СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час, посвященный 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "По законам военного времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвященный 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "По законам военного времени" 

Просмотр содержимого документа
«афган»

Классный час, посвященный 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "По законам военного времени" 

Цели и задачи:


  • Расширять и закреплять знания детей об истории своей Родины, в частности Афганской войне, гражданской позиции, развивать мотивацию к познанию историко-культурных традиций своего народа;


  • Обогащать словарный запас;


  • Способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, к армии, к народу);



  • Воспитывать патриотизм, гражданственность, уважительное отношение к истории своей страны, своего народа.

Оборудование:  мультимедийный проектор

Ход мероприятия

(Слайд 1)

Ведущий: 15-го февраля 1989 года завершился вывод Советских войск с территории Афганистана. В этом году мы отметим 30-летнюю годовщину этого события. Более 14 тысяч солдат, не вернувшихся с Афгана, такова цена этой войны. Вспомним в этот радостный и грустный день имена друзей - поклонимся павшим и обнимем живых.

(Слайд 2)

Чтец:

Уходили парни
Из Афгана
Через перевалы
И Саланг…
Уходили парни
Утром ранним,
А в мечети
Голосил мулла.
И была молитва,
Как спасение,
Что парней
Убережет Аллах…
Не забыть февраль и воскресение,
Радость и улыбки
На устах.

Звучит песня “На Моздок” (Армейская). (Cлайд 3-4)

 Ведущий:
Война… какое страшное слово. Сколько горя и слез приносит оно вновь и вновь. Казалось только, только все отошли от этого страшного слова, стали забывать, стали зарубцовываться раны, люди начали мечтать, научились смеяться.
И вновь еще одна война, которая не пожалела молодые души ребят.


Чтец:
Наша молодость была не длиной
Покрывались ранней сединой.
Нашу молодость рвало на минах,
Замело афганскою войной.
Наша молодость неслась тараном,
Сокрушить душманский самолет,
Чтоб огонь ослабить ураганный
Падала на вражий пулемет.
Прямо сердцем дуло прикрывая,
Падала, чтоб молодость жила.
Страшная, неистовая, злая
Вот какая молодость была.

Ведущий:
25 декабря 1979 года наши десантные войска по распоряжению советского правительства высадились в дружественной нам стране Афганистан, а через два часа уже появились первые погибшие.

После второй мировой войны Афганистан имел статус нейтрального государства, а, фактически, находился в сфере влияния СССР.

В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. Этот переворот и его последствия и стали прологом к многолетней и кровопролитной войне.


Чтец:
Время выбрало нас…
Закружило в Афганской метели
Нас позвали друзья грозный час
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
В незаметном вихре тревог, 
Как минуты прессуются в годы, 
Верность, доблесть, отвага и честь
Эти качества не напоказ
У Отчизны героев несчесть
Время выбрало нас…


18-ти летние ребята, которые уходили тогда на срочную службу в армию, не обстрелянные мальчишки были вынуждены воевать в чужой стране, в не привычном для них климате: знойный ветер с песком в раскаленной пустыне, холодное высокогорье и каменистые ущелья, и тяжелейшие условия партизанской войны, когда за любым камнем, кустом, домом может оказаться вооруженный враг.

Ведущий:
Все трудности ребята переносили стойко, мужественно и героически. Откуда эта отвага и мужество в наших мальчишках, ведь они были как и вы простыми ребятами, играли во дворах в футбол, играли на гитарах, сочиняли песни, дружили, любили и мечтали о светлом будущем.
(дети поют песню)
Ведущий: 
Прошло время, и они пошли выполнить свой воинский долг перед Родиной.

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял и будет стоять на высоком нравственном пъедистале, величая собой лучшее качество человека. Гражданина, патриота.


Чтец:
В сумрачном небе ночного Афгана
Звезды украсили радостный свет.
Крутит баранку рука капитана-
Горы кругом, ничего больше нет.
Горы да темень, да звук БТэРа
Где-то отчетливо слышится вой,
Просто вот так обойтись все без войн.
Родина в сердце частенько, как рана
Весть о себе без конца подает.
И надоевшие звуки Корана
Пусть навсегда унесет, унесет.
Знайте, душманы в безликих одеждах,
Город с красивым названьем Кабул,
Как удивительно и безмятежно
Я бы на Родине смирно уснул. (Слайд 5-11)


Ведущий:
Героических поступков на афганской войне было множество и сейчас мы вспомним несколько:


  • Кавалер ордена красной звезды сапер мл. сержант Григорий Амилусаев, который обезвредил 30-ть мин под прицельным огнем противника и будучи сам ранен, вынес в безопасное место своего товарища.


  • Рядовой Панфилов спасал своих товарищей, отвел в безопасное место машину с горящими боеприпасами. Машина взорвалась далеко от солдат.


  • Погиб генерал-майор Петр Шкидченко, его вертолет подбил стрелявший в горах душман.


  • Генерал-майор Борисов чудом уцелел в подбитом вертолете, когда был на разведке в логове врага и дотянул до своих.




Ведущий:
Еще много и много жизней унесла эта война, которая длилась 9-ть лет, 1 месяц и 18-ть дней. (Слайд 12-16)

Через эту войну прошли 550 тысяч советских солдат и офицеров. 72 человека получили звание героя Советского Союза. Свыше 15-ти тысяч советских воинов погибли на чужбине, 6-ть тысяч скончались в последствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен ВОВ. Эта война сломала жизнь многим молодым ребятам, но не смотря ни на что, они честно исполняли свой гражданский долг и оставались верными присяге до конца.

Ведущий: 
15-го февраля 1989 года был завершен вывод Советских войск из Афганистана. Этого события с нетерпением ждал весь мир.

У вернувшихся с войны солдат и офицеров грудь в орденах и медалях за мужество, отвагу и героизм. Но многим уже не суждено вернутся к родному порогу.

15-ть тысяч погибло в это войне…

15-ть тысяч не образовавшихся семей…

15-ть тысяч не родившихся детей…

15-ть тысяч матерей, оплакивающих своих сыновей…

И мы всегда должны помнить цену этой войны.

Почтим память всех воинов интернационалистов, которые ушли из жизни верные присяге, и выполнившие свой воинский долг перед Родиной. Память о них будет вечной, потому, что их история написана кровью солдат и слезами матерей.

Чтец: 
Минута молчания…
Товарищи встаньте
И в памяти павших героев представьте
Навек в нашем сердце
Бессмертных имен их звучанье…
Минута молчания, минута молчания…

(звучит музыка, все встают)

В Афгане сегодня хорошая весть:
Приказ вышел - скоро домой!
Но сердце останется мысленно здесь,
И радости нет, что живой.
Приеду домой из Афганских полей,-
Здесь, дома, тепло и светло...
И только открою знакомую дверь -
Скажу: "Мам, тебе повезло...". (Слайд 17)


Ведущий:  Народная мудрость утверждает: Не купишь ни за какие деньги, не одолжишь, не возьмешь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как мама. Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек – это наша мать. Приходилось слышать: “Да, нам довелось служить на афганской земле, нам приходилось трудно. Но наши трудности несравнимы с теми, которые выпали на долю наших матерей”. И это действительно так.

(Cлайд 9-13). 


Матери провожали своих сыновей в армию. Они не знали, где будет проходить служба совсем юных, неокрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: “До свидания, родные. Возвращайтесь живыми назад”.

Песня “Молитва” (Л.Гурченко) (Слайд 18-19)

(После второго куплета ученик читает письмо под музыку)


“Здравствуйте, дорогие родные!

Служба у меня идёт хорошо, через день ходим в караул. У нас здесь жара, правда через два дня идёт дождь, как по расписанию.

Я вам уже писал, что стоит наша часть в горах, на высоте 1800м, поэтому весна к нам придёт позже, чем в долины. Там уже всё зелёное. Неделю назад я был в долине. Цветут цветы… А у нас кругом одни угрюмые скалы.

Прочитал ваше письмо и вспомнил наши леса, озёра. Приеду, насобираю вам кучу грибов… Вы, мама, не очень переживайте за меня, всё будет хорошо…”

С любовью Ваш сын…


Ведущий: 
Сегодня в день памяти посвященный выводу войск из Афганистана и накануне замечательного праздника «Дня защитника Отечества», хочется пожелать здоровья тем, кто выжил в той войне.

Дай Бог здоровья их родным и близким. Дай Бог всем вам, кто присутствует в этом классе чтобы никогда вы не знали и не ощутили на себе этот страшный безжалостный холодный взгляд войны.

Чтец:
Я все время над вопросом мучаюсь
И все никак не нахожу ответ,
Но почему от нас уходят лучшие?
Уходят мир потерь и страшных бед.
Жестокого безумия полна,
И верить так не хочется, что где-то,
Еще гуляет по земле война,
Что где-то беспощадно убивают.
Стреляют из засады в упор.
Для тех ребят, что жить лишь начинают.
Уже подписан смертный приговор

Не терпит тело и душа пробоин,
Ведь это так не тяжело понять
А как бывает бесконечно больно,
Родных и близких навсегда терять.
Опомнитесь же люди. Умоляю!
Безвременная смерть нам не нужна.
Но снова к гробу голову склоняют 
Седая мать, и дети, и жена.
Но горю должен наступить конец,
И победит добро!
Я в это верю.
Жаль, что погибших судеб и сердец,
Уже никто не возместит.




Учитель:

- А кто знает, что такое Афганистан? Где находится эта страна? Почему там была война, кто её вёл? Может быть, у вас есть знакомые, которые были ее участниками?

Афганистан – государство в юго-западной части Центральной Азии. Есть очень важное событие, которое объединяет наши страны - Афганская война 1979-1989 годов - это тяжёлые годы в истории нашей многострадальной страны.

- Скажите, как в то время называлось наше государство?

- СССР.

- Совершенно верно. Прежде чем говорить об этой войне, нам нужно понять, почему же она началась и, почему СССР принял в ней участие. Дело в том, что в XX в. у Советской России были очень тесные дипломатические отношения с Афганистаном.

За 1,5 года до ввода наших войск в этой стране произошёл государственный переворот (апрель 1978 года). В результате апрельской революции в Афганистане был создан новый государственный строй, устранен деспотичный шахский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли было передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа.

Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов. Реакционные остатки старого режима развернули борьбу против революционного строя. В стране началась Гражданская война. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу революция. Новое государство обратилось к правительству СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку. Советский Союз решил оказать такую поддержку и дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время ограниченного состава Советских войск. 25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени 40-я армия вступила на древнюю землю Афганистана. Она вошла как гарант стабильности и спокойствия в этой стране. Так и началась военная акция, которая и сегодня остаётся болью сердца для многих. Война в Афганистане длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней (с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года).

Война коснулась многих семей. Ребята уходили служить в армию, и многие родители не знали, что их дети отправлены в далёкий Афганистан.

Эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю принесли нашему народу много горя, бед и страданий. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.



Просмотр содержимого документа
«квн»

Цели: обобщить знания учащихся по предмету; показать учащимся и их родителям, как много прочитано, изучено; воспитывать чувство взаимопомощи, любовь к книгам; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; инсценировать произведение.

Предварительная подготовка. Класс делится на две команды, приглашаются учащиеся других классов в качестве жюри; оформляется кабинет: портреты писателей, иллюстрации детей к прочитанным произведениям; на столе выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас.

Мы знаем, вы любите игры.

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши веселые книги и сказки.


II. Работа по теме урока

Сегодня мы вспомним любимые произведения и покажем, чему научились за это время.



Начинаем конкуры.

1. Приветствие команд:

Команда «Золотая рыбка», «Быть светлячком, светить в пути и за собою всех вести».

Команда «Наливное яблочко», «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»!

2. Викторина:

1.Жилище Бабы Яги. (Избушка.)
2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди. (Иванушка.)
3. Второе название скатерти. (Самобранка.)
4. Отчество дочери Кощея Бессмертного. (Кощеевна.)

5. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
6. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полеты. (Ступа.)

