План проведения классного часа, посвящённого 60-летию первого полёта в Космос
Регламент: 40 - 50 мин.
Тип занятия: комбинированный
Форма работы: фронтальная
Методы и технологии: наглядные, словесные, игровые
Цель: в доступной форме объяснить обучающимся этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и Космоса.
Задачи:
Обучающая: содействовать пониманию значимости освоения космоса человеком.
Развивающая: познакомить с этапами покорения воздушного пространства
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.
Оборудование к занятию:
у педагога:
конспект, проектор, компьютер, стенд, оформленный по теме, видео презентация, видео-викторина.
у детей:
элементы (модули) разных цветов для игры «Строим ракету», раздаточный материал для игры «Шифровка» (листы с шифровкой, карандаши), для игры «Проложи путь» (изображения астероидов, платок).
Распределение детей по командам: при входе дети получают элементы (модули) разных цветов.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Кто догадается, чему будет посвящена наша встреча? Какой праздник отмечался 12 апреля? (ответы детей)
В этом году мы отмечаем важную дату, 60 лет назад был осуществлен первый полёт человека в космос. 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира. В этом раунде космической гонки СССР безоговорочно выиграл у своего главного конкурента — США. Но как осуществлялась подготовка и сам полёт? Что было до того, как Гагарин пролетел над нашей землёй и приземлился обратно?
Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, как построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты.
Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.
Итак, мы начнём путешествие с самых первых ступеней, которые привели человечество в космос.
Видео презентация «Ступени в космос» (Приложение 1)
- Представьте, что вам предстоит самим отправиться к звёздам. Какие качества пригодятся вам в космическом путешествии? (ответы детей)
Молодцы, пожалуй, вы готовы к путешествию.
Ведущий задаёт каждой команде по загадке (отгадка – название команды).
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…(Комета)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики)
Астроном — звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…(Метеорит)
Задание 1: «Строим ракету». Каждая команда получает схему рисунок. Необходимо построить ракету из модулей в соответствии со схемой (соблюдать формы и цвет фигур). На задание дается 2 мин. После завершения необходимо поднять руки. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.
Задание 2. «Проложи путь». Пояс астероидов.
Команда выбирает штурмана и пилота.
На полу раскладываются листы бумаги – «астероиды». Надо пройти пояс астероидов, не наступив ни на один. Иначе – катастрофа!
Пилоту завязываем глаза, штурман помогает ему пройти маршрут при помощи команд «один шаг вправо», «поверни налево» и т.д.
Время можно ограничить и засекать при помощи секундомера.
Задание 3. «Шифровка».
Каждой команде раздают флажковую азбуку. На доске в произвольном порядке на магнитах висят листочки-карточки (одна буква из флажковой азбуки) - это зашифрованная фраза В. Терешковой «Эй небо, сними шляпу». Команды должны составить эту фразу, кто быстрей.
Тот, кто расшифрует фразу быстрее всех, получает 4 балла, далее – по убывающей.
Задание 4. Викторина «День космонавтики» (Приложение 2)
Подведение итогов игрового блока
- Ребята, скажите, что вам понравилось на нашем занятии. (ответы детей). Что вам хотелось бы узнать ещё о космосе и людях, открывших дорогу в небо. Информацию о каких профессиях, связанных с космосом, хотели бы вы получить?
Вручение наград командам – победителям.
- Со дня первого полёта прошло 60 лет. За это время многое изменилось в космонавтике. Работа в космосе теперь длится долго. В космосе работают мужественные люди – герои. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа. Это сегодня. А завтра?.. Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Всё это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое.