СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час" Подвиг народа бессмертен"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа о героях и участниках ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Классный час" Подвиг народа бессмертен"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Товарковская средняя общеобразовательная школа № 1»












Классный час


ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ!










Авторы методической разработки:

Зубова Любовь Александровна,

учитель истории и обществознания

Зубов Александр Николаевич,

учитель истории и обществознания

МКОУ «Товарковская средняя

общеобразовательная школа № 1»

Калужская область, Дзержинский район, пос.Товарково, ул.Ленина, 2а

Тел.: 4-14-15, 4-14-16






п.Товарково

2017 г.


Цель:

1.Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; 2.Воспитание чувства патриотизма и гражданственности; 3.Воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войне и выжившим ветеранам и людям старшего поколениям;

4.Вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников.

Девиз:

«Сколько в человеке Памяти, столько в нем и Человека» (В.Распутин)

Оборудование к классному часу:

Стенд: «Наши земляки – герои СССР»; « Пионеры – герои Советского Союза.»

Стенд: Домашний музей: след войны в моём доме.

Выставка: Отечества славные сыны. А.

Выставка плакатов «Мы против войны».

Кластер: «Патриот – это…».

Цветы, свечи.

Мультимедийные проекты «Отечества славные сыны».


Предварительное задание: мозговой штурм


Группа № 1. Историки: найти материал о патриотах России; прочитать стихотворение «Рассказ о винограде» и ответить на вопросы.

Группа № 2. Члены поискового отряда «Память»: записать воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, защищавших калужскую землю; анализ поступков из жизни: любовь к Родине.

Группа № 3. Социологи: провести социологический опрос на тему:

«Что ты знаешь о Великой Отечественной войне».

Группа № 4. Литераторы: найти стихотворения о Великой Отечественной войне; написать синквейн – ключевые слова «патриот», «война», «память».

Какие ассоциации вызывают у вас слова «война», «память о войне священна»;

Каких патриотов России вы знаете.

Группа № 5. Краеведы: найти материал о воинах, защищавших Калужскую землю, приглашение ветеранов ВОВ на классный час.


Ход классного часа


  1. Вступительная часть.


Исполнение песни В. Шаинского на слова Р.Рождественского «Если мы войну забудем».

Задохнулись канонады,

Задохнулись канонады,

Задохнулись канонады,

В мире тишина.

На большой земле однажды,

На большой земле однажды,

На большой земле однажды,

Кончилась война.

Будем вновь встречать рассветы,

Будем вновь встречать рассветы,

Будем вновь встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Только не забыть бы это,

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.


Припев:

Эта память верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Эта память, верьте, люди

Всей земле нужна.


Были черными березы,

Были черными березы,

Были черными березы,

Долгие года.

Были выплаканы слезы,

Были выплаканы слезы,

Были выплаканы слезы,

Вдовьи навсегда.

Вот опять пронзает небо,

Вот опять пронзает небо,

Вот опять пронзает небо,

Солнечная нить…

Только не забыть бы это,

Только не забыть бы это,

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.


Учитель. Перед началом классного часа вы слышали песню на слова Р.Рождественского «Если мы войну забудем». Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эти слова:

Эта память верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Со дня окончания войны прошло уже почти 70 лет. Людей, воевавших в годы войны, становится всё меньше и меньше. Чтобы узнать что помнят ученики нашей школы об этом событии об этом событии мы давали задание группе социологов провести социологический опрос среди учащихся 5-11 классов, а также людей разных поколений на тему : Что ты знаешь о Великой Отечественной войне.

Слово группе социологов. ( слайд 1-2)


Что такое память? Память – это наказ завершить то, что не завершили погибшие в войне: бороться за мир, против зла и насилия.

Зачем нужно помнить прошлое? Помнить надо, чтобы вновь не было войны; чтобы все люди жили в мире.

Кого из патриотов назвали учащиеся? (А.Невский, Д.Донской, С.Радонежский, К.Минин и Д.Пожарский, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков и другие).