7«Кто это?»:

а) Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)
б) Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса. (Леший.)

«Кто так говорит?»:

а) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко.)
б) Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса.)



3.  Конкурс «Живая картинка»



Каждая команда показывает инсценировку. Отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане»



4. Конкурс «Сочинить сказку»

Каждой команде учитель раздает листы, на которых написаны предложения с пропусками слов. Командам необходимо, пользуясь предложениями-помощниками, создать свою сказку.

Сказка про…

Шел _____. По дороге он нашел _____, взял и понес царю. Пришел _____ во дворец. Кругом слуги царские с топорами до копьями. Испугался _____, хотел было _____, как вдруг _____ из-за _____ выскочил _____ и давай _______. Глянул на _______ и _______. Поблагодарил царь умного ____, и тот отправился домой.

Дети зачитывают свою сказку.



5. Конкурс каптанов.

Собери пословицы:

(Любишь кататься- люби и саночки возить; делу время- потехе час; семь раз отмерь, один раз отрежь; вместе тесно, а врозь скучно)

6. Конкурс. Расшифруйте название сказки

1. Команда.

к

р

т

о

ш

а

а

п

а

о

и

з



Ответ: Каша из топора.

2. Команда

Л

л

У

Р

с

ь

и

а

А

в

и

Ж



Ответ: Лиса и журавль.

III Подведение итогов…

Просмотр содержимого документа
«конст РФ»

КЛАССНЫЙ ЧАС ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РФ 
«Я – ГАЖДАНИН РОССИИ ».2 КЛАСС


Цель: познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «прав и обязанности гражданина»; способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.
Развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм.


Оборудование: карта России, портрет президента России, Конституция РФ, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, национальные символы России.


Ход классного часа
Вступительное слово.


В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. Так писал Юрий Яковлев. 
Мы с вами оформили стенд с фотографиями, на которых изображена маленькая Родина


С чего начинается Родина?
(Прослушивание песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)
Наш классный час посвящен нашей стране – России. Как полностью называется наша страна (Российская Федерация).
- В России очень много лесов. Поэтому на карте много зеленого цвета.

- Москва входит в число крупнейших городов мира. Это культурный и промышленный город. Здесь находится правительство нашей страны. Кто возглавляет нашу страну? ( Президент)
- В нашей стране сколько много различных городов: больших и маленьких, различных поселков. 
-Какие вы знаете города?
- А в  каком городе мы с вами живем?
- Чем занимаются жители нашего горда, назовите, какие предприятия есть в нашем городе, где и кем работают ваши родители, близкие?
  Рассказ педагога
- Г. Хасавюрт - это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России. 
- Когда наша страна отмечает день Конституции? (
12 декабря)
- Последняя действующая Конституция нашего государства была принята 12 декабря 1993 года. В этом году Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет. В ней записаны основные права и обязанности граждан.

- Скажите, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

( паспорт, свидетельство о рождении)


- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

( ФИО, год рождения, место жительства, гражданство, семейное положение, дети).

- Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?

( дневник)

- Какую информацию можно извлечь из дневника?

( расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание, отметки)


- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

( да, Конституция)


-Совершенно верно, таким документом является Конституция. Я думаю, что вы понимаете, как наша судьба не разделима от судьбы России, в которой мы все живем, как важна тема урока « Конституция РФ».

Что же такое Конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства, определяющий,

- Как устроено государство,

- Как образованы органы власти,

- Каковы права и обязанности граждан.

-Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?

(главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)

-Конституция РФ была принята в 1993 г. Конституция РФ состоит

из 2 разделов, 9 глав, 137 статей).


Конституция - это основной закон страны, который определяет устройство государства, законы, права и обязанности граждан.


Работа с понятиями.

I группа: Понятие «Гражданин»

– Какие значения слова гражданин вам известны?

  1. Обращение к человеку.

  2. Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (почётный, уважаемый).

  3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению.

Гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

II группа: Понятие «Гражданские качества»

Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.
Задание - Выберите из предложенного списка качества человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.

