СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час, посвященный инклюзивному образованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час, посвященный инклюзивному образованию»

Конспект классного часа в 9 А классе

«Они хотят, чтобы их понимали»

 кл.руководитель Тугарева М.В.



Цели: ознакомление с понятием «инвалид»; обучение контролю над собственными эмоциями; формирование эмпатии к людям, имеющим отклонения от нормы; воспитание терпимости к людям-инвалидам.


Ребята, тему сегодняшнего классного часа мы узнаем, когда выполним задание.

- Что прикреплено к доске? (части тела бумажного человечка).

-Давайте, соединим их и посмотрим, что у нас получится.

- Сколько рук у человека?

-Сколько ног у человека?

- У нас получился человек? Это полноценный, здоровый человек. Так ли это?

-А теперь соединим оставшиеся на доске части человеческого тела.

-Чего не хватает у человека?

-Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)?

-А как его можно назвать?

-Прочитаем словарную статью из толкового словаря Д.Н.Ушакова:

ИНВАЛИД (франц.) – человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости.

- Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (об инвалидах).


Тема нашего классного часа: «Они хотят, чтобы их понимали». Как вы понимаете эти слова?

Выполним следующее задание.  Прочитаем предложения. С помощью сигнальных карточек выразим, насколько верны  эти высказывания  по отношению к вам. Отвечайте очень честно.

Зелёная карточка – «верно»

Жёлтая карточка -  «почти верно»

Красная карточка – «неверно»

* В нашем классе появилась девочка – инвалид. Я стараюсь её не замечать.

* Если ребёнок – инвалид просит меня поиграть с ним, то я охотно соглашусь.

* Я не буду совместно выполнять трудное задание с мальчиком – инвалидом. Попрошу дать мне в помощники другого ребёнка.

- Приятно, что у нас в классе есть дети, которые проявляют большую толерантность по отношению к инвалидам. Оказалось так же, что у нас есть и не толерантные к инвалидам дети. Хочется надеяться, что после нашего урока у них изменится отношение к инвалидам.


Бывают случаи, когда детям кажется, что они  толерантны и терпимы по отношению к окружающим, что они готовы ради этого на великие подвиги. Но на самом деле всё оказывается как в стихотворении А.Барто «О человечестве».

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

- По-человечески ли рассуждает мальчик о своём дедушке – инвалиде?

-Можно ли так сказать: инвалид – не человечество? Разве он не относится к людям?

Ребята, если при встрече с инвалидом у вас будет спокойное выражение лица, то это значит, что вы понимаете его проблемы и относитесь к нему толерантно. Прочитайте вдумчиво текст.

 Ты воспринимаешь мир целиком. Глаза видят цвет земляники, нос чувствует приятный запах, а язык чувствует сладкий вкус. Ты можешь двигаться как угодно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, плавать, танцевать. Но не всем людям повезло так, как тебе. Некоторые рождаются слепыми, другие не могут ходить, третьи – слышать и говорить.

Задумывались вы когда-нибудь, как  тяжело таким людям ходить, общаться? Но есть люди, которые смеются над инвалидами, показывают на них пальцем, дразнят их.

А сейчас проанализируйте ситуацию и сделайте вывод, что ещё нельзя делать по отношению к инвалидам.

            СЦЕНКА

         МАМА - Доченька, что случилось? Ты уже целую неделю не хочешь, чтобы я вывозила тебя на улицу, а ведь тебе нужен свежий воздух.

          ДОЧКА-  Мама, я больше никогда не буду выходить их дома. Каждый раз, когда ты вывозишь меня на коляске, все ребята во дворе начинают шушукаться, рассматривать меня, как будто я музейный экспонат. Мне это неприятно.

Ребята, люди с физическими недостатками такие же, как и вы. Они также любят читать, петь, ходить в гости, есть конфеты. На них не надо показывать пальцем, смотреть в упор, разглядывать их. Относитесь к ним с уважением. Если глухой человек может читать по губам, не кричите. Повернитесь лицом к нему, говорите медленно и отчётливо произносите слова. Если вы видите слепого, стоящего на перекрёстке, предложите ему помощь.

Послушайте заметку из газеты «Здоровье» и закончите ее, выбрав верный, по-вашему мнению, вывод.

Недавно мы вернулись с экскурсии по Голландии. Нас удивило там то, что в воскресный день в детском парке мы встретили очень много детей-инвалидов. Они играли вместе с обычными детьми, смеялись, ели мороженое. Все вокруг относились к ним как к обычным ребятам, но сразу очень вежливо и быстро предлагали им свою помощь, если в этом была необходимость. В нашем городе такого не встретишь, потому что…

1. У нас нет детей-инвалидов.

2. К сожалению, у нас не такие толерантные дети, как в Голландии.

Да, ребята, у нас очень много детей-инвалидов, которые с удовольствием поиграли бы со своими сверстниками. Но чаще всего они сидят дома, потому что их проблемы непонятны окружающим.

Итак, какая задача стоит перед людьми всего земного шара? (сделать жизнь инвалидов легче и интереснее)

Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для  слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.

Ребята, давайте попробуем выполнить следующие задания.

Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку. Удобно ли вам было выполнять мои команды?

А теперь встаньте около своих парт и очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге.  Расскажите, легко ли вы выполнили это задание?

Теперь попросите соседа по парте помочь вам присесть на одной ноге. Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?

Какой из этого можно сделать вывод? (инвалидам необходимо помогать)

Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их  физических недостатков.

Когда у некоторых детей-инвалидов нет рук, они начинают учиться рисовать ногами. Я знаю случай, когда мальчик без рук так хотел работать на компьютере, что научился это делать с помощью, вы не поверите, носа. Представляете, какая сила воли есть у этих людей! Такими людьми нужно восхищаться и уважать их за их силу духа и мужество!

Давайте заглянем внутрь себя как в зеркало. Обладаем ли мы качествами, которые позволили бы быть толерантными по отношению к людям – инвалидам, помогать им? Какие это должны быть качества? Назовите их.

На парте лежат листы, на которых записаны эти слова. Переверните листочки и сравните с теми, которые вы сейчас называли. Именно такими качествами должен обладать человек, который стремится не только быть толерантным по отношению к людям инвалидам, но и хочет оказать им помощь:

Доброта

Отзывчивость

Сострадание

Сердечность

Понимание

Уважение

Вежливость

Прочитаем хором «золотое правило поведения», написанное на листике:

«Не поступай по отношению к инвалидам так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

V. Подведение итогов урока.

-Чему вы научились?

-Что нового узнали?

-Почему тема нашего сегодняшнего классного часа об инвалидах звучала так: «Они хотят, чтобы их понимали»?   

Карточка

Качества толерантного человека

  • Доброта

  • Отзывчивость

  • Сострадание

  • Сердечность

  • Понимание

  • Уважение

  • Вежливость


«Золотое правило поведения»

«Не поступай по отношению к инвалидам так,

как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали

по отношению к тебе».


7