Цель: | Узнать, что такое дисциплина, сознательность, сознательная дисциплина. Научить объективно оценивать свои поступки, настойчиво работать над собой, контролировать свои действия. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся ,создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию. Содействовать развитию у детей умения общаться; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки, формировать у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Вопросы для обсуждения: Чем школьники отличаются от дошкольников? Как стать дисциплинированным? Ответственность перед родителями, коллективом, обществом и собственной совестью за свои поступки и дела. |
Оформление: | 1. Словари, энциклопедии. | 2. Стенд «Правила поведения в школе» |
Оборудование: | Компьютер с колонками, проектор; интерактивная доска, раздаточный материал. | |
1 этап | Мотивация |
- Добрый день. Я рада, что мы снова собрались вместе, и не на урок, а на классный час, где ждёт нас очередной, необычный разговор на тему……(интрига) Ответьте мне на вопрос, как вас можно назвать одним словом? А как вас называли год назад? Почему вас сейчас нельзя называть детсадовцами? Чем же вы отличаетесь от детсадовцев?( на экране 2 столбика: детсадовец, школьник) Как изменилась ваша жизнь? Что было бы ,если бы люди не ходили в школу, а только всю жизнь в детский сад? А с какой целью вы пришли в школу? Какими вы хотите стать ? | ученики, дети, одноклассники, школьники малыши, детсадовцы не ходим в детсад, повзрослели шк.-режим, уроки ежедневно, сами в школу и обратно, портфель с учебниками; детсад—целый день.,сон, игрушки, нет 4-5 уроков ежедневно…). ...... Узнать новое, научиться умным, любознательным |
2 этап | Постановка проблемы. |
Что вы знаете о школе? Как вы думаете, почему я вам такие вопросы задавала? А что надо ученику, чтобы хорошо учиться? А что мешает ученику хорошо учиться? Что произошло бы в школе, если каждый бы делал на уроках и переменах только то, что хочет? Что главное в этих столбиках? Как можно назвать людей , сделавших что-то самыми первыми? О чём и о ком мы будем говорить сегодня? Определите тему нашего классного часа. Тема классного часа – «Дисциплина» (слайд 2). Как вы понимаете это высказывание? Дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха, решения всех проблем. | Варианты ответов: с приходом в школу изменилась наша жизнь Дисциплина, внимательность лень, недисциплинированность хаос, бардак дисциплина |
3 этап | Выявление причины и места затруднения. |
Почему трудно ответить на мой вопрос? Чего вам не хватает? (не знаем, что такое дисциплина, не хватает знаний) Целеполагание: Какую цель вы поставите перед собой? --Узнать , что такое дисциплина …..? Где вы можете узнать, что такое дисциплина? ( В энциклопедии, в Интернете, в словаре, у родных, у учителя) Как лучше работать, чтобы получить ответ на интересующий вопрос? -В группах. Какие правила работы в группа вы знаете, придерживаетесь? -Вместе , тихо ,выслушивать чужое мнение ,уважать его ,помогать. |
4 этап | Построение проекта выхода из затруднения. |
Предлагаю вам прочитать статью из толкового словаря и определить, что такое дисциплина? |
Слайд 3. | Дисциплина `Толковый словарь Ефремовой` ДИСЦИПЛИНА - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. |
- Поработайте со словарной статьёй. Выделите главное маркером. |
5 этап | Реализация проекта выхода из затруднения. |
Слайд 3. | Прочитайте, что вы выделили? Дисциплина –это…….. Какой вывод можно сделать? |
А дисциплина нужна только в школе? Где нужно быть дисциплинированным? Почему? Докажите, приведите примеры из жизни. | Нет Везде ….дорога |
Слайд . | |
Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность. Если ученик при учителе дисциплинирован, а без учителя нет- кричит, бегает по классу, встаёт на стулья, в столовой стучит по столу и т.д.- это о чём говорит? (нет совести , сознательности)Он осознаёт свои поступки? Чего у него нет? (сознательности) |
Слайд 4. А что такое сознательность? | Ответы детей, затруднение, словарная статья Толковый словарь Ожегова. Сознательный - обладающий сознанием, правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее . Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Сознательный - тот, кто отдает себе отчет в окружающей действительности и в том, как следует действовать, кто убежден в правильности своих взглядов, действий. |
Слайд 5. | Попробуйте уточнить тему и цель нашего классного часа. Какое слово закрыто? Тема «Сознательная дисциплина» Цель: «Узнать, что такое сознательная дисциплина.» Как вы понимаете слова «сознательная дисциплина»? Ответы учащихся: - Не опаздывать на уроки. - Своевременно выполнять домашние задания и т. д. |