Учитель: (слайд 3) Что же такое память? На экране вы видите афоризмы, объяснявшие смысл этого слова:

Память – напоминание о тех, кого нет, кто шел по жизни с гордо поднятой головой, сражаясь за правое дело, за наше сегодня и завтра.

Память – любовь и восхищение нравственным обликом борцов, их гражданскими и человеческими качествами.

Учитель. Важно, чтобы наше поколение жило в благодарной памяти к тем, кто спас нас в годину испытаний. Эти люди – часть нашей истории, нашей Родины. Никто не забыт, ничто не забыто…. Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Война – человеческая трагедия с древнейших времен. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали все беды, страдания, ужас и горе, принесенные человечеству войнами, то на земле давно бы не звучали больше выстрелы. Всегда именно славные сыны отечества вставали на защиту Родины, это те, кого мы называем патриотами.

Учитель. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и продолжалась 1418 дней. В первые дни войны многие пошли добровольцами на фронт, работали в тылу на заводах, в совхозах и колхозах, а люди искусства посвящали свои произведения. В первые дни войны появилось стихотворение К. Симонова « Жди меня», которое стало символом верности, стойкости мужества.

Ученик. В первые дни войны появились первые плакаты, например плакат художника И.М.Тоидзе « Родина Мать – зовёт». Когда объявили о начале войны, художник работал над иллюстрациями к произведению « Витязь в тигровой шкуре». Он отложил эти эскизы в сторону и набросал на чистом листе плакат военного времени. В центре композиции – образ Матери, который олицетворял Родину. Она держит в руках текст военной присяги.

« …Я, гражданин Союза Советских Социалистических республик, клянусь бать честным, храбрым, бдительным бойцом…. .

Я клянусь защищать свою Родину мужественно, не щадя своей жизни.

Если Я нарушу эту присягу, пусть меня постигнет суровая кара закона.» Художник изобразил женщину с суровым, но прекрасным лицом. Она смотрит в глаза каждого призывая и требуя выполнить священный долг. Ружейные щтыки за спиной и текст военной присяги усиливает ее образ « Родины – Матери».

В движении её руки заключена огромная сила. Солдаты писали об этом плакате: « Он напоминает нам не только о Родине, он напоминает нам о наших матерях, проводивших нас на фронт» .

Учитель. ( слайд 4)Чтобы сейчас не говорили, ни писали, время никогда не изгладит из памяти народа самую жестокую и кровопролитную войну в истории нашей Родины. И пусть сегодня оживет в нашей памяти подвиг наших дедов и прадедов наших солдат. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог почти на всю Европу и бороздившая гусеницами танков ее земли под страшным названием – фашизм. В планах немецкого командования был приказ Гитлера: «Убивайте каждого русского, не жалейте ни женщин, ни детей». По плану Барбаросса такие прекрасные города как Москва и Ленинград должны были исчезнуть с лица земли.

Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дом.

Ученик. Я хочу рассказать сказку о Солдате, которую написал ученик 5 класса. Думаю, что это и есть ответ на вопрос, откуда наши солдаты брали силы.

«Жила мать с сыном. Пришло время юноше идти на службу. Мать, провожая сына, дала ему маленький мешочек. В нем была горсть родной земли. Идет служба у солдата. И вдруг…. Напали враги на нашу землю. Стал парень защищать свою Родину, бьет фашистов, а их тьма-тьмущая. Чувствует солдат, что теряет силы. И тут вспомнил он о мешочке. Дотронулся до него рукой… и чудо! Сразу же появилась богатырская сила. Распрямился солдат, снова погнал врагов, сбросил их в реку. Так русский богатырь защитил свою землю».

(Михаил Игнац, 5 класс средней школы № 16 г. Калуги, стр.60 из книги «Память огненных лет»).

Учитель. Что же это за сила, благодаря которой русский солдат выстоял и победил в войне

Ученик. Думаю, что богатырская сила, которая помогла выстоять и победить – это любовь к своей земле, своей Родине, своей семье.

