СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час, посвященный Году литературы в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентаия создана на основе конспекта классного часа, посвященного празднованию Года литературы в России в 2015 году. На основе презентации учитель сможет познакомить младших школьников с наукой литературой, показать портреты некоторых детских писателей и писателей-классиков, памятники литературным героям. Учащимся предлагается выполнить несколько заданий.

Цель - формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей, создание условий для развития интереса к чтению 

Просмотр содержимого документа
«Наука Литература»

Добрый день, друзья!

Я пришла в гости к вам в 139 школу на классный час, посвященный Году литературы в России.

Я – ЛИТЕРАТУРА. Без меня невозможно развитие других наук, ведь оно ведётся на умении понимать написанное.

С латинского языка ЛИТЕРАТУРА переводится написанное. Литература – это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной. Изучает литературу наука литературоведение. В упрощенном понимании, литература – это книги.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Космонавт Юрий Гагарин говорил: «Книга — это друг, советчик. Это — источник многих добрых мыслей, чувств, знаний»

Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить челове­ка духовно к самостоятельной жизни, надо вести его в мир книг».

Книга не только учит, она ещё и лечит. А.С.Пушкин призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватил недуг. И он был прав. Издавна люди заметили положительное действие книги на здоровье и настроение человека. В настоящее время этот метод широко используется. Он получил название «библиотерапия». Начало методу положили первые церковные библиотеки. Книги религиозного содержания приносили верующим людям успокоение и надежду. В XVII в. в Англии врачи рекомендовали своим пациентам кроме лекарств чтение двух-трех страниц хорошего текста.



Давайте послушаем, откуда к нам пришло такое удивительное лекарство для души.

Самое первое — это «человек-книга». В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, все знания они хранили в своей памяти. Они передавались от одного человека к другому, из одного поколе­ния в следующее. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителей называли аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. По его окончании, аэд брал в руки лиру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древнегреческой мифологии. У нас в России сказители рассказывали сказки, былины. Лишь спустя века, после изобретения письменности, они были записаны.



До появления письменности человек пользовался и другими способами пере­дачи и запоминания информации. Один из них — узелковое письмо. Для узелково­го письма требовались толстая веревка и разноцветные тонкие шнурки разной дли­ны, которые привязывали к веревке. На шнурках завязывали узелки. Чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация. Черный узел обозначал смерть, белый — мир, зеленый — хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы — десятки, двойные — сотни и т.д.



На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, возникло пись­мо в картинках. Рисовали на всем, даже на теле. Отсюда к нам пришла татуиров­ка. Она имела свое значение — узоры го­ворили о числе походов и побед, о силе и доблести человека.



Позже появилась письменность, но не было бумаги, и человек приспособился делать книги из других материалов.

В Древней Руси это была берёста. Писали на ней острым железным или костяным стержнем. Сначала берестяные грамоты сворачивали в свитки, позже, когда научились ее хорошо обрабатывать, стали делать книги. В Древнем Риме пользовались восковыми книгами. Несколько табличек-дощечек аккуратно выстругивали в середине и заливали воском. Через дырочки, проделанные в двух углах дощечки, скрепляли их шнурком. Затем писали на воске стальной палочкой. В Древней Ассирии изобрели «книги-плитки». Их лепили из мягкой глины, затем писец чертил на них свои знаки. После этого плитку обжигал горшечник. Существовали целые библиотеки, сделанные из плиток.



В Древнем Египте люди пользовались «книгами-лентами». Эти книги делали из растения, которое называлось папирус. Они выглядели в виде длинной ленты, шагов сто в длину. Папирус нельзя было сгибать, так как он легко ломался, поэтому книги сворачивали в рулон. Позже на смену пришла новая книга, сделанная из тонко выделанной овечьей или козьей кожи. Эта кожа называлась пергамент. Новый материал для книг оказался значительно лучше старого. Его можно было резать, сгибать, сшивать в книги. Переплет книги делали из двух досок, обтянутых кожей, украшали дорогим металлом и драгоценными камнями. Она была тяжеловесной и дорогостоящей. В биб­лиотеках такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы их никто не мог украсть. Эти книги использовали вплоть до изобретения бумаги.



