Классный час, посвященный международному дню Семьи.
Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.
Кл.руководитель: Отгадайте ребус: 7Я (семья). - Что вы представляете себе, когда слышите слово «семья»? Объясните.
Сегодня мы поговорим с вами о самых родных на свете людях, о ваших мамах и папах, бабушках и дедушках, о вашем к ним отношении.
Ученик 1: 15 мая - Международный день семьи, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. А кто из вас знает, как и когда появилось слово «семья»? (ответы учеников)
Кл.руководитель организовывает небольшой флешмоб. Ученики строятся в 3 ряда так, чтобы первый ряд был ниже второго, второй был ниже третьего. Все 3 ряда смотрят за движениями классного руководителя( показывает как зарождается семечко, как раскрывается листочек и появляются первые цветки- это дети) , повторяют их и слушают: «Семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки- сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени.
2 ученик: Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
Классный руководитель: Так какие два слова спрятались в слове «семья»?
3 ученик: Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Классный руководитель: Беседа по содержанию рассказа Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек». Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз сын с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним
-Какие эмоции у вас вызвал рассказ? Расскажите.
-За что стало стыдно мужу и жене?
-Кто помог им изменить своё отношение к дедушке?
-Чему учит нас этот рассказ? (Уважать и почитать старших.)
-Почитать, выказывать почтение, чтить, честь – все эти слова родственные.
Рассуждение о правилах отношения к старшему поколению, изданные Петром 1 в 1717 году. Актуальность их в наше время.
4 ученик: С древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению. В 1717 году царь Пётр 1 издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Сегодня на уроке истории мы как раз говорили о преобразованиях, которые вносил в жизнь народа на Руси Пётр 1 и это одно из многих. Вам сейчас предстоит самостоятельно ознакомиться с правилами отношения детей к родителям. Прочитайте внимательно, перескажите своими словами.
Детям раздаются отдельные правила из указа:
1. Во-первых, прежде всего должны дети отца и мать в великой почести держать. И когда от родителей им приказано бывает шляпу в руках держать и возле них не садиться, и немного стоять их в стороне, подобно слугам.
2.Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.
3.Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
4. Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная.
5.Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.
(Дети читают указы и своими словами объясняют, что они означают)
5 ученик: «Для чего нужна семья?» –
У себя спросила я.
Для чего семья нужна,
Вам ответить я должна.
Папа – деньги добывает,
Мама – моет и стирает,
Рядом – дочки, сыновья,
Верно рассудила я?
А теперь скажу без шуток.
Да, в любое время суток
Каждый, кто живёт в семье,
Счастлив, радостен вдвойне.
Все к тебе придут на помощь,
Обогреют и спасут.
Любят, помнят, верят, знают…
На руках тебя несут!
Классный руководитель: А сейчас обратимся к миру мудрых мыслей и подумаем, насколько ваши рассуждения сегодня соответствуют вековой мудрости, причём разных народов. Эти советы мы узнаем, собрав пословицы на плодах для нашего дерева мудрости.
Дети играют в игру «Найди пару». Одни получают начало пословицы, другие –окончание. Они собирают обе части пословицы, прочитывают, объясняют чему она учит.
1.Где любовь и совет,
2.Дом с детьми - базар,
3.Бабушка, любящая внука,
4.Лишь потеряв свой дом,
5.Молодому растению нужна влага,
6.Брат без брата - что сокол без крыла,
7.Верблюдица некрасива,
8. Дитя хоть и криво,
Ответы: 4.оценишь его по достоинству.( армянская)
1.там и горя нет. (русская)
7.а мила верблюжонку (монгольская)
2.дом без детей – могила. (казахская)
3.готова штаны променять на сахар. ( китайская)
5.младенцу нужна ласка. (алтайская)
6. сестра без брата - как хворостина голая. (чеченская)
8.да отцу-матери мило. (украинская)
Ученик 6: Связаны канатом крепким,
Спаяны одной судьбой.
Тот канат – любовь зовётся –
Крепко держит нас с тобой.
И идём мы по канату,
Балансируем порой.
Пропасть мы преодолеем,
Только будучи семьёй.
Где от деда – к сыну, к внуку
Полетит завет живой.
Сохраним страну родную,
Только будучи семьёй!
Ну, а если враг нагрянет,
Встанем мы в единый строй.
И опять народ наш станет
Крепко спаянной семьёй!
Ученик 7: Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Классный руководитель: У каждого человека должен быть дом, семья – уголок, где можно найти сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Только самому близкому человеку мы можем доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует.
Любой из нас хочет жить в дружной, благополучной семье, в семье, где царит счастье.
А наш классный час я бы хотела закончить песней:
Текст песни:
Моя семья
Ветер стучится в стекло
Звёзды дрожат за окном
В доме тепло и светло
Вся семья за столом
Вся семья за столом
Мамы улыбка моей
Мне всех дороже наград
Ярче горячих свечей
Папин ласковый взгляд
Папин ласковый взгляд
Припев:
Будем шутить, будем играть
И говорить и вспоминать
Это наш дом, наша семья
Счастье моё, радость моя
В разных заботах у нас
День беспокойный прошёл
Вечером дома сейчас
Вместе нам хорошо
Вместе нам хорошо
Время торопит свой век
Путь и дорога своя
Но в моём сердце на век
Папа мама и я
Папа мама и я
Припев. проигрыш Припев 2раза.
На этом наш классный час подошёл к концу. Поздравляем всех с наступающим праздником. Счастья, любви и добра вам и вашим близким.