Учитель. Чтобы узнать о подвигах патриотов нашей Родины, отстоявших ее честь и независимость, мы открываем новую страничку.


  1. «О героях перекличка».( слайд 5-20)


1-ый ученик. Первыми в Великой Отечественной войне приняли на себя удар защитники Брестской крепости. На стенах остатков крепости остались надписи «Мы умираем, но не сдаемся!».

Таких богатырей можно назвать тысячи. Родина не забудет бессмертный подвиг 28 бойцов дивизии генерала Панфилова, преградивших путь десяткам немецких танков в Московском направлении у деревни Дубосеково.

Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва,

Их было только 28,

А за спиной у них Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг…

«Так защитим Москву, родные!», –

Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты

Последний бой всегда суров!

«Бей за Москву, за нас ребята!», –

Последний раз кричал Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей,

В сырой земле лежат останки,

Лежат тела богатырей.

И славу им ветра разносят,

И слышит Родина слова:

«Их было только 28,

За их спиной была Москва!»


2-ой ученик. Рассказ о подвиге Николая Гастелло, Викторе Талалихине.


3-ий ученик. Рассказ о подвиге А. Матросова.

Александр Матросов был воспитанником Ивановского детского дома. Он любил природу, голубей коней, пчел. Перед боем за деревню Чернушки Саша сказал: « Буду драться с фашистами, пока бьется моё сердце». Деревня Чернушки располагалась на высоком холме, и пулеметный огонь из немецкого дзота не давал возможности взять эту высоту. На призыв командира вызвался Саша и четверо его товарищей. Они поползли к дзоту. Друзья погибли под пулеметным огнём, а Александр был тяжело ранен. Понимая, что он не сможет добросить гранату, он пополз вперёд и грудью закрыл амбразуру вражеского дзота. Пулемет замолчал. Это дало возможность бойцам пойти в атаку и захватить д. Чернушки.

4-ый ученик. Рассказ о подвиге генерала Д.М. Карбышева.

Дмитрий Михайлович Карбышев, генерал, Герой Советского Союза. Попал в плен. Узники концлагеря Маутхаузен вспоминали: « За отказ сотрудничать с немцами его вывели во двор концлагеря и обливали холодной водой при 40- градусном морозе. Этот человек превратился в льдину, без мольбы о пощаде, без криков ужаса. Такого наш страшный лагерь не знал. Он заставил нас не бояться смерти и поверить в победу. Последние слова генерала Карбышева были: « Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет Вас».

5-ый ученик. В памяти народа навечно останутся имена юных пионеров-героев, которые отдали жизнь за нашу Родину:

Леня Голиков: Когда его село захватили немцы он ушёл в партизаны: ходил в разведку, приносил важные сведения, по которым летели под откос вражеские поезда, горели вражеские склады, взрывались мосты. Однажды во время боя он преследовал немецкого генерала, в портфеле которого оказались важные сведения, которые штаб партизанского отряда переправил самолетом в Москву.

Зинаида Портнова родилась в Ленинграде. Перед войной окончила 7 классов. Была членом подпольной комсомольско – молодёжной организации « Юные мстители», разведчицей партизанского отряда.

Марат Казей родом был из Белорусии. Когда началась война он учился в 5-ом классе, но продолжить обучение не удалось, так как немцы превратили школу в казарму. Его маму повесили немцы за связь с партизанами, а Марату удалось убежать к партизанам. Он был разведчиком, минировал железные дороги, погиб в бою, сражался до последнего патрона. Когда у него осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.

Валя Котик родился в г. Шепетовка, был вожаком пионеров, ему было 14 лет. В годы войны он был связным и разведчиком у партизан: узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караулов, участвовал в боевых операциях. На его счету взорвано 6 вражеских эшелонов.

Посмертно им всем присвоено звание – Героя Советского Союза.

