СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час, посвященный Дню космонавтики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка классного часа для учащихся 9 класса, посвященная Дню Космонавтики

Просмотр содержимого документа
«Классный час, посвященный Дню космонавтики»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ» 12 апреля
Методические материалы к проведению тематического классного часа в МАОУ СОШ №38



1.ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 8-11 классы

Смотрим Документальный фильм «Легенды космоса.Ю.Гагарин» https://youtu.be/giqr_BPaDKA ( 23 минуты)

https://youtu.be/ySPSMqJQZDc ( 49 минут)

Вопросы для обсуждения

  1. Что дало нашей стране развитие космонавтики? Почему важно было, чтобы первым был наш космонавт?

  2. Какие качества требуются профессионалу-космонавту прежде всего?

  3. Из фильма понятно, что риск не возвратиться был очень большим(вспомните предсмертное письмо Гагарина жене), почему же летчики так хотели полететь в космос?

  4. Как вы думаете, почему полетел не Герман Титов( по всем свидетельствам он был кандидат №1), а Юрий Гагарин?

  5. В фильме говорится об 11 технических накладках во время полета. 8-10 минут Гагарин думал, что он смертник, когда вовремя не отделилась ступень, на которой он должен был вернуться. Почему он улыбался и сообщал на землю, что все нормально?

  6. Каких еще героев космоса вы знаете? Какие с ними случались сложные ситуации?

  7. В фильме участвует наш земляк А.Леонов, он тоже был в том отряде, из которого потом выбрали Гагарина. Что вы знаете о полете самого Леонова? Чем он известен?

  8. Как вы считаете, опасны ли полеты в космос сегодня?Если бы у вас была такая возможность, вы бы полетели?





2.ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 5-7 классы

ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
- Кто из вас скажет, что это за праздник, и какому событию он посвящен?
(День космонавтики. 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический

корабль- спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным).
- Этому обычному весеннему дню суждено было навсегда войти в историю человечества.


2.Подготовка к путешествию.
- Для того, чтобы отправиться в путешествие, а тем более в космическое необходим транспорт.

Как вы думаете, какой именно?  (Ракета).
- Чтобы получить ракету нам нужно назвать планеты солнечной системы :
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

- Наша задача дополнить портретную галерею. Вот на доске портреты великих деятелей космонавтики. Но ничего не сообщается о том,кто они.Чем прославились? Перед вашими командами материал(кейсы), его надо изучить и на общем листе от каждой команды резюмировать – представить одного героя Космоса. У каждой группы свой герой.

2. Все понятно? (Да) – Тогда Поехали!



Ребята должны располагаться в микрогруппах. Каждая группа имеет свою задачу. Изучить материалы, посвященные одному из героев космоса, и сделать его представление к расположенному на доске Портрету. Это может быть текст, могут быть стихи, может быть синквейн, может быть рисунок. Но каждая команда должна, изучив информацию в кейсах, представить своего героя. Кейсы содержат разную информацию, фото,статьи, подготовленные учителем по каждому герою Космоса. Материал не должен быть очень большой, чтобы ребята за 15 минут могли его освоить и успеть оформить свой плакат.

Группа «Циолковский»


Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он верил, что человечество устремится к другим мирам. 


Группа «Королев»

Дальнейшее освоение космоса.
- Начало освоения космоса возможно бы не было положено в нашей стране академиком С. П.Королевым. Сергей Павлович Королев создал первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года проводил в космос первого космонавта – Юрия Гагарина. Благодаря ему, вышел в открытый космос Алексей Леонов, полетели к Луне, Венере и Марсу автоматические космические аппараты.


Группа « Гагарин»


Первый полет человека в космос.
-  Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза - Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Смоленской области.
Однажды около деревни приземлились два военных самолета: один был подбит, другой пришел ему на выручку. Мальчишки вмиг оказались рядом. Был среди них и Юра, которого поразила особая «сноровка» летчиков. Захотелось взлететь вместе с ними! Подняться высоко – высоко. Возможно, именно тогда зародилась мечта о небе.
В 1957 году окончил Чкаловское военное летное училище. До поступления в отряд космонавтов служил в ВВС Северного флота.
12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле "Восток". Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» полет длился всего 108 минут.
           
- В настоящее время космонавты из разных стран подолгу находятся в космосе, проводя различные исследования. Для этого в космосе есть Международная Космическая Станция. 