А сейчас разных книг – великое множество.

С юного возраста нам знакомы детские писатели и поэты. Вот некоторые из них: Агния Барто, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Самуил Маршак

Нам известны и классики литературы: Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Антон Павлович Чехов, Михаил Юрьевич Лермонтов

В Красноярске есть памятник нашему земляку писателю Виктору Петровичу Астафьеву.

Но благодарные читатели устанавливают памятники не только писателям, но и любимым литературным героям. Вот некоторые из них.


Мои юные друзья! Не сомневаюсь, что и вы любите чтение. Отгадайте литературных героев.

Они из сказки – ты их знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж…

Сказку заново прочтёшь!

На ней жениться хочет Налетела злая вьюга,

Слепой и жадный крот. Герда потеряла друга:

Мышь над ней хохочет, В царство льда умчался Кай.

А ласточка спасёт! Герда, Герда, выручай!

Подскажи мне, Вовочка, Вьюга кружит вправо, влево.

Кто это?.. (Дюймовочка) Это … (Снежная королева)

Он не знает ничего. Лечит всех зверей подряд,

Вы все знаете его. Лечит взрослых и ребят.

Мне ответьте без утайки, К вам спешит, когда болит

Как зовут его?... (Незнайка) Добрый доктор… (Айболит)



Маленькая девочка весело бежит Деревянным острым носом

По тропинке к домику, Всюду лезет он без спросу.

Что в лесу стоит. Даже дырку на картине

Нужно этой девочке к бабушке скорей Носом сделал … (Буратино)

Отнести корзиночку, посланную с ней.

(Красная Шапочка)

Она, как снег, бела и светла. Он всегда живёт всех выше:

Она, как снег, боится тепла. У него есть дом на крыше.

Рады солнцу и дети, и курочка, Если ляжешь быстро спать,

Ему не рада только … (Снегурочка) Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой весёлый ….. (Карлсон)


Всех грязнуль отчистит быстро, «Не пей, Иванушка, если устанешь…»

Всех нерях умоет чисто А братец всё выпил до донышка.

Умывальников начальник «Не пей, Иванушка! Козлёночком станешь!»

И мочалок командир – Плачет сестрица … (Алёнушка)

Знаменитый …. (Мойдодыр)


Молодцы, ребята! А в чём прелесть чтения? Читаешь много - знаешь много.

Не секрет: сейчас книгу затмило телевиденье, компьютер. Конечно, посмотреть сказку в цветном изображении; найти ответ на нужный вопрос в Интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остается в памяти то, что сделал, совершил сам человек. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим тобой.

Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему.



Книга – наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать:

Затеет спор – весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведёт.

С ней даже космос как-то ближе:

Она на всё ответ найдёт.


И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Спасибо, книжная страна ЛИ –ТЕ –РА –ТУ -РА!»

(И вместе дружно на экран)

Просмотр содержимого презентации
«литература»

Литература – это все произведения письменности, которые имеют общественное значение. научная  художественная  эпистолярная

Литература – это все произведения письменности, которые имеют общественное значение.

  • научная
  • художественная
  • эпистолярная

Космонавт Юрий Гагарин Педагог В.А. Сухомлинский Поэт А.С. Пушкин

Космонавт

Юрий Гагарин

Педагог

В.А. Сухомлинский

Поэт

А.С. Пушкин

человек-книга узелковое письмо письмо в картинках восковые книги книги-плитки книги из папируса книги из пергамента

человек-книга

узелковое письмо

письмо в картинках

восковые книги

книги-плитки

книги из папируса

книги из пергамента

Агния Барто Сергей Михалков Самуил Маршак Корней Чуковский

Агния Барто

Сергей Михалков

Самуил Маршак

Корней Чуковский

Спасибо, книжная наука

Спасибо, книжная наука


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!