Бессмертной славой покрыли себя комсомольцы: Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, юные мстители г. Людиново под руководством Алексея ( Шумавцова. и другие. Летом 1941 года им пришлось взяться за оружие. Горели склады с горючим, с оружием фашистов; взрывались мосты, листовки призывали к борьбе. Дорогой ценой - ценой своей жизни - заплатили они за свободу, за Победу.

6-ой ученик. Победа в войне была одержана благодаря полководческому искусству многих командиров, маршалов. Одним из первых надо назвать нашего земляка Георгия Константиновича Жукова. С его именем мы рядом ставим слово Виктория - Победа. Он родился в деревне Стрелковка Угодско – заводского района Калужской области 1декабря 1896 года в семье крестьянина. Жуков Г.К. начал службу в армии в 1915 году, ещё в Первую мировую войну. За храбрость он был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами. После революции Жуков стал красным командиром. В годы Великой Отечественной войны он был назначен заместителем Верховного Главнокомандующего – И.В. Сталина. Жуков принимал участие во всех крупных сражениях, был на самых опасных участках фронта: Битва за Москву, Битва за Ленинград, Курская битва, Битва за Берлин. Четырежды Герой Советского Союза, награжден двумя высшими военными орденами « Победа», орденом Суворова первой степени под № 1. В настоящее Угодский район переименован в Жуковский район и центром района стал город который носит имя Жукова. На центральной площади стоит памятник полководцу – земляку. В канун 50 – летия открыт музей Маршала Жукова.

На уроках истории мы пишем небольшие сочинения-размышления о великих полководцах. Мы хотим познакомить Вас с выдержками из сочинений учащихся на тему «Мои размышления о Г.К.Жукове как о человеке, о полководце»:

«Земля Калужская дала Родине немало замечательных людей. В их числе – Георгий Константинович Жуков» (Шамаев Алексей);

«Его заслуги поставили Жукова в один ряд с такими великими полководцами как Александр Невский, Дмитрий Донской, А.Суворов, М.И.Кутузов» (Яшин Александр);

«Георгий Константинович Жуков был прекрасным человеком, талантливым полководцем, отличавшемся решительностью. Его боевой товарищ Василевский писал: «Жуков решал вопросы смело, брал на себя полностью ответственность за ведение боевых действий» (Волочкова Юлия);

«Он никогда не пытался делать все сам. Он обладал важнейшим качеством – умением сплачивать и привлекать к активной работе всех…» (Шигапова Нелли);

«Главная сила армии, по мнению Г.К.Жукова – простой солдат, может храбрый, может не очень, но настоящий патриот, не жалеющий своей жизни и готовый отдать ее по первому зову Родины» (Пасочников Вячеслав);

«Судьбы Родины и семьи были для него неотделимы. В семье, в окружающей его жизни он черпал силы для служения Отчизне; а на священной службе Отчизне – выполнял свой долг перед семьей, перед народом» (Косухина Е.);

«Прекрасный полководец, тактик, он всегда говорил «Нет непреодолимых трудностей, а есть только наше незнание как их преодолеть» (Шариков);

«Дела и заслуги Г.К.Жукова известны и за рубежом. Американский военный историк писал: «На западе тоже были гиганты. Но ни один из них не сделал столько, сколько сделал Жуков Г.К. во время войны» (Давыдова Н.);

«Даже Гитлер восхищался им и говорил: «Если бы у меня был такой полководец, как Жуков, то я бы завоевал Россию» (Долгополова Н.);

«На войне он думал не только о себе. Он сам говорил: «Для меня главным было служение народу, Родине. И с чистой совестью могу сказать, я сделал все, чтобы выполнить свой долг… Кто стремится к победе, тот всегда победит» (Захарова Н.).

