(классный час)
1 «а» класс
Учитель: Кожевникова И.Н.
Цель:
формировать у детей представление о дружбе и о позитивном отношении к людям,
развивать навыки эффективного и безопасного общения, а также способности оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки.
1.Вступительное слово.
«Совершите чудо»
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
М.Пляцковский
-Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…»
-Сегодня наш классный час посвящён… (слайд 1)
Т е м а: Поговорим о дружбе.
-На сегодняшнем классном часе мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций, чтобы сохранить дружбу?
-Мы вспомним законы дружбы. Постараемся научиться умению мириться после ссоры. Помощниками нашими будут герои многих вам знакомых произведений и ваш личный опыт. Мы будем думать, рассуждать и учиться поступать правильно.
Песня «Если с другом вышел в путь»
2. Основная часть.
-Мы уже второй год вместе. Все вы сдружились. И мне очень хочется услышать имена ваших друзей.
(передаём мягкую игрушку в руки некоторым детям, те называют имя друга и говорят, почему они с ним дружат, какой его друг или подруга, что они делают вместе)
-Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга?
-Спасибо.
-Итак, какой вывод можно сделать? (человека мы ценим по его делам и поступкам)
(слайд 2)
-Посмотрите на слайд. На нём записаны вопросы каждой группе. Задача группы – ответить на вопросы, высказав своё мнение.
-Итак, мы с вами высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
- На партах у вас лежат карточки, где записаны качества и черты характера людей. Выберите в каждой группе 3 любых качества, которые цените больше всего в людях и напишите на лепестках цветка. Эти лепестки мы прикрепим на доску к центру цветка.
Доброта грубость зависть справедливость вежливость заносчивость
Воспитанность жадность сопереживание зазнайство ненависть чуткость
Верность безразличие взаимопомощь самолюбование честность трусость
-Ребята, оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определенны 10 законов дружбы и об этих законах вы уже знаете:
(слайд 3)
Доверять другу;
Делиться новостями, успехами или неудачами;
Уметь хранить чужие тайны;
Радоваться вместе с другом его успехам;
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций;
Защищать друга, если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие;
Не критиковать друга в присутствии других людей, если чем-то недоволен, сказать друг другу об этом наедине;
Уважать право друга иметь друзей, кроме тебя;
Всегда выполнять свои обещания.
-Какие из правил вы уже выполняете, а каким вам нужно поучиться?
-Были ли в вашей жизни случаи, когда вас подводил ваш друг?
Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись.
Как пружинки мы присели
И на место тихо сели.
-А сейчас я предлагаю вам поработать консультантами. У каждой группы на столе лежат отрывки из произведений. Задача группы прочитать отрывок и ответить на вопрос после текста
________________________________________________________________________________
Мы - друзья.
(Б.Заходер)
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я-
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе… отстаём!
Дружба дружбою однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
-Я как стукну!
-Я как тресну!
-Он как даст!
-А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать на буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим, что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она ещё смеётся:
-Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
-Ребята живут дружно или нет, и дружба между ними или что?
________________________________________________________________________________
«Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятёрки.
-Мы во всём, во всём одинаковые,- с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно
-Ты стала хуже…
-Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила не я!
-Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже.
-За что мама осудила Соню?
-Что бы вы сказали Соне?
________________________________________________________________________
«Честное слово»
(Л.Пантелеев)
-Давай, пошли. Смотри уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Мальчик поспешно отдёрнул руку и сказал…
-Не могу.
-Что не можешь?
-Идти не могу… Я часовой…Мы играем… Один большой мальчик… привёл сюда и говорит «Тут у нас пороховой склад. А ты будешь часовой. Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю6 «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдёшь. Ну я сказал : «Честное слово»- не уйду».
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и понял, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается хулиганов, не испугается и более странных вещей.
А когда он вырастет… Ещё неизвестно, кем он будет, когда он вырастет, но кем бы он не был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
-Какая черта характера проявилась у мальчика?
-Хотелось бы вам иметь такого друга?
-Молодцы, вы очень хорошо справились с работой консультантов.
-Да, такого друга хотелось бы иметь каждому! Но ведь в жизни бывает всякое. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает обида и ссора.
-Давайте проанализируем, когда вы обижаетесь, ссоритесь и даже дерётесь.
(слайд 4)
Из-за грубых слов;
Когда напрасно обвиняют - я этого не делал;
Не делятся игрой, сладостями;
Когда дразнят, обзывают – обидно!
-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры».
-Расскажите, как вы миритесь с братом, сестрой.
(ответы)
«Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться» - эта поговорка помогала вам , когда вы были детсадовского возраста.
-Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что – нибудь смешное. И ещё очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.
-Давайте поиграем.
Игра «Ссоримся и миримся»
В группах найдите причину ссоры и способ помириться, обыграйте ситуацию.
-Какой вывод можно сделать?
Быть добрыми и все ссоры разрешать самым сильным оружием- УЛЫБКОЙ. И давайте сейчас все улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню в. Шаинского «Улыбка».
От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснётся…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зелёные ладоши.
От улыбки станет всем теплей
И слону и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на земле
Словно лампочки включаются улыбки.
-я думаю, что настроение у вас сейчас замечательное!
-Берегите ваших друзей и близких! Всем спасибо!