• Гуманность • Скромность • Чувство справедливости • Честность • Чувство долга 
• Чувство чести • Искренность • Чувство вины • Стыдливость • Сочувствие • Милосердие 
• Ответственность. 
Задание - Объясните свой выбор. Ребята! Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

III группа: Понятие «Патриот»

Задание – Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?

Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.

- Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.

- Какие памятники героям Великой Отечественной войны есть в городе?

IV группа: Понятие «Гражданство»

Задание – Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:

  1. Совокупность прав и обязанностей гражданина.

  2. Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.

  3. Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающая в их взаимных правах и обязанностях.

Вопрос всему классу.

- Как можно стать гражданином России?

  1. Приобретение гражданства по рождению.

  2. Приобретение гражданства в порядке регистрации.

  3. Приём в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ, не менее 5 лет.

Работа над вторым вопросом.

- Рассмотрим второй вопрос. Что такое правовой статус?

Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей

- Какие международные документы, закрепляющие права человека, являются фундаментом российской конституции?

1948г – Всеобщая декларация прав человека;

1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

1959г. – Декларация прав ребенка;

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

- Что значит быть гражданином России сегодня?

во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным

Работа над третьим вопросом. Групповая работа.

Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и исполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции РФ, II главе

Основные обязанности человека и гражданина РФ:

  1. Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей

  2. Защита Отечества

  3. Уплата законно установленных налогов и сборов

  4. Бережное отношение к природе и окружающей среде

  5. Забота о памятниках истории и культуры

  6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

  7. Получение основного общего образования.


Главой нашего государства является президент. Кто сейчас возглавляет нашу страну? ( Путин Владимир Владимирович)

- Вы еще младшие школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признает ее законы. Он должен уважать их.

О родине сложено много пословиц. Какие пословицы вы знаете?
- Каждая страна имеет свой государственный язык. Какой язык является в России государственным?
( ^ Далее дети читают стихотворения)


Символика России
Гимн
 – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
(Звучит гимн России).

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана : «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в «Россия – священная наша держава».

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

- Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Дата принятия гимна : 07.03.2001

Герб

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов?

Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змей, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

- Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска, 
Упала штукатурка поздних лет, - 
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика,
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.

Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в нынешней истории России.


-РОССИЙСКИЙ ФЛАГ. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу. 
БЕЛЫЙ ЦВЕТ - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
СИНИЙ ЦВЕТ – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ .
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
РОССИЙСКИЙ ФЛАГ
Снежинки так прекрасны и легки, 
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете… (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …(синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красном).


Игра «Да – нет!» Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?  Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? Нет!

– Защищён ли человек законом?  Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?  Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!

– Может ли человек владеть имуществом?  Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?  Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? Да!



- Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна.
Поэтому и дорожим мы ею!

Поведение итогов.




Просмотр содержимого документа
«урок мужества»

Тема: Блокадный Ленинград

Цели:

1.                Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

2.                Формирование патриотического  чувства ребят к своей Отчизне.

3.                Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям.

Продолжительность: 45 минут.

Тип урока: интегрированный урок по литературе, истории, музыке

Наглядные средства: эпиграф к уроку, мультимедийная презентация, выставка детских книг о войне и блокаде, слова на магнитной доске для словарной работы (блокада, Ольга Берггольц, Дмитрий Шостакович и т.д.), 250 гр. черного хлеба.

Музыкальный ряд: фрагменты из «Ленинградской симфонии»        Д. Шостаковича.

Техническое оборудование: магнитола, компьютер, интерактивная доска

Предварительная подготовка:

В качестве чтецов и гостей на урок приглашены обучающиеся 9 класса, обучающиеся 5 класса готовили к уроку сообщения,  стихотворения наизусть.

 Ход классного часа:

1.Вступительное слово учителя ( под показ слайдов):

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.

·                   Как вы думаете, ребята, почему на сегодняшнем классном часе речь пойдет об этом удивительном городе? (27 января исполняется 65 лет со дня освобождения от блокады города Ленинграда).

·                   Что вы слышали и знаете о великой Отечественной войне? О блокадном Ленинграде? Обращение к эпиграфу: «Я говорю с  тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…» (О.Берггольц).

2. О блокаде

1. Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

- Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).