Группа « Леонов»



«Космическая очередь» Алексея Леонова подошла только в марте 1965-го. Вместе с командиром Павлом Беляевым он должен был лететь на корабле «Восход-2». До поры до времени об особенностях полета знали немногие. Даже жена не подозревала об исторической миссии Алексея, считая, что это будет обычный полет. Тем не менее именно Леонову предстояло первому из землян выйти в открытый космос.
К полету он готовился два с половиной года, выполняя специальные упражнения, разработанные врачами. Однако даже не представлял, с какими трудностями ему предстоит столкнуться.Поначалу полет проходил штатно. Корабль успешно стартовал, вышел хоть и на более высокую, но «рабочую» орбиту. Получив команду, облаченный в скафандр Алексей Леонов открыл люк шлюзовой камеры и... шагнул в неизвестность. Тот миг он запомнил на всю жизнь: «Я шел в никуда! Я ничего не знал, и никто в мире не знал, что я там встречу и что со мной будет. Было ли мне страшно? Нет. Меня вело любопытство и желание узнать, что же там. Страх сковывает человека, а если бы я дал страху овладеть мной, то никогда бы не вышел в открытый космос».
Скафандр Алексея Леонова имел систему жизнеобеспечения и повышенную защиту от радиации и холода. Но и весил немало, а его жесткая обшивка требовала большой мускульной силы. Сделав несколько снимков, космонавт вдруг почувствовал, как скафандр распирает изнутри. Через 3 минуты он увеличился почти вдвое, а сам космонавт будто плавал внутри него. Из-за возросшего давления температура превысила норму, кислород был на исходе, и Леонов легко мог потерять сознание. А ведь ему еще возвращаться на корабль..Решение пришло моментально. С помощью защитного клапана Алексей стравил избыточное давление и уменьшил объем скафандра. По инструкции, он должен был заплыть в камеру ногами вперед, но в данных обстоятельствах этот маневр мог не удаться. Сжав фотокамеру ногами, Леонов протиснул в люк голову и, взявшись за стойки руками, буквально втащил себя в камеру. В открытом космосе Алексей Архипович пробыл чуть более 12 минут.

3. Ребята выполняют творческий проект, оформляют плакат, который должен представить героя

4. Представление Героя космоса. На этом этапе ребята от каждой группы размещают свое «резюме» на доске возле соответствующего портрета. Озвучивают, объясняют, почему они именно так оформили.

5Впечатления от услышанного, увиденного. Как вы думаете, зачем мы выполняли эту работу. Что она нам дала?



3.ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА – НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

( данный материал подготовлен на основе сайта Инфоурок)

Классный час ко Дню космонавтики

Оборудование:

1. Выставка  рисунков  детей  и иллюстрации по теме.

2. Выставка книг о космосе.

3. Аудиозапись песни: “Знаете, каким он парнем был”.

Ход классного часа

- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (ракета)

 

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите это? (космонавт)

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно, сегодня на нашем занятии мы  поговорим о космосе, о космонавтах.

- Кто из вас знает, какой праздник отмечается 12 апреля?

- Правильно, День космонавтики.

«Освоение космоса»

- Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский.

Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев.

Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.

- Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

- Как он называется? (Луна)

- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

- Да это спутник!

- Вот те раз!

- Он спутник каждого из нас

И в целом всей Земли.

Руками спутник сотворен,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны?  (Дети отвечают)

Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и,  чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.

На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.
Рассказать детям про благополучный полет Белки и Стрелки
Можно посмотреть фильм(5 минут) «Краткая история полета Белки и Стрелки в космос» с фрагментами кинохроники.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?

- Юрий Алексеевич Гагарин.


- 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить,  и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

Песня: Знаете, каким он парнем был?

Слова Н. Добронравова

Музыка Л. Пахмутовой

- Ребята, а  кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)

- А теперь посмотрите на космический корабль «Восток»  и на современную космическую станцию «Мир».  Они отличаются и по размеру и по устройству.


- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Вывод учителя: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.

- А что они там делают?

Рассказывает подготовленный учащийся.

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.

- Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?

Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.

Первый выход в космос Леоновым А.А.


Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.


Советские ракеты-носители, выводящие пилотируемые корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции.

Байконур, космодром, расположен в Казахстане, Кзыл-Ординская область, у г. Байконур.

Основан в 1955 г. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту.

30 апреля 2011 г. Первый космический турист Дэннис Тито. Американский бизнесмен заплатил за полет около 20 млн долларов.