СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час -посиделки «Раз в крещенский вечерок…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час проводила в школе-интернате для воспитанников с ОВЗ, в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Классный час -посиделки «Раз в крещенский вечерок…»»

Тематическое направление: приобщение к культурному наследию

Тема воспитательного мероприятия: «Раз в крещенский вечерок…» (Освещение темы поможет развить в детях осмысленность в подростковом возрасте)

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 7 класс, 13-14 лет (обучающихся с ОВЗ: с интеллектуальными нарушениями)

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы: Классный час «Раз в крещенский вечерок…» является первым по счёту в план-сетке на действующий учебный год. Основная тема воспитательного мероприятия плавно перекликается с тематикой прошлых учебных лет «Традиции русского народа», «Семейные традиции » и др. Наблюдается межпредметная связь с учебными предметами: историей, чтением и развитием речи.

Цель: Создание условий для формирования представления учащихся о традициях русского народа.

Задачи:

Расширять исторические знания школьников, привлечь внимание учащихся к традициям русского народа, способствовать формированию нравственных качеств личности.

Корригировать связную речь учащихся через систему вопросов.

3. Прививать интерес к традициям своего народа;





Планируемые результаты:

Личностный: Обучающиеся проявляют уважительное отношение друг к другу, проявляют социально - ценностное отношение к традициям русского народа.

Метапредметный:

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; демонстрируют умение логически рассуждать).

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре, группе; адекватно использовать речевые средства; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы)

Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; делать выводы в результате совместной деятельности; преобразовывать информацию из одной формы в другую)

Предметный: демонстрируют умение взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий;



Форма проведения: Классный час. Способ общения учеников и учителей в неформальной обстановке наиболее результативен, особенно в начале учебного года.

Педагогические технологии, методы, приёмы: Технология развития критического мышления. Методы и приёмы подобраны с учётом возрастных и психических особенностей учащихся: рассказ педагога, беседа; демонстрация (рисунки, фото, презентация); практические упражнения реализованы в парах и группах.

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия: Подготовлены предметы для гадания, собранные за время обучения, что позволило создать уютную атмосферу в классе. Для коррекционного упражнения «Собери слово» - карточки с буквами для каждой группы учащихся.



Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: Проектор, компьютер, интернет для нахождения наглядного сопровождения.

Рекомендации по использованию методической разработки: Конспект данного классного часа возможно проводить для учащихся нормы более старшего возраста.



  1. Организационный момент


Цель: Организовать класс на работу.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Учащиеся слушают стихотворение




Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок:

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;



Слайд1




  1. Постановка цели и задач


Цель: Учить детей планировать свою деятельность.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Учащиеся слушают учителя, внимательно просматривая видео на интерактивной доске.








Учащиеся озвучивают цели, поставленные перед собой.

Слово учителя

- Добрый вечер дорогие ребята, совсем не случайно мы начали наши посиделки с произведения Василия Жуковского «Светлана».

Скоро наступит крещение, а недавно в нашей стране отмечали Рождество. И вот этот промежуток времени от Рождества(7января) до Крещения(19 января) называют святыми днями или святочными. В это время многие девушки гадают: хотят узнать о своем будущем, о суженном.

Ну а теперь немножко истории. Давайте вспомним, что это за дни - Рождество и Крещение.


- Ребята, какие цели поставим перед собой на этом классном часу?


Слайд






  1. Основная часть

Цель: Расширять исторические знания школьников, оказать положительное воздействие на эмоции, нравственность, интеллект детей

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Учащиеся просматривают видео



















Учащиеся в группах собирают слово из букв





















Учащиеся в группах собирают слово из букв

































































Учащиеся работают в парах.

1. Слово учителя


- Рождество, наряду с Новым годом, является одним из самых любимых наших праздников. Русская православная церковь отмечает праздник Рождества церковной службой с 6 на 7 января.

- В доме все еще стоит новогодняя елка. Зажигаются рождественские свечи – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (канун Рождества) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, а полено заменили свечи.

- Не забудем и о том, что Рождество предшествовал Филиппов пост (в пост полагалось воздерживаться от определенных видов пищи), значит, и праздничный стол до полуночи должен был быть особым - постным. А после полуночи, когда пост закончится, подают рождественского гуся.

- Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряженье – здесь мирно уживались язычество и христианство.

Коррекционное упражнение «Собери слово»

- Соберите из букв название праздника. (КОЛЯДКИ)


- Что такое колядки? Что они из себя представляют?

- Да, колядки – это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни, но почему бы в веселой, шутливой форме не поздравить соседей? А те за поздравления и шутки-прибаутки угостят печеньем, пряниками конфетами. В старину колядовщики пели: «ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить! Колядка! Колядка! Подавай, пирога!»

- Кто был непременным участником рождественских праздников?

- Да, непременным участником праздников были ряженые. Рядились медведями, стариками, чертями. Ряженым доступно и дозволяется все. Конечно, в разумных пределах, чтобы не обидеть хозяев дома, не нанести непоправимого ущерба.



Коррекционное упражнение «Собери слово»

- Соберите из букв название праздника. (СВЯТКИ)



Что такое святки? Как долго они длятся?

- С Рождества до крещения (19 января) продолжаются святки. Это особое время. Издавна на святках широко и открыто занимаются тем, что православие считает за грех, - гаданием. Также в это время принято веселиться, развлекаться, но – с умом и пользой.