Учитель. Вслушайтесь в эти цифры. В годы Великой Отечественной войны погибли 27 миллионов человек. Каждые 6 секунд уносили на фронте одну человеческую жизнь. Свыше 11 тысяч человек стали героями Советского Союза. Чтобы узнать какими качествами должны были обладать бойцы, сражавшиеся на фронтах войны, давайте выполним задание «Сложи слово» и заполним кластер, кто такой патриот?: (слайд21 -22)

Задание: учащимся дан набор букв, из которых необходимо сложить слова «мужество», «героизм», «отвага», «патриотизм», «самопожертвование».

Учитель. (слайд 23-27) Наша калужская земля – святая земля. 240 тысяч солдат лежат в нашей калужской земле. Два года огненная линия фронта прорезала нашу область. Враг рвался к г. Москва и к началу октября 1941 года опасность фашистской оккупации стала угрожать Калуге. 4 и 7 октября Калуга подверглась сильным бомбардировкам с воздуха.

Ученик.11 октября Калуга подверглась артиллерийскому обстрелу. В ночь с 11- 12 октября советские войска вынуждены были оставить Калугу. Во второй половине октября вся территория нынешней Калужской области была оккупирована немцами. ( в годы войны эта территория входила в Смоленскую область, а Калужская область была образована в 1944 году.) Захватив г. Калугу немцы начали массовые расстрелы и истребление жителей города. Многие здания, в том числе кинотеатр « Центральный», они превратили в тюрьмы, где истязали и расстреливали советских граждан. В Кооперативном поселке у Оки был создан концлагерь, на площади Ленина немецкие оккупанты соорудили виселицу, на большинстве предприятий рабочие числились под номерами, без имён и фамилий. За невыход на работу они подвергались заключению в концлагерь, либо расстреливались. В деревне Кудиново Малоярославецкого района гитлеровцы заживо сожгли 380 пленных красногвардейцев. Подобные зверства фашисты учиняли во всех районах нашей области: более 20000 тысяч граждан были убиты, десятки тысяч угнаны в Германию. Деревня Камельгино, что находится недалеко от Товарково, чуть не повторила судьбу белорусской деревни Хатынь. Перед отступлением, 19 января 1942г., немцы согнали жителей в сарай и собирались поджечь, уже горела солома, которой был обложен сарай. Но наши передовые части разведчиков успели ворваться в деревню и освободить жителей. Этот день, оставшиеся в живых, считают своим вторым днём рождения.

В приказе военного коменданта города Калуги Ф. Портациуса говорилось: « Тот, кто будет задержан около военных объектов, около телефонных проводов и железнодорожных путей , будет расстрелян без предупреждения. Тот, кто будет принимать участие в деятельности партизан, будет повешен. Тот, кто примет в свое жилище красноармейца или партизана и будет их укрывать, будет расстрелян. Лица, обнаруженные вне города, села без пропусков, будут расстреляны….»

Ученик. ( слайд 28-33) При наступлении немцев на Москву 3 дня с 9 -11 октября сдерживали противника у деревни Товарково воины 194-й Краснознаменной Речецкой стрелковой дивизии, которая входила в состав 49 армии под командованием Захаркина. Формировалась дивизия в Средней Азии в Туркестанском военном округе – поэтому её второе название – Теркестанская. Память о мужестве, стойкости солдат этой дивизии увековечена в памятниках , расположенных на берегу Угры и на поселковом кладбище, а также одна из улиц поселка носит название – Туркестанская. Их подвиг увековечен в стихотворении нашего земляка, местного поэта Виктора Кирюшина: « Над Угрой в Товарково».

Над Угрой в Товарково

Тополя шумят.

После боя жаркого

Там солдаты спят.

Спят под камнем глянцевым

Тихим, вечным сном.

Спят бойцы с Казанцевым –

Их политруком.

Гордо умирающий

Призывал герой:

- Не робеть, товарищи,

Хоть неравен бой!

Бей врага проклятого,

Помни нас, река:

Из шестьсотшестнадцатого

Были мы полка!


Учитель. Группа поискового отряда «Память», краеведы подготовили презентацию о наших земляках, жителей п. Товарково, которые принимали участие в освобождении и защите многих рубежей Калужской земли.

