Празднование Дня Защитника Отечества уходит корнями в историю не только советской армиии, но и государства российского времён былинных богатырей и полководцев. Предложенный классный час поможет расширить знания по истории и узнать реальных героев, сохранившихся в людской памяти, литературных произведениях, на иконах.
Просмотр содержимого документа
«Классный час, посвящённый празднованию Дня Защитников Отечества»
Классный час для 2 класса, учителя начальных классов МБОУ «Гимназия№2», Фоминской Нины Ивановны
ТЕМА: «Защитники Отечества в нашей истории»
ЦЕЛЬ: создавать условия для развития познавательного интереса к истории своего Отечества, воспитания патриотизма и гордости за нашу Родину
ОБОРУДОВАНИЕ:
презентация «Защитники Отечества в нашей истории», фрагменты мультфильмов
ватманы, наборы для раскрашивания и аппликации (георгиевская ленточка, шлем-каска, свеча-огонь, флаг, гвоздики, буквы, танк, корабль, самолёт),
цветной картон: белый, синий, красный;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ребята, сегодня мы собрались с вами в преддверии очень важного для нашей страны праздника. Это праздник, когда мы вспоминаем прошлое нашего народа, говорим о настоящем, и смотрим на вас, как на будущее нашей страны. Скажите, какой это праздник? Кто такие защитники? Кого мы называем защитником? А раньше, давным-давно, были защитники? Назовите их.
Как называется наука, изучающее прошлое? Какова будет тема нашего классного часа?
Очень часто истории похожи на сказку. Может быть, нам не стоит изучать эти сказки? Для чего они нам нужны? Это то, что было на самом деле, мы должны знать, чтобы учиться на чужом примере.
Но история даёт нам и ещё немало уроков: символы и атрибуты пришли к нам из прошлого. Какие, привычные для нас предметы имеют давнюю историю, какой в них вложен смысл, - мы выясним сегодня в ходе нашей работы.
Вспомните, какое число считается самым сказочным, чаще всего повторяется в сказках? Сегодня число 3 будет самым главным и в нашей работе – в составлении нашей истории. Итак, начинаем считать:
Что самое первое и необходимое для нашей сказки-истории – то, чтобы можно было её начать рассказывать? Действующие лица – герои. Мы познакомимся сегодня с тремя настоящими героями, защитниками Отечества.
Чтобы началась история, должны происходить какие-то события, как вы думаете, какие? Война, военные действия. Мы познакомимся с историей военных событий в нашей стране.
Чтобы устное народное творчество осталось на века, люди придумали способы сохранения информации. Какой способ мы выберем сегодня для нашего классного часа? Рисование, записи, аппликацию. Мы создадим три поздравительные открытки плаката: для себя, для друзей и для гостей.
Это всё присказка, а сказка ещё впереди. Давным-давно, в далёкие времена, жили-были, добры молодцы – могучие богатыри и девицы-красавицы. У них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
Умели они Родину свою защищать от нашествий вражеских.
Уч.1. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Уч.2.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Уч.3.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт,
А преданья старины
Забывать мы не должны!
В конце XI века появилось новое имя у русского государства – Россия. Оно впервые встречается в летописях, созданных при царе Иване III. Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем стало употребляться самостоятельно. Появились первые символы нового государства.
Посмотрите на доску и скажите, для чего здесь расположены полоски цветного картона? Сложите их в правильной последовательности. Что обозначают эти цвета? Флаг России: БЕсиК.
Видео вставка из мультфильма «Гора самоцветов»
Взгляните на слайд и расскажите, что обозначают цвета нашего государственного флага.
Объясните изображение на гербе России. Какой город поместил свой герб на герб нашей страны? Почему? Можете ли вы объяснить эту символику?
Святой Георгий Победоносец жил в III веке во время правления императора Диоклетиана. Он состоял в воинской свите и прославился доблестью – совершил много подвигов. Император задумал истребить всех христиан, дошла очередь и до Георгия, который обратился к язычникам и сказал: «Зачем вы гоните и мучаете христиан? Не верьте императору, ваши идолы – не боги. Есть только один христианский Бог».
Император впал в ярость и приказал придумать страшные пытки, чтобы Георгий предал своего Бога. Но Господь дал Георгию силы перенести все мучения и пытки. В темницу к Георгию приходили люди и после беседы с ним принимали святое крещение. Вместо задуманного Диоклетианом уничтожения христиан, их становилось всё больше и больше. Рассвирепевшие язычники потребовали у императора казнить Георгия
В земной жизни Георгий был искусным воином, победителем в сражениях. В небесной жизни он наделён от Господа силой побеждать зло, и оказывать помощь. Великомученик Георгий прославился многими чудесами. Одно из самых известных – уничтожение страшного змея, губившего местных жителей. Поэтому на иконах он изображается на белом коне и с копьём, пронзающим змея.