- Можно устроить зимние забавы. В давние времена это были и катания на санках с горы – кто дальше, и соревнования конькобежцев, и метание снежков – в цель и на дальность, и санные поезда для малышей и многое другое. А вечером – посиделки. Это тоже давняя традиция: в русских деревнях с наступлением зимы девушки в складчину снимали избу, где долгими зимними вечерами пряли, вышивали, вязали. И обязательно – гадали.

- Но святочные посиделки – особые. На них работу не брали, а приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.

-Времена изменились, но почему бы не устроить посиделки – с играми, гаданиями?


Почему бы нам не возродить эту святочную традицию? Только не надо относиться к гаданию слишком серьезно. Пусть оно станет игрой, которая доставит радость всем участникам. Гадают обычно вечером, когда стемнеет.


1 гаданиегадание по книге

Нужно взять любую книгу, задумать вопрос. Затем загадать номер страницы и строки сверху или снизу, раскрыть и прочитать ее в заданном месте. Это и будет ответом на ваш вопрос.


2 гаданиегадание с чашками

Для гадания потребуется несколько чашек соответствующих числом количеству гадающих. В чашки кладут кольцо, монету, хлеб, сахар, репчатый лук, соль, в одну чашку наливают немного воды. С закрытыми глазами, каждый из гадающих, по очереди, выбирают чашку.

Предсказания на ближайшее будущее следующее : кольцо - к свадьбе; монета- к богатству; хлеб- к достатку; сахар- к веселью, лук 0 к слезам, соль – к несчастью, а чашка с водой – к жизни без особых перемен.


3 гадание. Гадание на рисовых зернах.

(банка с рисовыми зернами, салфетки)

Над банкой с рисом держат ладонью вниз левую руку, и, сосредоточившись, вслух задают вопрос. Затем берут из нее горстку риса и высыпают на расстеленную салфетку. Четное число зерен – положительный ответ. Нечетное – отрицательный.




А теперь давайте вспомним про гадания, которые проводятся перед сном. Может быть, кто-нибудь нам расскажет?


Гадания перед сном.

  • По карточкам.

Накануне пишут 12 карточек со своими желаниями и кладут под подушку. Утром, не вставая с постели, наугад достают 3 из них. Что достали, то и сбудется!


  • Гадание с вызыванием сна про суженого.

Пишут имя юноши на клочке бумаги, целуют это слово накрашенными губами (чтобы остался след). Бумажку с именем вместе с зеркалом кладут под подушку.



А сейчас я вам расскажу о гаданиях, которые мы провести здесь не можем, но вы можете провести их дома.



  1. Гадание с петухом.

В тарелку насыпают зерно (или кладут деньги), в другую – наливают воду, рядом ставят зеркало. Петух подошел к зеркалу – будущий муж будет бабник и гулена; поклевал зерна – богач; попил воды – пьяница.

2) Гадание на луковицах.

Девушки берут несколько луковиц и отмечают каждую из них. Эти луковицы сажают в землю: чья раньше даст росток, та девушка и выйдет замуж раньше других.

3) Гадание по лаю собак.

Говорят: «Заливай, заливай, собаченька, дознай, дознай, суженый». Хриплый лай – суженый старый, звонкий – молодой.


Гадание по обуви.

(сланцы, домашние тапочки, парадные туфли, лыжные ботинки, мужской ботинок)

В общую кучу складывается обувь. Гадать лучше в полумраке или вообще в темноте. Все участники разбирают по одной «обувке», загорается свет, и все узнают судьбу на ближайший год.

Сланцы – поездка к морю на отдых,

Лыжные ботинки – здоровье и спортивная активность,

Тапочки – домоседство,

Парадные туфли – праздники, веселое время провождение, интересные встречи,

Мужская туфля – замужество или счастливая любовь или новое знакомство.


Гадания на улице.

  • Гадание с валенком.

(валенок)

Через правое плечо бросают валенок. В которую сторону валенок упал носком – с той стороны будет суженый.


Гадание-игра.

(кусочек хлеба, соль, бутылка, зеркало, нож)

Гадающей девушке завязывают глаза, крутят несколько раз вокруг оси и ставят лицом к столу. Она должна взять со стола первый попавшийся предмет. Если она возьмет:

Нож – жених будет хулиганом,

Зеркало – жених будет модник,

Соль – вредный жених,

Бутылку – будет пьяница,

Хлеб – богатый жених.





Видеофонограмма

слайд





















Работа в группах

Слайд


Видеофонограмма


















Работа в группах

слайд


Видеофонограмма





























Слайд





слайд














Слайд













Слайд


Работа в парах

  1. Подведение итогов

Цели: Подвести итог. Учить детей анализировать свою деятельность.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся отмечаю результаты, которых достигли на уроке.










- Итак, наш классный час подходит к концу. Выполнили мы цели, поставленные перед собой?

- Какие из услышанных гаданий показались вам самыми смешными (интересными, страшными, опасными)?

- Примите ли вы на «вооружение» некоторые из тех гаданий, с которыми вы сегодня познакомились?


- Как говорится, «замуж не напасть, кабы замужем не пропасть». Цените свою юность, свободу, возможность пожить сегодняшним днем, получайте образование, а там – время покажет. Тем не менее, мы будем рады, если этот, да и другие вечера до 14 января, перед сном вы погадаете, а потом обсудите ваши впечатления.



Слайд
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!