Просмотр презентации: «Они защищали Калужскую землю»: ( слайд34-39)

Ученик: «Яков Леонидович Щеглов в 1942 году участвовал в освобождении деревни Ферзиково Калужской области.

Иван Терентьевич Артемов, Евгений Григорьевич Кондратьев, Валентин Филиппович Журавлев, Виктор Иванович Серегин – участвовали в боях на Зайцевой горе.

Петр Михайлович Чибисов участвовал в освобождении Спас-Деменска, Барятино Калужской области, а также в боях на Зайцевой горе.

Ученик. На Зайцевой горе фашисты укрепились прочно и взять высоту «269» никак не удавалось. И тогда наши солдаты пошли на хитрость. 40 ночей они делали подкоп, а днем, чтобы не вызвать подозрений ходили в атаку. Каждую ночь на копыта лошади надевали мешки, чтобы не было слышно стука подков и вывозили землю подальше, чтобы немцы ничего не заподозрили. Затем саперы заложили взрывчатку, раздался взрыв. Это был сигнал к решающей атаке и высота – Зайцева гора – была взята».

Предоставить слово ветеранам ВОВ.

Ученик.158 уроженцев Калужской области стали героями Советского Союза. Среди них 14 человек уроженцы Дзержинского района. Самым юным героем СССР был Юрий Костиков. Три человека Калужской области повторили подвиг Александра Матросова. Среди них уроженец Дзержинского района Дмитрий Стефанов.

Ученик. Рассказ о Юрии Костикове.

Ученик. Рассказ о Дмитрии Стефанове.

Дмитрий Никитович Стефанов родился в деревне Толкачево ( в настоящее время д. Стефаново Дзержинского района , расположена она по пути в город Кондрово.). Когда началась война, Дмитрию было 30 лет. Он повторил подвиг Александра Матросова в октябре 1943 года под городом Запорожье у деревни Зеленый яр. Подходы к деревне пристреливал фашистский дзот. Уничтожить вражескую точку вызвался Стефанов с пятью бойцами. В перестрелке бойцы были убиты. Тогда Стефанов ползком устремился к вражескому дзоту, дал очередь из автомата и упал. Он был ранен, а пулеметчик вновь начал стрелять. И тогда Дмитрий рывком кинулся вперед и закрыл своим телом амбразуру дзота. Боевой приказ был выполнен. Наши войска заняли д. Зеленый Яр.

В 1944 году Дмитрию Стефанову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

  1. Домашний музей : След войны в моём доме. ( слайд 40-42


Учитель. Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое, но и настоящее и будущее. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь война вошла в каждый дом, в каждую семью.

Школьный музей имени Буянкина, хранит память о многих участниках Великой Отечественной войны войны. Но ведь у многих из нас есть домашние музеи, где вы храните память о своих близких в фотографиях, письмах военных лет, награды, рассказы ваших дедушек и бабушек о фронтовых буднях. В школе проводилась акция «Моя семья в истории Великой Отечественной войны». Многие из вас стали ее участниками.

Ученик. Рассказ Полозковой Даши о своем дедушке. «Мой дедушка – Малиночка Семен Тимофеевич – родом с Украины. Перед войной закончил артиллерийской училище, курсы по подготовке офицерского состава и был направлен на фронт командиром батареи. Батарею часто бомбили немецкие самолеты. Однажды дедушка не выдержал и выстрелил по самолетам, которые летели очень низко. Попадание было точным: немецкий самолет загорелся и рухнул на землю. За этот подвиг дедушка был награжден орденом Красной звезды. Победу он встретил в Германии».

Учитель: Вместе с нашими солдатами плечом к плечу на нашей Калужской земле сражались французские летчики из эскадрильи Нормандия -Неман. Их база располагалась недалеко от Полотняного завода. У нас в гостях сегодня председатель Совета ветеранов поселка Полотняный Завод- Пильщиков , который изучил боевой путь эскадрильи. Давайте предоставим ему слово.