Князь Юрий Долгорукий сделал изображение Георгия Победоносца с копьём – государственным гербом Московского княжества. Герб чеканился на первых русских монетах, поэтому и сама монета получила название – копейка. Русское воинство считает Георгия Победоносца своим особенным Небесным заступником. Высшей воинской почестью в России всегда признавались Георгиевский крест и лента.
Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Эти цвета рассказывают о житие святого Георгия Победоносца и символизируют собой смерть и воскрешение: святой Георгий, по преданию, трижды прошёл через смерть и дважды был воскрешаем. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести, мужества и славы.
Наша Россия – Родина – большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, тёплые края и холодные – это наша страна, наша Родина. Много военных сражений пережила она, многих врагов видела, и никогда не опускалась перед ними на колени. Всегда находились защитники родной земли? Какими они были, по-вашему, мнению?
Настоящие богатыри, не правда ли? Рассмотрите картину В. Васнецова, как она называется? Расскажите, что вы знаете о богатырях, изображённых на ней. Как художник рассказывает о своих героях?
А знаете ли вы, что это были реальные люди, настоящие защитники своего отечества? Вот послушайте:
В пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи святого, имя его — Илья Муромец. Известно, что в преклонном возрасте пришел он в монастырь и стал монахом, что он был велик ростом и что рука его пробита копьем. По преданию, то есть по рассказам, дошедшим до нас от наших предков, святой Илья Муромец — это тот самый богатырь, о котором сложено столько былин.
Под древним городом Муромом, в селе Карачарове, родился мальчик, крепкий, крупный — словом, богатырь. Дали имя ему — Илья. Радовались на него родители, удивлялись сельчане — да только недолго. Напала на мальчика черная хворь - болезнь, отнялись у него ручки-ножки, не мог он и шагу ступить, не мог даже игрушку в руке удержать. Чем только не лечили родители сыночка своего, какими травами не поили — ничего не помогало.
Подолгу на коленях молилась мать: просила исцеления сыночку. Шли годы. И вот уже юношей стал Илья. Лицом прекрасен, в плечах могуч, но — неподвижен. Очень горевал он, что сиднем сидит, ничего делать не может, что обуза он для отца с матерью. И чтобы не задавили печаль и отчаяние, много молился Богу. Молился и чувствовал, как смягчается горе, как легче становится на душе.
Однажды, в праздник Преображения, матушка с отцом ушли в церковь. Илья, как обычно, сидел на лавке под образами и, глядя на мерцающий огонек лампадки, произносил про себя молитву. Вдруг кто-то стукнул в окошко и говорит: «Люди добрые, пустите Христа ради странничка.»
«Рад бы впустить тебя, мил человек, да встать не могу, – отвечает Илья. - Калека я, вот уж тридцать лет и три года сиднем сижу». Но странник настойчиво просил: «Впусти, родимый, отвори дверь». «И рад бы, да недвижен я, — снова ответил Илья. Но удивительный странник все настаивал на своем. — Встань, Илия, — словно заклинание, повторял он. И так велика была сила слов, что Илья, как во сне, поднялся, дошел до двери и толкнул ее рукой. А когда возвращался назад, к лавке, с образа Спасителя взглянули на него ясные добрые глаза. Только тут осознал Илья, какое чудо произошло с ним: и руки, и ноги его стали живыми и послушными!
Странник этот был старичок в черном одеянии, только вот глаза у него, как у юноши, веселые, лучистые, и сам он весь сиял и лучился весельем, радостью. Вошел он, перекрестился, в пояс поклонился и сказал: «Не дашь ли, молодец, водицы испить?» Илья, не смея поверить в чудо, дошел до деревянного ведерка, принес старичку попить. Но тот, улыбаясь, сказал: «Испей сначала сам глоточек». Илья сделал глоток — и почувствовал себя совсем здоровым. С изумлением глядел он на странника. «Испей еще глоток, — все так же улыбаясь, молвил старичок. Илья послушно выпил приятной сладковатой воды и ощутил в себе великую силу.
«За терпение твое и веру исцелил тебя Господь, — сказал странник. — Будешь ты защитником Руси Святой, веры нашей православной. И смерть тебя в бою не настигнет». В эти времена Русь разоряют враги и внешние, и внутренние. В пределы ее то и дело вторгаются иноземцы. Князь Владимир сетует:
Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много - множечко.