В плане "Барбаросса" - плане ведения войны против Советского Союза -немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду. Жители города, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады.

- Как вы понимаете слово «блокада»?

Блокада - окружение города со всех сторон (термин на доске).

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

3. Блокада и дети

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Ребята 5 класса нам расскажут, как жилось детям в блокадном Ленинграде.

Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Учитель: Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу – ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

Таня: «Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».

Учитель: Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи. И сегодня мы с вами листаем некоторые из этих дневников.

Отрезанный, блокированный город, неслыханные жертвы, немыслимые испытания, о которых рассказывают блокадные дневники, просветлены чувством гордости за себя, за свой город. Ленинград устоял! Мы выстояли! Жизнь продолжается!

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм. 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла рабочие 250 гр., служащие и дети 125 гр.

Никита: «Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».

Таня: Из меню столовой лета 1942 года:

·                    Щи из подорожника

·                    Пюре из крапивы и щавеля

·                    Котлеты из свекольной ботвы

·                    Шницель из лебеды

·                    Оладьи из казеина

·                    Суп из дрожжей

·                    Соевое молоко

Никита: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

Учитель: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.

Ксюша: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».
Таня: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».
Никита: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».
Ксюша: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

Учитель: Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Ученица 9 кл.: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Учитель: Ребята, перед вами  текст, в котором рассказывается история Тани Савичевой. Я предлагаю прочитать сейчас вам его. (Чтение детьми текста)

·                   Что вас больше всего поразило в истории судьбы Тани Савичевой?

3. Дух Ленинграда в творчестве писателей, поэтов, композиторов.

Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио,  и даже шли концерты.

Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. А в начале классного часа вы слышали «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича.

 Антипин Андрей: Д.Д. Шостакович - советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию. Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации, то финал написан в Куйбышеве. Там же состоялось и первое исполнение симфонии. Затем ноты были доставлены на самолете в Ленинград, где ее исполняли полуголодные, замерзшие музыканты. Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения «Ленинградской симфонии» один американских журналистов написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»

Так же как и Д.Д. Шостакович, Ольга Федоровна Берггольц остается в блокадном городе и посвящает свои стихи ленинградцам (фоном включается лирический фрагмент из «Ленинградской симфонии»).

Пьянкова Настя, 9 кл.:

Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...

Кронштадский злой, неукротимый ветер 
В мое лицо закинутое бьет. 
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза ...
Бессонные ночи, тяжек день любой. 
Но мы забыли, что такое слезы, 
Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда, 
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, 
Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны принесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце, 
Такое обещание даю, 
Я горожанка, мать красноармейца.
Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия, 
От имени российских матерей.

4. Трагедия блокадного Ленинграда.

С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью своей они защищали тебя,
Ленинград - колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита,
но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт, и ничто не забыто.

5. Блокадное детство.

Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде, какое оно?

Мы можем узнать об этом, обратившись к «Блокадной книге» А.Адамовича и Д.Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети». Адамович и Гранин разыскивали по всей стране людей, чье детство прошло блокадные испытания. Расспрашивали их о событиях тех дней, записывали их воспоминании. Таким образом,  воссоздается картина того незабываемого блокадного детства.

Ученик: «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

Видеоролик о блокадном хлебе.

«Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»

6. «Дорога жизни»

Учитель: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистски бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано1мл. 376тыс. человек. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни. Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была  прорвана только в январе 1944 года. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

7. Заключение.

Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, ее прощальными словами «Умерли все. Осталась одна Таня». Скорбные аллеи Пискаревского кладбища прошли перед вами на слайдах. Фигура скорбящей Родины-матери над своими погибшими детьми, надеемся, останется в вашей памяти. «Никто не забыт, ничто не забыто».

Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям.

·                   Можно ли таких ребят назвать героями? Почему? Что вы читали, смотрели о войне? Что дают нам книги и произведения искусства о войне?(Выступление библиотекаря)

Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.

Ученик: Мы знаем, ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества прибил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Но горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

8.Рефлексия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вас впечатлило больше всего?

9. Подведение итогов, выставление отметок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!