Учитель. Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, города, в память о них зажигают вечный огонь.

Их подвиг трудно оценить словами. Где взять такие высокие и прекрасные слова, чтобы они были равны подвигу защитников Родины?

Оставшиеся в живых, вернувшись к родным очагам, свой воинский подвиг увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы, начиненные смертоносной сталью.

Солдаты Великой Отечественной войны, Афганской, Чеченской, живые и павшие, они и в наше время являют пример того, как надо любить Родину, отстаивать ее честь, достоинство и свободу. Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям, внукам.


5. Мы против войны.


Учитель. Сегодня с нами были те, кто в годы войны показывал образцы мужества, стойкости, железной дисциплины, умения побеждать. Память! В ней никогда не должно стереться то, что принес фашизм.

Можно все знать о войне и мире, но ничего не делать в защиту мира, и тогда человечество вновь может оказаться в окопах. Поэтому народы всего мира борются за мир. Для этого люди стараются объединиться в различные общества, движения, организации. И мы с вами должны воспитывать в себе чувство толерантности, уважения к другим народам, любви к Родине

Мы обязаны помнить о кровавых следах фашизма, обязаны помешать новым войнам. Должны понять, что любой фашизм – угроза человеческому достоинству и праву каждого человека на свободу.

Ребята, наверное, многие из вас слышали о птице мира.

Какую птицу так называют? ( Учащиеся отвечают)

А почему именно голубь стал птицей мира? Вы, помните, кто такой Марс?( Учащиесяся отвечают).

Ученик. Марс - это бог войны в Древнем Риме. Он был грозным и любил кровопролития. Но однажды с ним произошла одна история. Как обычно, Марс собирался на войну. Он уже полностью надел свои доспехи, взял оружие, и ему оставалось только надеть шлем. Но когда он захотел его взять, то, увидел, что в шлеме свила гнездо голубка, которая умоляюще смотрела на бога войны, как будто прося не разорять гнездо и дать ей вырастить птенцов. Грозный бог пожалел маленькую птицу и не стал тревожить ее. Но поскольку без шлема он не мог начать войну – ведь его доспехи были неполными, то на Земле воцарился мир. Поэтому голубя с древнейших времён считают птицей мира. Мы каждому из вас хотим подарить по голубю, которых вы понесете домой , как символ МИРА на Земле.

Задание группе № Ваша группа получила задание построить «Дом мира».

На плакате нарисован дом, он яркий, красочный и светлый. У вас на столах лежат карточки «кирпичики», на которых написаны понятия, которые характеризуют те свойства и качества человека, которые нужны нам для сохранения мира.

Это: « Интернационализм» - уважение к людям всех национальностей;

« Дружба» - свойство общения между людьми;

« Уважение мнения других», « Умение слушать и слышать», « Взаимопонимание, « Оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам», « Интерес к людям», « Уважение ценности к жизни»

Составлять кирпичики нужно по 3 в каждом ряду и соблюдать следующее правило: В нижнем ряду – фундаменте - должны быть понятия изначальные, без которых невозможно все остальное; средний ряд – понятия, которые вырастают из фундамента; в 3-ем ряду должны находиться понятия, важные для всего общества и для каждого человека. ( Выполнение задания).

Молодцы! Сейчас вы задумались над тем, что нужно для сохранения мира. Но мне кажется, что самым правильным будет такое расположение «кирпичиков»:

- первый ряд – фундамент - умение слушать и слышать, уважение мнения других, оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам. Все эти качества помогают глубже проникнуть в состояние души любого человека.

- во второй ряд я бы поставила такие «кирпичики» - интерес к людям, доброта и взаимопонимание, так как без них невозможно общение людей и понимание особенностей каждого человека.

- в третьем ряду, по моему мнению, должны находиться следующие « кирпичики» - уважение ценности жизни, интернационализм и дружба, так как если все люди на Земли будут придерживаться их, то войны должны исчезнуть сами собой. А на крыше должно быть слово МИР.

