Классный час «Подвигу народа жить в веках»
Задачи:
1. Расширять исторические знания детей;
Развивать умения и навыки поиска нужной информации;
Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
Ι. Вступительное слово учителя.
Вставай страна, огромная!
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная,
Священная война.
- Ребята, мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк…
Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и не очень…
Вы слышали много о войне, читали и смотрели.
Что для вас означает слово «война»?
Доска: война – горе, гибель людей, голод, разруха, смерть, злость,
ненависть и т.д.
Поэтому мы должны помнить об этом для того, чтобы этого никогда не повторилось.
ΙΙ. Беседа.
- Давайте вспомним, как началась Великая Отечественная война.
Доска: Великая Отечественная война
Война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра.
Это было воскресенье, люди спали. А некоторые гуляли, потому что у них был выпускной вечер.
Наши войска сначала отступали, а потом начали наступать.
Была блокада Ленинграда.
Война закончилась 9 мая 1945 г.
В нашей стране погибли 27 миллионов человек.
- Враги напали на нас, как нападают только трусы – ночью. Это случилось 22 июня 1941г. в воскресенье. Кто же первым принял на себя коварный удар врага?
ΙΙΙ. Города – герои.
1. Брест.
- Первую минуту нападения видели пограничники, защищавшие западные границы нашей Родины.
- Брестская крепость… Слышали ли вы это название.
Доска: Холмские ворота Брестской крепости
Рассказывает ученик:
Брестская крепость расположилась на 4 островах. Со всех сторон её окружали воды рек. Внутри крепости были построены здания и оборонительные сооружения со стенами толщиной 2м, с подвалами и подземными ходами, со складами боеприпасов и продовольствия.
Фашистские дивизии, переодетые в красноармейскую форму незаметно подошли к стенам крепости. А в 4 часа утра фашистские лётчики обрушили не крепость бомбовый удар, и гитлеровцы ворвались на её территорию.
Гитлеровцы были уверены, что захватят крепость в течение часа. Но всё пошло не так. У русских солдат были только винтовки и пулемёты. А у фашистов – самолёты, танки, тяжёлые орудия. У защитников крепости оставалось всё меньше патронов. Совсем плохо обстояло дело с питьевой водой. Стонали раненые, плакали дети, страдали от жажды женщины. А вода находилась рядом. Но добраться до неё было почти невозможно. Люди на верёвках бросали в реку простыни и, подтянув назад, выжимали из них в котелок грязную жижу. Бойцы отказывались от воды и отдавали её детям и раненым.
Несмотря на такое ужасное положение, крепость продолжала сражаться. И не просто сражаться – фашисты несли крупные потери.
Гитлеровцы были в ярости. Они сбрасывали с самолётов бочки с горючим и поджигали их. В крепости бушевало море огня.
Защитники крепости приняли решение вывести из укреплений женщин и детей. Их ждёт плен, возможно, многие не доживут до победы. Но кто-то всё-таки выживет.
Так сражалась Брестская крепость. Она держалась больше месяца. До двадцатых чисел июля в крепости не стихали взрывы гранат и выстрелы.
- Ребята, вы, наверное, слышали о звании героя?
- Как вы думаете, кого можно назвать героем? Достойна ли крепость носить звания героя?
- 8 мая 1965г. Брестской крепости было присвоено звание – крепость-герой за доблесть её защитников, героизм и мужество.
- Сейчас вы послушали о легендарной обороне Брестской крепости. Если вас заинтересовала эта история, то вы можете прочитать книгу Валерия Князюка «Брестская крепость», где собраны рассказы о героях, их судьбах и подвигах. (показ)
- Кроме Бреста звания городов-героев удостоены и другие города нашей страны. Давайте попробуем вспомнить их вместе.
Доска: Брест, Москва, Ленинград, Сталинград, Одесса, Киев, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск.
2. Москва.
Рассказывает ученик:
Осенью 24 ноября 1941г. произошла Великая битва под Москвой немцев и русских. Фашисты готовили наступление на Москву, как завершающую операцию. Они дали ей название «Тайфун». Фашисты окружили Москву, хотели на неё напасть, но у них ничего не получилось. Русские войска не позволили немцам войти в город. Они бились до последнего дыхания.
3. Ленинград.
- Наверное, самая трагическая страница ВОВ – это 900 – дневная оборона Ленинграда. Как вы думаете, почему?
- Среди городов-героев мы назвали Ленинград. Чем он заслужил это звание?
Доска: монумент Родина-мать (Санкт-Петербург)
Блокада Ленинграда – 900 дней (1941 – 1944 гг)
- Ленинград стал символом мужества за то, что его жители продолжали жить и бороться с врагом в тяжелых условиях блокады.
Гитлеровцы окружили город. Все линии железнодорожных дорог были перерезаны. Жители города оказались замкнутыми в кольце окружения противника.