Слайд 6. | А как можно понять , что у ученика есть сознательная дисциплина? Давайте, разберём разные ситуации и убедимся в своих предположениях. На доске запись: (новое определение после каждой ситуации) Для развития сознательной дисциплины нужны: |
Слайд 7.Режим. | -ОКАЖЕМ ШКОЛЕ УВАЖЕНИЕ СВОИМ ПРИМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ! ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: Володя Демин всякий раз У нас опаздывает в класс. Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет, У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает. НА УРОК ВСЕГДА ПРИХОДЯТ ВОВРЕМЯ! - Зачем нужно соблюдать это правило? - Что будет если на урок опоздает один ученик, а следом за ним придет второй, третий… Учителю уже не останется времени, чтобы вести урок. Опоздавший ученик отвлекает от урока учителя и своих товарищей. - А что можно сделать, чтобы не опаздывать на урок? (нужно соблюдать режим, ложиться спать не позднее 10 часов вечера, пораньше встать и прийти в школу вовремя) Запомните, приходить в школу нужно за 15 минут до начала уроков. –Для чего? Чтобы спокойно подготовиться к началу урока.(РЕЖИМ) |
Слайд 8. Не кричи, поднимай руку на уроке | - Давайте посмотрим, какое же второе правило: ПРАВИЛО ВТОРОЕ: Перевозчиковой Свете Первой хочется ответить, Крикнуть громко с места прямо И казаться умной самой. Класс она не уважает Отвечать другим мешает. Что же неправильно делает Света? (выкрикивает с места). А почему это не правильно? Может быть все таки можно выкрикивать с места? (нет) Кто может показать , как нужно отвечать правильно? НА УРОКАХ ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОТВЕТИТЬ ПОДНИМАЮТ РУКУ, А НЕ КРИЧАТ С МЕСТА.(не кричи, поднимай руку на уроке) |
Слайд 9. Не разговаривай на уроке, не мешай классу. | ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: Лена с Валей на уроке Обсуждали рот и щеки Рукавишниковой Аллы. Всю себя разрисовала! Так две подружки хохотали, Ответить никому не дали. Что делали девочки на уроке? (разговаривали, смеялись, мешали другим детям и учителю). Допустимо ли такое поведение на уроке? Почему? НА УРОКАХ НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ С ДРУГИМИ УЧЕНИКАМИ, НЕ СМЕЮТСЯ И НЕ МЕШАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМУ КЛАССУ.(не разговаривай на уроке, не мешай классу) |
Слайд 10. НА УРОКЕ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТОРОННИМИ ДЕЛАМИ! | ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: Весь урок Наташка с Лизкой Пишут Владику записки С кем подружиться хочет он? Потом кидают с двух сторон. Учителя не слушал класс, Следил за этим целый час. НА УРОКЕ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТОРОННИМИ ДЕЛАМИ!(не занимайся посторонними делами) А что значит заниматься посторонними делами? – Это значит заниматься чем-то, совершенно не относящимся к уроку. |
Слайд 11. не ешь на уроке) | ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: Каждый день в большом пакете Шоколадки носит Петя. И когда в один присест Все среди урока съест, принимается за жвачки. Лучше бы решал задачки. Можно ли на уроке вести себя так как Петя? (нет) Почему? НА УРОКАХ НЕ ЕДЯТ И НЕ ЖУЮТ ЖЕВАТЕЛЬНУЮ РЕЗИНКУ!(не ешь на уроке) |
Слайд 12. Отдыхай на перемене спокойно | ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: Носятся на перемене Гриша с Федей , как олени. Всех толкают, задевают И кричать не завывают. У стены весь класс стоит, Голова у всех болит. Для чего вам дается перемена? (Что бы отдохнуть от урока). Как же нужно себя вести на перемене? Обязательно ли, что бы отдохнуть от урока нужно бегать, кричать, толкаться? - А как можно вести себя иначе? (поиграть в спокойные игры (ручеек, колечко-колечко), поговорить с друзьями, почитать |
Слайд 13. не обижай никого, не задирайся | ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ: Не хотят общаться с Сашей Все ребята в школе нашей. Он и к старшим пристает, И ребят помладше бьет. Никому прохода Саша в нашей школе не дает. Как можно назвать такого мальчика как Саша? (задира) Правильно ли он себя ведет? НЕ СТОИТ ОБИЖАТЬ ТЕХ, КТО МЛАДШЕ, И ЗАДИРАТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ!( не обижай никого, не задирайся) |
Слайд 14. веди себя достойно | ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ: Неприятно нам в столовой Рядом с Людой Пироговой. На соседку слева Люда Опрокинула два блюда, А соседу на живот Сладкий вылила компот. Чем все это наблюдать, Лучше уж поголодать. А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации? Как же нужно вести себя в столовой? В СТОЛОВОЙ СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ, ТАК ЖЕ КАК В ГОСТЯХ!( веди себя достойно) Как вы думаете, какие слова помогут вам быть . (слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извините.) На уроках и на переменах Надо помнить всегда непременно, Как с друзьями общаться, И хороших манер не стесняться. |
