СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Поговорим о дисциплине"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час Поговорим о дисциплине помогает детям понять, что такое дисциплина, как нужно вести себя в классе , школе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Поговорим о дисциплине"»

Классный час «Поговорим о дисциплине»

Цель:


  1. Узнать, что такое дисциплина, сознательность, сознательная дисциплина.

  2. Научить объективно оценивать свои поступки, настойчиво работать над собой, контролировать свои действия.

  3. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся ,создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию.

  4. Содействовать развитию у детей умения общаться; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

  5. Воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки, формировать у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем школьники отличаются от дошкольников?

  2. Как стать дисциплинированным?

  3. Ответственность перед родителями, коллективом, обществом и собственной совестью за свои поступки и дела.

Оформление:

1. Словари, энциклопедии.

2. Стенд «Правила поведения в школе»

Оборудование:

Компьютер с колонками, проектор;
интерактивная доска, раздаточный материал.


1 этап

Мотивация

- Добрый день. Я рада, что мы снова собрались вместе, и не на урок, а на классный час, где ждёт нас очередной, необычный разговор на тему……(интрига)

Ответьте мне на вопрос, как вас можно назвать одним словом?



А как вас называли год назад?

Почему вас сейчас нельзя называть детсадовцами?

Чем же вы отличаетесь от детсадовцев?( на экране 2 столбика: детсадовец, школьник)

Как изменилась ваша жизнь?







Что было бы ,если бы люди не ходили в школу, а только всю жизнь в детский сад?

А с какой целью вы пришли в школу?

Какими вы хотите стать ?





ученики, дети, одноклассники, школьники


малыши, детсадовцы


не ходим в детсад, повзрослели


шк.-режим, уроки ежедневно, сами в школу и обратно, портфель с учебниками; детсад—целый день.,сон, игрушки, нет 4-5 уроков ежедневно…).


......



Узнать новое, научиться

умным, любознательным

2 этап

Постановка проблемы.

Что вы знаете о школе?

Как вы думаете, почему я вам такие вопросы задавала?



А что надо ученику, чтобы хорошо учиться?



А что мешает ученику хорошо учиться?

Что произошло бы в школе, если каждый бы делал на уроках и переменах только то, что хочет?

Что главное в этих столбиках?





Как можно назвать людей , сделавших что-то самыми первыми?

О чём и о ком мы будем говорить сегодня?

Определите тему нашего классного часа.

Тема классного часа – «Дисциплина» (слайд 2).

Как вы понимаете это высказывание?

Дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха, решения всех проблем.


Варианты ответов: с приходом в школу изменилась наша жизнь


Дисциплина, внимательность

лень, недисциплинированность хаос, бардак


дисциплина

3 этап

Выявление причины и места затруднения.

Почему трудно ответить на мой вопрос? Чего вам не хватает? (не знаем, что такое дисциплина, не хватает знаний)

Целеполагание: Какую цель вы поставите перед собой?

--Узнать , что такое дисциплина …..?

Где вы можете узнать, что такое дисциплина? ( В энциклопедии, в Интернете, в словаре, у родных, у учителя)

Как лучше работать, чтобы получить ответ на интересующий вопрос?

-В группах.

Какие правила работы в группа вы знаете, придерживаетесь?

-Вместе , тихо ,выслушивать чужое мнение ,уважать его ,помогать.

4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагаю вам прочитать статью из толкового словаря и определить, что такое дисциплина?

Слайд 3.

Дисциплина `Толковый словарь Ефремовой`

ДИСЦИПЛИНА - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.


- Поработайте со словарной статьёй. Выделите главное маркером.

5 этап

Реализация проекта выхода из затруднения.

Слайд 3.

Прочитайте, что вы выделили? Дисциплина –это……..

Какой вывод можно сделать?

А дисциплина нужна только в школе?

Где нужно быть дисциплинированным?

Почему? Докажите, приведите примеры из жизни.


Нет

Везде

….дорога

Слайд .


Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

Если ученик при учителе дисциплинирован, а без учителя нет- кричит, бегает по классу, встаёт на стулья, в столовой стучит по столу и т.д.- это о чём говорит? (нет совести , сознательности)Он осознаёт свои поступки?

Чего у него нет? (сознательности)

Слайд 4. А что такое сознательность?


Ответы детей, затруднение, словарная статья

Толковый словарь Ожегова.

Сознательный - обладающий сознанием, 
правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее .

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Сознательный - тот, кто отдает себе отчет в окружающей действительности и в том, как следует действовать, кто убежден в правильности своих взглядов, действий.


Слайд 5.

Попробуйте уточнить тему и цель нашего классного часа. Какое слово закрыто?

