Конспект классного часа в 7 «А» классе учителя первой категории МОБУ СОШ №3 г. Лабинска Краснодарского края
Иванцовой Анны Геннадьевны.
Классный час, посвящённый Дню славянской
письменности и культуры.
«Вспоминая деяния Кирилла и Мефодия. Создание азбуки.»
2019 год
Цель урока: познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки; прививать интерес к родному языку, любовь к русской культуре.
Задачи:
показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).
Ход классного часа.
Слово учителя.
-Добрый день, дорогие ребята! 24 мая в нашей стране отмечается Праздник славянской письменности и культуры. В 1992г в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию (рассматривание изображения памятника). У подножия памятника установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы вспоминаем Кирилла и Мефодия.
Так почему славянские народы помнят о них уже 12 веков?
- Приглашаю ведущих!
Из истории…
Выходят ведущие.
1-ый ведущий:
Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев Кирилла и Мефодия, однако позже празднование было забыто под влиянием различных исторических и политических обстоятельств. В начале девятнадцатого века происходило возрождением славянских народностей, и вместе с этим обновилась и память о славянских первоучителях. И в 1863 году на Руси было принято постановление о праздновании памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.
Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин — самым младшим. Мефодий был в военном звании – «стратиг» – и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.
2-ой ведущий:
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века — Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, — рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.
Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина.
Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле — распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».
Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников — славян.
Звучит колокольный звон.
Ученики читают стихи.
Нам унаследовали труд
Святой Кирилл, Святой Мефодий.
С былых времен их люди чтут,
Предав их славе при народе.
И Божье слово на листе
Они азами изложили,
Веками правду о Христе
Чтоб люди трепетно хранили.
И я сегодня поздравок
Сложу из азбуки славянской.
И пусть хранит нас в мире Бог!
Пока мы в вере с постоянством!
***
По широкой Руси – нашей матушке -
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
В мае важный праздник есть,
День славянской письменности.
Кириллу и Мефодию слава и честь,
За алфавит ими прописанный.
Желаем вам ценить культуру,
Традиции родные не забыть.
Читать всегда нашу литературу,
И знания свои потомкам сохранить.
День славянской культуры и письменности должен стать одним из главных праздников. Это наши корни, о которых нельзя забывать, ведь славянский народ был очень могущественным. Давайте напомним себе и своим детям о забытых традициях и обычаях. Знать историю своих праотцов — достойно уважения. С праздником, вас, друзья!
Русоволосые и сероглазые,
Лицом светлые, сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
А ныне все мы – россияне.
Издревле кто мы все?
Все: Мы – Славяне.
5. Знакомство с Кириллицей. 1 ученик
Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Дело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском–43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.
Греческие Славянские
А- альфа Б- буки
В- бета В-веди
Г– гамма Г-глаголь
Д-дельта Д- добро
Е- эпсилон Э- есть
Если прочесть названия первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван? Ответ напрашивается сам собой: альфа + бета(вета) =алфавит. Так сегодня мы называем всякое порядковое сочетание букв любого языка. А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Догадались, почему книга, по которой вы учились читать, называется Азбукой?
2 ученик
А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси?
Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова:
«В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги — зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «на зубок» — «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат — во всю избу кричат».
Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.
Выходит ученик- Грамотей .
В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.
Без старославянского языка трудно представить русский литературный язык. Когда мы произносим пословицу «Устами младенца глаголет истина», мы не задумываемся, что в ней нет ни одного чисто русского слова (все старославянские).
Старославянские слова, приставки, суффиксы, части речи (причастие, деепричастие, превосходная степень прилагательных), синтаксические формы живут в нашем современном русском языке. Такие слова называются старославянизмами.
Например, к старославянизмам мы относим:
Слова с неполногласием РА-ЛА, РЕ-ЛЕ.
Слова с буквами Щ, ЖД в середине слова (для русского языка характерны буквы Ч, Ж).
3. Части сложных слов: бого-, добро-, зло-, грехо-, душе-, благо- и др.
4. Слова с приставками: вос-воз-, пре-, чрез-, ис-из-, нис-низ-и др.
5. Слова с суффиксами.
Суффиксы существительных:
тель- ( со значением лица),
-ств(о), -ость-, -ние, -знь-, -ын;
Суффиксы превосходной степени прилагательных: -ейш-, -айш-;
Суффиксы причастий:
-ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -енн-, -нн-, -ем-, -им-.
Приведите примеры старославянизмов.