Слайд 15.дополнительно | Ситуация 1 Коля на перемене разрисовывает стены. Миша, молча, наблюдает за происходящим. Входит учительница в класс: -Кто разрисовал стену? Мальчики промолчали. Ведущий: Кто, по вашему мнению, поступил правильно? (никто) А как надо было поступить? (Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду, нельзя обижаться на правду. Миша должен был остановить Колю, если бы остановил, то и не обязательно рассказывать учителю).(остановить плохой поступок) |
Слайд 16. | Ситуация 2 Кто - то из одноклассников нарочно толкнул вашего друга и тот упал. Как поступите вы? * Толкнете обидчика, что это он растолкался, я тоже так могу. * Пожмете плечами и отойдете, ведь обидчик старше и сильнее. * Будете смеяться над другом, ведь он так смешно растянулся на полу. * Позовете старшего брата, пусть он стукнет обидчика. * Пригласите классного руководителя. Он поможет разобраться в ситуации. Мой совет, конечно же, позвать учителя. Он поможет разобраться в ситуации. Защищать друга похвально, но ситуация может перерасти в большую драку, с привлечением братьев, старшеклассников. (разбираться в ситуации) |
Почему такие ситуации происходили в жизни школьников? А в нашей школьной жизни такое бывает? Чего не хватает ученикам? |
Слайд 24. | Как часто вы осознаете недостатки, ошибки в своих поступках, поведении? | Варианты ответов ……. |
| какие изменения произошли в вашем поведении за последний год? Под влиянием чего это случилось? | стали более собранными, ответственными за свои поступки перед родителями, классом, собственной совестью. |
Слайд 25. Итог. Рефлексия |
6 этап | Назовите тему классного часа. С какой проблемой вы столкнулись в начале? Какую цель поставили перед собой? | Сознательная дисциплина. Не знали, что такое дисциплина. Узнать, что такое…. |
- Как вы решали эту проблему? Что нового узнали, чему научились? - Какой вывод вы можете сделать? Что нужно для развития сознательной дисциплины? - Интересно ли вам было сегодня? Ребята, у нас сегодня получился очень важный разговор о сознательной дисциплине . Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам, активность и инициативу в труде и учёбе. Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни класса, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками. Сознательность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха, решения всех проблем. | Словари, интернет… Узнали, что нужно делать, чтобы развивать сознательную дисциплину. 1.режим……… Да . |
| Вам хотелось бы продолжить тему нашего классного часа? Мнения детей… |
Слайд .Оценка | Выберите знак, который соответствует вашему настроению, и покажите его всем. Спасибо. |
Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!
Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «…мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил».
Быть дисциплинированным - быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым.
Мы только начали работать над сознательной дисциплиной в классе. Я предлагаю вам дома с родителями обсудить тему нашего классного часа и разработать свои правила развития сознательной дисциплины и принести их потом в класс для обсуждения.
Сознательная дисциплина или самодисциплина означает вашу полную ответственность и контроль над собой. Развитие самодисциплины должно быть, прежде всего, осознанным намерением, необходимо принять решение и не изменять ему. Внутренняя дисциплина позволяет человеку в какой-то мере развивать силу воли, работать над своими комплексами, преодолевать страхи и неуверенность в себе.
Что касается того, как научиться самодисциплине, как выработать в себе самодисциплину, то здесь все начинается с мелочей. Для начала, приучите себя вставать каждый день в одно и то же время. Не важно, выходной это или рабочий день, необходимо следовать принципу «21 день». По мнению психологов, данный прием основан на том, что любая привычка вырабатывается за 21 день. Если в течение этого времени, каждый день делать одно и то же, то это занятие войдет у вас в привычку. В случае «сбоя в программе» начинайте заново. Помните, если уж вы решились заняться самодисциплиной, то проявите жесткость, не пытайтесь обманывать себя. В противном случае, кому вы сделаете хуже?
Следующим шагом должно стать планирование вашего дня, поэтому обязательно приобретите ежедневник. Записывайте с вечера все предстоящие дела на завтра, начиная с самого важного.
Относитесь ответственно к запланированным делам и своему времени, потому как время – это самый ценный ресурс. Удачи!