Тема «Сознательная дисциплина»

Цель: «Узнать, что такое сознательная дисциплина.»

 Как вы понимаете слова «сознательная дисциплина»?

Ответы учащихся: - Не опаздывать на уроки.

- Своевременно выполнять домашние задания и т. д.

Слайд 6.

А как можно понять , что у ученика есть сознательная дисциплина? Давайте, разберём разные ситуации и убедимся в своих предположениях.

На доске запись: (новое определение после каждой ситуации)

Для развития сознательной дисциплины нужны:

Слайд 7.Режим.

-ОКАЖЕМ ШКОЛЕ УВАЖЕНИЕ СВОИМ ПРИМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ!

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

НА УРОК ВСЕГДА ПРИХОДЯТ ВОВРЕМЯ!

- Зачем нужно соблюдать это правило?

- Что будет если на урок опоздает один ученик, а следом за ним придет второй, третий…

Учителю уже не останется времени, чтобы вести урок. Опоздавший ученик отвлекает от урока учителя и своих товарищей.

- А что можно сделать, чтобы не опаздывать на урок? (нужно соблюдать режим, ложиться спать не позднее 10 часов вечера, пораньше встать и прийти в школу вовремя)

Запомните, приходить в школу нужно за 15 минут до начала уроков. –Для чего? Чтобы спокойно подготовиться к началу урока.(РЕЖИМ)


Слайд 8. Не кричи, поднимай руку на уроке

- Давайте посмотрим, какое же второе правило: ПРАВИЛО ВТОРОЕ:

Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

Что же неправильно делает Света? (выкрикивает с места). А почему это не правильно? Может быть все таки можно выкрикивать с места? (нет) Кто может показать , как нужно отвечать правильно?

НА УРОКАХ ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОТВЕТИТЬ ПОДНИМАЮТ РУКУ, А НЕ КРИЧАТ С МЕСТА.(не кричи, поднимай руку на уроке)

Слайд 9. Не разговаривай на уроке, не мешай классу.


ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:

Лена с Валей на уроке

Обсуждали рот и щеки

Рукавишниковой Аллы.

Всю себя разрисовала!

Так две подружки хохотали,

Ответить никому не дали.

Что делали девочки на уроке? (разговаривали, смеялись, мешали другим детям и учителю). Допустимо ли такое поведение на уроке? Почему?

НА УРОКАХ НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ С ДРУГИМИ УЧЕНИКАМИ, НЕ СМЕЮТСЯ И НЕ МЕШАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМУ КЛАССУ.(не разговаривай на уроке, не мешай классу)



Слайд 10. НА УРОКЕ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТОРОННИМИ ДЕЛАМИ!

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ:

Весь урок Наташка с Лизкой

Пишут Владику записки

С кем подружиться хочет он?

Потом кидают с двух сторон.

Учителя не слушал класс,

Следил за этим целый час.

НА УРОКЕ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТОРОННИМИ ДЕЛАМИ!(не занимайся посторонними делами)

А что значит заниматься посторонними делами? – Это значит заниматься чем-то, совершенно не относящимся к уроку.

Слайд 11. не ешь на уроке)

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ:

Каждый день в большом пакете

Шоколадки носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест, принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

Можно ли на уроке вести себя так как Петя? (нет) Почему?

НА УРОКАХ НЕ ЕДЯТ И НЕ ЖУЮТ ЖЕВАТЕЛЬНУЮ РЕЗИНКУ!(не ешь на уроке)

Слайд 12. Отдыхай на перемене спокойно

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ:

Носятся на перемене

Гриша с Федей , как олени.

Всех толкают, задевают

И кричать не завывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

Для чего вам дается перемена? (Что бы отдохнуть от урока). Как же нужно себя вести на перемене? Обязательно ли, что бы отдохнуть от урока нужно бегать, кричать, толкаться?

- А как можно вести себя иначе? (поиграть в спокойные игры (ручеек, колечко-колечко), поговорить с друзьями, почитать

Слайд 13. не обижай никого, не задирайся

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ:

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята в школе нашей.

Он и к старшим пристает,

И ребят помладше бьет.

Никому прохода Саша в нашей школе не дает.

Как можно назвать такого мальчика как Саша? (задира)

Правильно ли он себя ведет?

НЕ СТОИТ ОБИЖАТЬ ТЕХ, КТО МЛАДШЕ, И ЗАДИРАТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ!( не обижай никого, не задирайся)


Слайд 14. веди себя достойно

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ:

Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать,

Лучше уж поголодать.

А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?

Как же нужно вести себя в столовой?

В СТОЛОВОЙ СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ, ТАК ЖЕ КАК В ГОСТЯХ!( веди себя достойно)

Как вы думаете, какие слова помогут вам быть . (слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извините.)