То пехотою никто не прохаживал,
И на добром коне никто да не проезживал.
Препятствия на дороге были угрозой не только для одиноких путников. Они вредили самому Киевскому государству. Сокрушались князья, но справиться с этим злом им было не под силу. Именно этой прямоезжей дорогой едет богатырь Илья Муромец в стольный Киев-град. Ему Русь обязана избавлением от Соловья Разбойника, что сидел у речки Смородины.
Ребята, посмотрите ещё раз внимательно на картину «Богатыри», как вы думаете, что из атрибутов, одежды богатырей перешло в нашу современную армию и до сих пор носят защитники Отечества? Богатырский шлем, солдатская каска, купола храмов на Руси, словно перевёрнутое сердечко – это и любовь, и защита, и настоящий оберег.
Но только ли физическая сила, мужество, воинская доблесть помогали в страшных битвах? Нередко побеждали богатыри и смекалкой, и находчивостью. А богатырям помогали добрым советом, молитвой. И одерживали победы с Божьей помощью.
Страшное время переживало наше Отечество: под властью татаро-монгольской орды изнемогал русский народ, истощались его духовные и физические силы. Заступником и молитвенником за всю Русскую землю стал преподобный Сергий Радонежский. Он благословил московского князя Дмитрия на битву с этим страшным врагом Руси.
И в то самое время, когда на Куликовом поле шло кровопролитное сражение, Преподобный, стоя на молитве, по имени поминал каждого погибавшего в бою православного воина. Победа над ордой была одержана – одержана после полутора веков монголо-татарского ига. Многие уже думали, что народ русский лишится способности и воли к сопротивлению. Но заступничеством Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия и всех святых, Господь не попустил Отечеству нашему погибнуть.
Народ - победитель хоронил павших смертью храбрых на поле битвы восемь дней. Всего уцелело 40 000 из 200 000 всей русской силы. Всё воинство молилось со слезами, тогда же было установлено – вечно, доколе существует Россия, чтить память погибших воинов в Дмитриевскую субботу.
Подумайте и скажите, какие ещё символы перешли в наше время из той давней истории? Если собрать вместе огоньки всех свечей, и сказать, глядя на них: «Вечная память…» Вечный огонь у обелисков с именами защитников отечества от немецко-фашистских захватчиков не перестаёт гореть ни при какой погоде, днём и ночью, чтобы мы помнили, что такое война, и ценили такой дорогой и хрупкий мир.
А на полях сражений, словно капли пролитой крови расцветают красные цветы, и мы несём к памятникам и обелискам букеты гвоздик и тюльпанов.
Уч. 4.
Для нас сады весною зацветают,
И нашим нивам не видать конца,
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые зелёные леса.
Уч.5.
В колодцах наших, реках и озёрах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся наши тучные стада.
Уч.6.
Поля бескрайние, как море,
И горы в шапках снеговых,
Разливы рек в степном просторе,
Листва берёзок молодых…
Уч.7.
Здесь людям радостно живётся,
Здесь славен мирный труд людей.
Всё это Родиной зовётся:
Великой Родиной моей!
С Днём Защитника Отечества мы поздравляем своих родных и близких: тех, кто был на настоящей войне или защищает нас в мирной жизни, тех, кто служил в нашей российской армии или только готовится к службе. Это праздник для дедушек и пап, братьев и мальчиков-одноклассников. Это праздник, о котором мы всегда должны помнить, хранить в памяти все истории, и тогда действительно сможем сохранить мир во всём мире.
Вот и подошёл к завершению наш закон трёх троек: три героя, три истории. Что же ещё осталось? Итак, мы готовим три поздравительных открытки-плаката для мальчиков, друзей и гостей. Какими они должны быть, чтобы понравиться зрителям?
Имена, каких героев мы с вами сегодня вспоминали в историях? Какие символы вы запомнили из их жизни и времени? Как правильно раскрасить их? Работая в группах, составьте композицию поздравительной открытки.
Какие правила вы должны помнить, работая вместе?
Посмотрите, какие плакаты-открытки у нас получились. Нравятся ли они вам? Одинаковыми ли они получились? Почему? Куда мы можем поместить эти плакаты? Что ещё можно добавить?
Если вам понравилось наше сегодняшнее занятие и вы всё запомнили, приклейте красную звёздочку салюта. Если вам понравилось, но вы устали и плохо запомнили, приклейте зелёную звёздочку. А если вам было скучно, приклейте синюю звёздочку салюта.