.
Полон разных он людей,
Есть и гений, и злодей.
По портрету не поймёшь
От кого слезу прольёшь.
Чтобы вор к нам не пришел,
И чужой нас не нашел,
Телефон свой, адрес, фото
В Интернет не помещай
И чужим не сообщай.
Какой совет дает Интернешка? (ответы детей)
Ребята, нужно не только не давать информацию о себе чужим людям, но и не встречаться с незнакомцами.
Как всем детям интересно
Поиграть с друзьями вместе.
В интернете тоже можно,
Нужно быть лишь осторожным:
И с чужими не играть,
В гости их к себе не звать,
И самим не приходить.
Я прошу вас не забыть.
(сл.13) Остановка «Тролль»
Но Митясик отправил Мальтийской болонке письмо и все, что она его просила. В ответ болонка начала посылать ему письма, где Митясика называла глупым псом, комком шерсти и т.д. Также Мальтийская болонка стала использовать фотографию Митясика, представляясь от его имени и знакомясь с другими собаками, и обижать их.
Как вы думаете, как можно поступить в этой ситуации? (ответы детей)
Интернешка конечно помогает Митясику: он пересылает грубые письма администратору сайта, который блокирует адрес Мальтийской болонки, и Митясик больше не получает плохих писем.
В интернете злые «тролли»
Появляются порой.
Эти злюки-задаваки
Могут довести до драки.
Им дразнить людей прикольно,
Несмотря, что это больно.
Только полный их «игнор»
«Тролля» охладит задор.
Сам же вежлив оставайся,
В «тролля» ты не превращайся!
Какое главное правило в подобной ситуации? (ответы детей)
(сл. 14) Остановка «Взрослая»
Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-то трудностью в интернете: например, к вам пробрался вирус, или вас кто-то обижает, или вы отправили смс на незнакомый номер? (ответы детей).
Да, правильно! Вы должны обратиться к вашим родителям или учителям! Они могут взять в помощь себе и вам разные компьютерные программы, они всегда помогут решить проблему и защитят от неприятностей! Интернешка все про это знает!
Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно –
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Есть проблемы в интернете?
Вместе взрослые и дети
Могут все решить всегда
Без особого труда.
Итог.
(сл. 15) Наше путешествие подошло к концу. И закончим наш классный час игрой «Сеть».
Цель игры: эмоциональная разрядка и снятие напряжения. Повторение правил безопасного интернета.
Процедура проведения: Два ребенка берутся за руки и поднимают руки вверх. Ведущий с остальными ребятами становится в цепочку, взявшись за руки. Ведущий проводит цепочку из ребят под руками и одновременно произносит стихи. Например, Где найти подругу Олю? Прочитать, что было в школе? И узнать про все на свете? Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ! При слове «интернет» дети опускают руки и тот, кто оказался между ними становится в круг и поднимает руки. Игра продолжается до тех пор, пока всех детей не поймают.
У каждого на парте лежат «Десять советов безопасной работы в Интернете» от Интернешки и Митясика:
1. Никогда не заполняй без ведома взрослых предлагаемые в Интернете формуляры, анкеты!
2. Не верь сообщениям на странице "Ты стал победителем!", "Ты выиграл приз!" и так далее. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке!
3. Никогда не выдавай себя за взрослого человека!
4. Не рассказывай незнакомцам в сети (в чате, на форумах) подробную информацию о себе!
5. Если собеседник в сети тебе предлагает встретится, откажись от предложения! Расскажи об этом взрослым!
6. Не загружай на свой компьютер файлы из непроверенных источников! Они могут быть заражены вирусами.
7. Если содержание какой-либо страницы наводит на тебя страх, то обязательно расскажи об этом своим родителям.
8. Никогда не открывай письма от незнакомцев и не отвечай на них!
9. Не заполняй подробную информацию о себе, создавая профиль при регистрации на каком-либо сайте! Не используй для создания логина свои настоящие имя и фамилию.
10. Хороший способ защитить свою информацию - создать уникальный пароль. Твои родители должны знать твой пароль и логин, чтобы защитить тебя от неприятностей. Не сообщай свой пароль больше никому!
Ведущий: С игровой площадки мы попали в Царство Доброго Интернета. Не забудьте, что главное правило в этом царстве – это правило 20 минут в день!!! Как вы думаете почему?
(Выслушиваются ответы детей).
Ведущий: Вы ответили правильно. Чтобы сохранить здоровье, ребятам вашего возраста можно находиться за компьютером 20 минут в день.
Краткие правила
1. Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
2. Не хочу попасть в беду –
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет,
Пригодится наш совет.
3. Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ
Вас попросит рассказать
Информацию о школе,
О друзьях и телефоне,
Иль к страничке доступ дать –
Мы на это НЕТ ответим,
Будем все держать в секрете!
4. С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай –
Никого не обижай.
5. Злые люди в Интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
6. Как и всюду на планете
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
7. Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Ведущий: Настало время прощаться! Сегодня вы узнали основные правила поведения в Интернете! Надеюсь, вы запомните их!
Мы сегодня с вами хорошо поработали! Для того чтобы вы лучше запомнили правила, я подарю вам листовки с ними. Давайте похлопаем друг другу!
Ведущий: Мы сегодня узнали много нового и интересного об Интернете, о его возможностях и опасностях, о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы все было хорошо.
Про что эти правила? Сколько их? Какие правила, кто из вас запомнил?
(Дети называют правила.)
Кто хочет еще раз прочитать для всех эти правила?
(Дети читают краткие правила.)
Рефлексия (сл. 16)
Продолжите предложение, показанное на слайде:
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
меня удивило…
занятие дало мне для жизни…
мне захотелось…
Запишите номер телефона линии помощи «Дети онлайн» – бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи – 8-800-250-00-15.
Интернет-ресурсы:
https://sites.google.com/site/detamobinternete/home - интернет-букварь
http://it.ulgov.ru/pub/atts/page/bezopasnyi_internet.pdf - «Полезный и безопасный Интернет». Методическое руководство
http://youtu.be/qQzG9sPt3aM - видеоролик «Безопасный Интернет»