На уроках и на переменах

Надо помнить всегда непременно,

Как с друзьями общаться,

И хороших манер не стесняться.

Слайд 15.дополнительно

Ситуация 1

Коля на перемене разрисовывает стены. Миша, молча, наблюдает за происходящим.

Входит учительница в класс:

-Кто разрисовал стену?

Мальчики промолчали.

Ведущий: Кто, по вашему мнению, поступил правильно? (никто)

А как надо было поступить? (Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду, нельзя обижаться на правду. Миша должен был остановить Колю, если бы остановил, то и не обязательно рассказывать учителю).(остановить плохой поступок)

Слайд 16.

Ситуация 2

Кто - то из одноклассников нарочно толкнул вашего друга и тот упал. Как поступите вы?

* Толкнете обидчика, что это он растолкался, я тоже так могу.

* Пожмете плечами и отойдете, ведь обидчик старше и сильнее.

* Будете смеяться над другом, ведь он так смешно растянулся на полу.

* Позовете старшего брата, пусть он стукнет обидчика.

* Пригласите классного руководителя. Он поможет разобраться в ситуации.

Мой совет, конечно же, позвать учителя. Он поможет разобраться в ситуации. Защищать друга похвально, но ситуация может перерасти в большую драку, с привлечением братьев, старшеклассников. (разбираться в ситуации)

Почему такие ситуации происходили в жизни школьников? А в нашей школьной жизни такое бывает? Чего не хватает ученикам?

Слайд 24.

 Как часто вы осознаете недостатки, ошибки в своих поступках, поведении?

Варианты ответов

…….


какие изменения произошли в вашем поведении за последний год? Под влиянием чего это случилось?




стали более собранными, ответственными за свои поступки перед родителями, классом, собственной совестью.

Слайд 25. Итог. Рефлексия

6 этап

Назовите тему классного часа.

С какой проблемой вы столкнулись в начале?

Какую цель поставили перед собой?

Сознательная дисциплина.


Не знали, что такое дисциплина.

Узнать, что такое….

- Как вы решали эту проблему?


Что нового узнали, чему научились?



- Какой вывод вы можете сделать?

Что нужно для развития сознательной дисциплины?

- Интересно ли вам было сегодня?

Ребята, у нас сегодня получился очень важный разговор о сознательной дисциплине . Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам, активность и инициативу в труде и учёбе. Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни класса, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками.

Сознательность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха, решения всех проблем.


Словари, интернет…


Узнали, что нужно делать, чтобы развивать сознательную дисциплину.

1.режим………


Да .


Вам хотелось бы продолжить тему нашего классного часа? Мнения детей…



Слайд

.Оценка

Выберите знак, который соответствует вашему настроению, и покажите его всем. Спасибо.








Используемые ресурсы:

толковые словари, детские энциклопедии

Высказывания на доске:

  1. «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».
    Конфуций.

  2. Сознательная дисциплина -понимание и осознание чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими.

Игра.

Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

 Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? 
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? 
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья. 
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки? 
– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья.

Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «…мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил».

 Быть дисциплинированным - быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым.

Мы только начали работать над сознательной дисциплиной в классе. Я предлагаю вам дома с родителями обсудить тему нашего классного часа и разработать свои правила развития сознательной дисциплины и принести их потом в класс для обсуждения.

Сознательная дисциплина или самодисциплина означает вашу полную ответственность и контроль над собой. Развитие самодисциплины должно быть, прежде всего, осознанным намерением, необходимо принять решение и не изменять ему. Внутренняя дисциплина позволяет человеку в какой-то мере развивать силу воли, работать над своими комплексами, преодолевать страхи и неуверенность в себе.

Что касается того, как научиться самодисциплине, как выработать в себе самодисциплину, то здесь все начинается с мелочей. Для начала, приучите себя вставать каждый день в одно и то же время. Не важно, выходной это или рабочий день, необходимо следовать принципу «21 день». По мнению психологов, данный прием основан на том, что любая привычка вырабатывается за 21 день. Если в течение этого времени, каждый день делать одно и то же, то это занятие войдет у вас в привычку. В случае «сбоя в программе» начинайте заново. Помните, если уж вы решились заняться самодисциплиной, то проявите жесткость, не пытайтесь обманывать себя. В противном случае, кому вы сделаете хуже?

Следующим шагом должно стать планирование вашего дня, поэтому обязательно приобретите ежедневник. Записывайте с вечера все предстоящие дела на завтра, начиная с самого важного.

Относитесь ответственно к запланированным делам и своему времени, потому как время – это самый ценный ресурс. Удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!