Рассказывает ученик:
7 сентября 1941г. враг начал наступление на Ленинград. Они настолько были уверенны в своей победе, что назначили срок банкета и разослали приглашения. Но уже 25 сентября фашисты прекратили наступление, так как столкнулись с отпором со стороны ленинградцев. Тогда Гитлер приказал стереть город с лица земли. Бомбёжки и обстрел разрушали жилые дома, предприятия, но заводы продолжали работать, обеспечивая фронт оружием. Город продолжал жить и бороться. Говоря о блокаде Ленинграда, нельзя не упомянуть о «дороге жизни». Так назвали ледовую дорогу по Ладожскому озеру, по которой прибывали колонны с продовольствием. За первые четыре месяца 1942г. в Ленинграде умерло около 400 тысяч человек (зимой в день – до 4 тысяч). Блокада была прорвана в январе 1944г.
- Всех умерших в блокаду похоронили на Пискарёвском кладбище в общей братской могиле. Теперь это кладбище – исторический памятник. Каждое 9 мая – в день Победы - ленинградцы идут на Пискарёвское кладбище, почтить память погибших. Вместо цветов и венков они несут буханки хлеба, который был так необходим жителям осажденного города.
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- Как сейчас называется этот город?
4. Севастополь.
С 30 октября 1941 года по 4 июля 1942г. силы Черноморского флота отразили два наступления немецкой армии и удержали г. Севастополь. Севастополю присвоено имя город – герой.
Доска: рисунок «Оборона Севастополя»
5. Битва под Курском.
5 июля 1943 года началось сражение под городом Курск, вошедшее в историю как Курская дуга. Сражение происходило на Прохоровском поле. Это было самое крупное танковое сражение. С каждой стороны было 1200 танков и другой военной техники. Танки шли на танки. Орудий грохот был такой сильный, что люди теряли слух. Наконец вражеские танки отступили. Советские войска справились с поставленной задачей. Они победили.
Доска: рисунок «Курская дуга»
ΙҮ. О героях ВОВ.
1) Работа в группах. «Шифровка».
- Пришла телеграмма, но она зашифрована. Шифр у каждой группы есть. А вот телеграмма.
Доска:
18. 16. 5 .10. 15 .1. - 14. 1. 20. 30., 21. 14. 6. 11. 9. 1. 15. 6. 7.
Р О Д И Н А М А Т Ь У М Е Й З А Н Е Ё
17. 16. 19. 20. 16. 33. 20. 30.
П О С Т О Я Т Ь
- Кто быстрее расшифрует и объяснит её.
- Кто защищал нашу Родину?
2) Работа со стихотворением
- Почему Великая Отечественная война названа Мировой войной?
(На защиту встал весь мир, многие народы объединились против фашистов)
- Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Быль для детей»
(Читают учащиеся)
Эту быль пишу я детям…
…Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит – против нас.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли…
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдоване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода,
И Россия дорога!
И когда Россия встала
В этот трудный, грозный час,
«Всё – на фронт!» - Москва сказала.
«Всё дадим!» - сказал Кузбасс.
«Никогда, - сказали горы, -
Не бывал Урал в долгу!»
«Хватит нефти для моторов.
Помогу!» - сказал Баку.
«Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть все считай!
Ничего не пожалею!» -
Так откликнулся Алтай.
- Чего хотели фашисты, начав войну против России?
- Кто встал на защиту своей страны?
(На защиту своего Отечества встали все народы, весь мир)
- Чем окончилась ВОВ? (Победой)
В эти нелегкие годы каждый город нашей страны можно назвать городом – героем. Однако главными героями были жители всех возрастов – старики, женщины и дети.
Дети, такого же возраста как и вы, старше, младше. Они наравне со взрослыми сражались с врагом, восстанавливали разрушенные немцами здания, ухаживали за ранеными, отсылали посылки с теплыми носками, кисеты для табака.
- Ребята, а вы знаете детей героев? (показ книги «Пионеры – герои»)
Пионеры – герои: Зина Портнова, Леня голиков, Марат Казей, Валя Котик, Боря Цариков.
Комсомольцы: Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой и т.д.
Ү. Их именами названы улицы города.
- Ребята, наши земляки, люди Кузбасса тоже ушли на фронт воевать и многие из них стали героями.
- Назовите их имена.
(Зварыгин, Туснолобова, Васильев, Передельский, Погорельцев)
Именами воинов – героев названы улицы нашего города и Ленинск – Кузнецкого. Вот их фамилии:
Доска: Бизяев
Волошина
Голиков
Громова
Зварыгин
Карбышев
Туснолобова
ҮΙ. Итог.
Заканчивается наш классный час.
- Вспомним, когда началась ВОВ?
- Когда закончилась?
- О каких городах – героях вы узнали?
- Чьими именами названы улицы нашего города?
Скоро праздник – 9 мая – День победы. Воинов – ветеранов с каждым годом остается все меньше и меньше. Мы каждый год говорим о воинах, о тех, кто отдал свою жизнь за мирное небо над головой, за жизнь других. Будем помнить обо всех с благодарностью.
Никто не забыт.
Ничто не забыто!
Шифр:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
ТЕЛЕГРАММА:
18. 16. 5 .10. 15 .1. - 14. 1. 20. 30., 21. 14. 6. 11. 9. 1. 15. 6. 7.
17. 16. 19. 20. 16. 33. 20. 30.!