На старославянском языке были написаны рукописные книги, которые отличались высокой культурой оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы, заставки, иллюстрации – всё это вызывает мысль о книге как произведении искусства. Ведь каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве.
Демонстрация репродукции рукописной книги. Аудиозапись
Прошло всего 2 века после распространения письменности на Руси, как был создан шедевр древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве».
- Давайте послушаем, как звучал в «Слове…» древнерусский язык.
Сценка.
Ведущий 1
-Послушайте отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь.
(Сценка ) 2 ученика
Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.
Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?
Внук: добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глаголь.
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Внук: Это вы кричите…
Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…
8. Проведение викторины. Выходят 2 ученика.
Задание 1. Вопросы:
1. Как называются славянские азбуки? (Глаголица и кириллица.) 2. Назовите имена первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык. (Кирилл и Мефодий.)
3. Как звали двух известных братьев, составивших кириллицу? (Кирилл и Мефодий.)
4. Какое прозвище было у Кирилла и почему? (Философ. Преподавал философию и часто побеждал в философских диспутах.)
5. Когда и в связи с чем на Руси стала широко распространяться кириллица? (В Х- Х! вв. в связи с христианизацией.)
6. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы бересту.)
7. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.)
8. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе. (Свиток.)
9. В какой стране изобрели бумагу? ( В Китае.)
10. Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров.)
11. Названия первых букв кириллицы известны любому. Попробуйте предположить, как назывались следующие буквы: «л» («люди»), «с» («слово»), «н» («наш»), «о» («он»), «м» («мыслите»), «т» («твердо»).
12. Этого человека летописцы назвали «страдальцем за Русскую землю». Он был князем и писателем, оставившем своим детям и внукам наставление. О кои речь? (О Владимире Мономахе)
13. Как называлась первая печатная книга на Руси? («Апостол»
14.Подберите к данным старославянским словам с неполногласием пару с русским вариантом:
ГЛАВА-голова
ЗЛАТО-золото
ГРАД-город
ЗДРАВИЕ-здоровье
ХРАНИТЬ-хоронить
СТРАЖ-сторож
БРЕГ-берег
ДРЕВО-дерево
ВЛАЧИТЬ-волочить
ОБРАТИЛСЯ-оборотился
ХЛАД-холод
ГЛАС-голос
ВРАТА-ворота
15. Подберите пословицы со словами «азбука», «грамота».
Чтение пословиц с этими словами.
Азбуке учиться всегда пригодится.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Азбуку учат, во всю избу кричат.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Азбука наука, а ребятам мука.
Азбука- к мудрости ступенька.
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
Заключительное слово.
Выходит ученик.
Сейчас мы с вами пишем на бумаге. И книги у нас печатаются на бумаге. А в древности бумаги не было, и чтобы передать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент. Что такое пергамент? Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа. Ее натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтоб она была ровной, затем по линейке нарезали из нее листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой, и на листе надо было поместить как можно больше текста.
На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (нарост на листьях дуба), а гусиное перо перед письмом особым острым ножиком заостряли и расщепляли на конце. Гусиными перьями люди пользовались не одно столетие. Даже в ХIХ веке А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов писали свои произведения гусиными перьями.
Заключительное слово учителя.
История культуры продолжает развиваться. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможным без тех изобретений, о которых мы говорили сегодня – без букв и книг, с помощью которых люди обмениваются опытом и передают знания потомкам.
Солунские братья Кирилл и Мефодий внесли большой вклад в историю русского алфавита. Все люди должны общаться. А грамотен тот, кто знает грамоту. Православная церковь причислила братьев Кирилла и Мефодия к лику святых.
Слово учителя.
- Классный час завершается. Помните, что 24 мая - Праздник славянской письменности.
Использованная литература:
Анисимов, Е. В. Древняя Русь: Рюриковичи: школьный путиводитель/Е. В. Анисимов.- СПб.: Балтийская книжная компания, 2011.- 112 с.- (Узнай мир. История)
Воскобойников, В. Кирилл и Мефодий/Валерий Воскобойников.- М.: Белый город, 2007.- 64 с.
Воскобойников, В. Кирилл и Мефодий/Валерий Воскобойников; худож. Ю. и М. Черепановы.- М.: Росмен, 2004.- 63 с.
Церковнославянская азбука/ сост. и худож. Татьяна Зубова.- М.: Паломник, 2003.- 64 с.
Презентация подготовлена с использованием информации сайта: http://prezentacii.com/