Задание группе № Ваша группа получила задание написать синквейн: ключевые слова «патриот», «война», «память». Ваши варианты.


1-ый ученик.

Патриот –

Заботливый, преданный Родине;

Хранить, бережет, передает традиции своего народа;

Помни! Ты наследник славы старших поколений



2-ой ученик.

Война!

Жестокая, кровопролитная;

Убивает, калечит, уничтожает;

Страшное зло на свете!

Мы против войны!


3-ий ученик.

Память!

Святая, благодарная;

Учит, воспитывает, призывает:

Не забывать войну –

Это величайшая трагедия в мире!



Учитель. Память память о Великой Отечественной войне будет вечна. И пусть подвиг русского солдата для всех нас, людей разных поколений, станет мощной нравственной опорой на жизненном пути. Да, страна сильна своими людьми. И это не мифические личности на недосягаемых высотах. Они здесь, они рядом, стоит только оглянуться вокруг… Оглянитесь! На них держится Россия.

Ученик. Мужество, стойкость воинов поистине беспримерна. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях, даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Люди оказались тверже металла.

Война…. О ней мы знаем только понаслышке.

А сами…. сами не видали никогда,

Как мучились от голода детишки

И как солдаты тяжко умирали.

Война… Мы часто слышим это слово,

Хоть страшный смысл его не всем дано познать.

А ветераны повторяют снова:

«Не знать бы вам его, не знать!»

Что значило оно для матерей,

Чьи сыновья ушли на бой?

Что значило он для тех детей,

Отцы которых , не пришли домой?

Война давно прошла, но боль осталась.

Она живет в сердцах у тех людей,

Кто жил, когда Россия разрывалась

От горечи невиданных потерь.

Им жизни приходилось отдавать

За то, что мы могли на свете жить.

И я хочу одно лишь всем сказать:

«Мы не должны о той войне забыть!»

(Юлия Кулакова, 10 кл., ср. школа № 16 г.Калуги)



Перекличка учеников (зажечь свечу):

Встаньте! И пусть ваше молчание будет самым грозным протестом против войны!

Встаньте! И голоса погибших зазвучат в ваших душах – и это будет нашей молитвой!

Встаньте! Быть может тогда в мире прольется хоть на одну каплю крови меньше.

Минута молчания.

Звучит песня День Победы.


Приложения к классному часу:

Приложение № 1 Лист с вопросами для социологического опроса:

  1. Когда началась и окончилась Велика\ Отечественная война?

  2. Сколько лет со дня Победы в Великой Отечественной войне мы будем праздновать 9 мая 2015 года?

  3. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом?

  4. Назовите лучший танк времён Великой Отечественной войны?

  5. Как назывался план нападения на нашу страну?

  6. Как называлась операция по захвату города Москва?

  7. Сколько дней длилась блокада Ленинград?

  8. Как называлась Дорога, которая связывала Ленинград с тылом?

  9. Назови ФИО четырежды героя Советского Союза, нашего земляка, уроженца Калужской области.

  10. Какие города герои ты знаешь, города воинской славы?

  11. Каким городам Калужской области присвоено звание – Город Воинской славы?

  12. Назови фамилию, имя лётчика, который после тяжёлого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать?. О нём написан роман Б. Полевого : « Повесть о настоящем человеке».

  13. Когда была оккупирована и освобождена Калужская область?

  14. Сколько дней в оккупации находился наш Дзержинский район?

  15. Когда образовалась Калужская область?

  16. Как ты думаешь, почему наша страна победила в Великой Отечественной войне?

  17. Что значат для тебя слова : Память, Война?









Интернационализм



Дружба



Взаимопонимание


Интерес к людям


МИР


Уважение ценности жизни


Уважение мнения

других


Оценивание людей

по поступкам, а не по

внешним признакам


Умение слушать и слышать


Доброта









24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!