В настоящее время экология стала не просто наукой. Экология - это новое мировоззрение, человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.
Необходимость экологического образования и воспитания обучающихся - это веление времени : сегодня, чтобы выжить и обеспечить существование человека в будущем, необходимо научиться ценить, беречь и поддерживать хрупкий мир природы. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Экологические ошибки ведут к созданию ситуаций, опасных для здоровья и жизни, поэтому современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями . Важная роль в этом отводится школе.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Обучающиеся, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе, будут любить её, научатся сохранять и приумножать богатства природы родного края и страны. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.
Экологическое воспитание осуществляется и в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, и во время специально организованной внеурочной деятельности обучающихся, являясь важнейшей частью его подготовки к самостоятельной жизни.
Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как знания, приобретенные в это время, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Данный классный час предназначен для проведения в первом классе.
Классный час «Помоги птицам» является промежуточным звеном между акциями «Покорми птиц» и «Скворечник».
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Сегодня к нам на классный час пришли гости. А о чём же мы будем говорить? Вы сможете мне сказать, если отгадаете загадку. | Отгадывают загадку |
1. | У них есть тело, два крыла, Есть лапки, клюв и голова. Покрыто тело перьями. Узнали их теперь вы? Птица – вы совершенно правы. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, вернее о том, как им надо помогать. Наш классный час так и называется: «Помоги птицам» | Птицы |
| Ребята, а каких птиц вы знаете? Выдели ли вы их на улицах города и у себя во дворах зимой? А вы помните, как называются птицы, которые зимуют с нами? А какая их этих птиц не прилетает к нам в город? | Воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, ворона, сорока Зимующие дятел |
2. | Давайте найдём в классе птиц. Назовите тех, кого вы узнали. | Дети ходят по классу, собирают картинки с изображениями птиц. показывают и называют птиц |
| Молодцы! Зимой птицам непросто жить. А почему? | Дети пытаются предположить, что зимой птицам холодно и голодно |
3. | А мы можем им как-то помочь? Чем? Посмотрите, какие разные могут быть кормушки. | Дети отвечают, что надо повесить кормушки, носить корм. |
4. | Мы с вами тоже ходили иногда подкармливать птиц хлебом. А чем ещё можно кормить птиц? | Дети называют крупу, сало, семечки и семена. |
5. | Вот на этой памятке подробно написано, что можно, а чего нельзя давать птицам. Посмотрите, какая весёлая птичка, которую правильно кормили, и что стало с той, которую кормили неправильно. Ваши любимые чипсы приносят птицам только вред. | Дети выходят к доске и рассматривают иллюстрацию. |
6. | И вот долгая зима кончилась. Пришла… А какое сейчас время года? А как вы догадались, что сейчас весна? Когда-то давно на Руси было принято встречать ранней весной птиц, которые возвращаются к нам с юга. Был даже такой обычай – отпускать птиц из клеток на волю. При этом люди пели: Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нас весну скорей ведите! | Дети говорят, что весна. Называют приметы весны: снег тает, день длинный, сосульки капают. |
7. | Когда люди стали опекать и охранять птиц, появился праздник – 1 апреля – Международный день птиц! | |
| А зачем весной-то птицам помогать? Уже тепло стало, легче корм искать, жить веселее. Да весной у наших птиц очень много важных дел: они начинают выводить птенцов! 9 марта – по народному календарю – «Птичье потенье, гнёзд обретенье» - тяжело строить гнёзда, люди потеют при тяжёлой работе, и птицам тяжело. 17 марта – «Грач прилетел – через месяц весь снег сойдёт» 22 марта справляли именины жаворонка, пекли булочки в форме птицы, угощали ею птиц и говорили: поклюют – звончей запоют! | Не знают |
8,9,10. | Птицы будут высиживать птенчиков… А где же они будут жить с птенчиками? Как называется их птичий домик? Посмотрите, какие разные у птиц домики. | Гнездо |
11, 12. | А как вы думаете, мы можем помочь птицам строить гнёзда? Можем. Посмотрите, эти домики сделали люди. Называются они: дуплянка, синичник, скворечник. Первые скворечники люди делали из глины, потом стали делать деревянные. И даже говорят, что именно русские люди их придумали. Ребята, а вы заметили, что у таких маленьких птенчиков очень большие рты? Они постоянно хотят кушать! Бедные их мамы и папы с утра до вечера летают в поисках корма, которого надо много. И вот тут на помощь им можем придти мы! | Да, нет |
13, 14 | Выходит, что мы можем помогать птицам не только зимой, но и весной. Зимой мы их только подкармливаем, а весной и подкармливаем, и гнёзда помогаем строить. Вот только кормить их весной надо немножко по-другому. А знаете ли вы, что когда птицы высиживают птенцов, их нельзя беспокоить? Они бросят гнездо, птенцы погибнут. Давайте посмотрим, как помогать птицам весной. | Рассматриваем таблицу. |
| Чтобы мы с вами не забывали о помощи нашим пернатым друзьям, я предлагаю изготовить одну памятку, а ваших родителей попросим сделать птичкам скворечники. А пока мы будем работать, птицы споют нам свои песни (включить аудиозапись). (раздаю материал, показываю, как мы его будем располагать на бумаге) | Работаем за столом все вместе. |
Рефлексия | Вот молодцы! У нас получились памятки о помощи птицам. Но они чёрно-белые. Задание: дома их раскрасить, рассказать родителям, что вы сегодня узнали о помощи птицам. А, может, вы ничего и не узнали, и не запомнили? Что запомнили? | Зимой надо кормушки развешивать и подкармливать птиц, весной надо подкармливать и помогать домики-гнёзда делать, не мешать птицам, не обижать их. |
| Спасибо всем за работу. | |