муниципальное общеобразовательное учреждение
«профильная гимназия № 122 города донецка»
Классный час
« Маленькие герои большой войны»,
посвященный Дню Победы 9 Мая.
Выполнила
Учитель начальных классов
Ляпкина Н.А.
2020 г.
Классный час на тему « Маленькие герои большой войны»,
посвященный Дню Победы 9 Мая.
Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
познавательные: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне, рассказать учащимся о роли детей в годы войны, продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.
развивающие: развивать патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру, развивать связную, выразительную речь, развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.
воспитательные: формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения, побудить учащихся к нравственным поступкам, воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
Форма проведения: классный час.
Оборудование: рисунки детей на тему «Нам нужен мир», портреты пионеров-героев, вальс Ф. Шуберта, песня «Вставай страна огромная», песня «Синий платочек», видеоролик «Дети герои Великой Отечественной войны», песня «Дети войны», видеосюжет «Минута Молчания», видеоролик «Мир - это главное слово на свете», бумажные голуби, бумажные цветы гвоздики.
Использованные ресурсы:
https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10432310%40cmsArticle
https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/pionery-geroi.html
Ход мероприятия
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(А.Твардовский)
Ведущий: Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.
Ведущий: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, разводили голубей, запускали воздушного змея, шалили, помогали взрослым.
(Звучит вальс Ф. Шуберта).
И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многое в жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Великая Отечественная Война… Сколько жизней она унесла, сколько несчастья принесла советскому народу… Наравне со взрослыми в войне участвовали и дети. Мы называем их дети-герои, пионеры-герои. Они совершили подвиг, проявили мужество и отвагу в борьбе за освобождение Родины.
(Инсценировка)
Ученик:
Спали люди, отложив на утро,
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых, звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
Ведущий: Война не знает возраста. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия.
(Звучит песня «Вставай страна огромная»)
В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод, и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях: пололи и копали картофель, убирали зерновые, собирали колоски – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям…
Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть больше, чем нам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках из-за маленького роста. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам.
Мало, кому известен подвиг 16-летнего Мити Ключина. Когда в школах начались занятия в 1941 году, он решил отправиться на завод. Митя просил допустить его работать за станком. С помощью мастера цеха мальчик быстро овладел специальностью слесаря. Пытливость и настойчивость помогли Мите перейти на обслуживание трёх станков, а затем он стал бригадиром.
Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.
(Танец учащихся под песню «Синий платочек»)
Ведущий: Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам. Но среди детей были и те, кто плечом к плечу с взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах.
Ученик:
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Ученик:
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Ученик:
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Ведущий: Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.
В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.
Ученик:
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Ведущий: Зима 1941- 42 гг. Ленинград сковала лютая стужа. Блокадный Ленинград. Целых 900 дней жил город в окружении. Днём и ночью немцы обстреливали город. Не было топлива и электричества. От голода люди умирали прямо на улицах. В день рабочие получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети всего 125 граммов! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы.
Ученица 1 (в руках с игрушкой):
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама не доедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
Ученица 2 (в руках с игрушкой):
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
Ведущий: За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей и многие другие.
(Сообщение подготовленного ученика )
Леня Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами, спасал раненого товарища.
(Сообщение подготовленного ученика )
Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет….Но она молчала.
Зина Портнова удостоена награды: ей присвоено звание Героя Советского Союза.
(Сообщение подготовленного ученика)
Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
(Сообщение подготовленного ученика)
Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.
Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.
Просмотр видеоролика «Дети герои Великой Отечественной войны»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=qhqcPE4D8pE&feature=emb_logo
Ученик:
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Просмотр видеоролика. Песня «Дети войны» https://www.youtube.com/watch?time_continue=24&v=fMqtIqA2ogY&feature=emb_logo
Сл. И. Резника, муз. О.Юдина , исп.Т.Гвердцители «Дети войны»
Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу
Ученик:
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Ученик:
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны.
Ведущий: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»
Ученик:
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!”
Минута Молчания
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=COMOPGcrnC4&feature=emb_logo
Ученик:
Что для жизни нужно?
Солнце, солнце!
Что для дружбы нужно?
Сердце, сердце!
Что для сердца нужно?
Счастье, счастье!
Что для счастья нужно?
Мир, мир!
Ученик:
МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети.
Мир - это спокойная и радостная жизнь.
Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!
- Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
(Исполнение учащимися песни)
Звучит песня «Мир - это главное слово на свете» (видеоролик)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=b02mKgkK_2U&feature=emb_logo
Мир — это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете.
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир! Мир! Мир!
8