Тема урока: «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, тетради
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Очень рад видеть всех вас. В этом году мы продолжим изучение предмета ОБЖ.
ОБЖ — предмет особый,
Нужен всем он и всегда,
Потому уроки наши
Не забыть вам никогда!
- В 8 классе вы узнаете о ЧС техногенного характера, а также мы продолжим изучение наиболее характерных и часто встречающихся опасных ситуаций в повседневной жизни.
- Ваша задача – получая информацию на наших уроках, изучая материал учебника, выработать наиболее оптимальный безопасный стиль своего поведения в различных жизненных ситуациях.
- В этом году мы будем работать по учебнику авторов Смирнова и Хренникова. Откройте стр.3 и посмотрите, какие условные значки можно встретить на страницах учебника.
Условные значки:
- это интересно;
- запомните;
- статистика;
- это необходимо знать;
- проверьте себя;
- после уроков;
- практикум.
В конце учебника вы найдете оглавление и словарь терминов и определений.
- На уроках нам понадобится рабочая тетрадь – простая тетрадь в клеточку (24-48 листов).
- Заниматься мы будем в кабинете ОБЖ № ______. Ознакомимся с правилами техники безопасности при работе в кабинете ОБЖ. Учитель знакомит учащихся с правилами техники безопасности.
Изучение курса ОБЖ мы начнем с раздела «Основы комплексной безопасности».
II. Актуализация опорных знаний
- Давайте проверим, как вы усвоили материал 7 класса – «ЧС природного характера». Предлагаю разгадать кроссворд. Слайд 2. Учащиеся получают листочки с кроссвордом.
| 2.н | | 4.ц | |
| а | 3. з | у | |
1.о | в | а | н | 5.у |
п | о | ж | а | р |
о | д | о | м | а |
л | н | р | и | г |
з | е | | | а |
е | н | | | н |
н | и | | | |
ь | е | | | |
1. Скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.
2. Значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, являющееся стихийным бедствием.
3. Скопление рыхлого льда в русле реки во время ледостава, приводящее к подъему уровня воды.
4. Длинные и высокие волны.
5. Ветер разрушительной силы и продолжительности, когда скорость его достигает более 30 метров в секунду.
Проверка кроссворда осуществляется по слайду 3. Пятеро учащихся, которые справились с кроссвордом первыми, получают оценки.
III. Сообщение цели и темы урока
- Прочитайте ключевое слово в выделенной строке – ПОЖАР.
- В этом году изучение предмета мы начинаем с изучения пожарной безопасности.
Тема урока: «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия». (Чтобы попасть на слайд 1, навести курсор мышки на гиперссылку «картинку «цунами» на слайде 3).
Запись числа и темы урока в тетрадь.
IV. Изложение нового материала
Рассказ учителя.
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. Слайд 4. (Чтобы попасть на слайд 4, навести курсор мышки на гиперссылку «картинка» на слайде 1).
Благодаря огню жизнь людей кардинально изменилась – огонь стал надежным товарищем и помощником человеку.
Сегодня трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Но порой огонь выходит из-под контроля человека и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку. Это мы называем одним емким словом – пожар.
Слайд 5. Итак: пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Запись в тетрадь.
Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха.
Слайд 6. Для того, чтобы произошло возгорание, необходимо наличие трёх условий:
Горючие вещества и материалы
Наличие окислителя, например, кислорода воздуха.
Источник воспламенения — открытый огонь, химическая реакция. Запись в тетрадь.
Опасными факторами пожара (ОФП) считаются те, воздействие которых приводят к травме, отравлению или гибели людей, а также к материальному ущербу.
Слайд 7.Опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются :
- открытый огонь и искры;
- повышенная температура окружающей среды, предметов;
- токсичные продукты горения;
- дым;
- пониженная концентрация кислорода. Запись в тетрадь.
Открытый огонь. Открытый огонь очень опасен, но случаи его непосредственного воздействия очень редки. Чаще опасность представляют лучистые потоки, испускаемые пламенем.
Температура среды. Наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению и некрозу верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры свыше 100 градусов приводит к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи.
Токсичные продукты горения. При пожарах в современных зданиях с применением полимерных и синтетических материалов на человека воздействуют токсичные продукты горения. Хотя, в продуктах горения нередко содержится 50-100 видов химических соединений, оказывающих токсическое воздействие, по мнению большинства ученых разных стран, основной причиной гибели людей при пожарах является отравление оксидом углерода. В 50-80 % случаев гибель людей на пожарах вызывалась отравлением оксидом углерода и недостатком кислорода.
Потеря видимости вследствие задымления. Во время эвакуации люди обязательно должны четко видеть эвакуационные выходы или указатель выходов. При потере видимости организованное движение людей нарушается и становится хаотичным, каждый человек двигается в произвольно выбранном направлении. В результате процесс эвакуации затрудняется или становится невозможным.
Пониженная концентрация кислорода. В условиях пожара при сгорании веществ и материалов концентрация кислорода в воздухе помещения уменьшается. Понижение концентрации кислорода всего лишь на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается концентрация кислорода 14 %, при ней теряется координация движений, ухудшается умственное сосредоточение, затрудняется эвакуация людей.
Таковы опасные факторы пожара, воздействующие непосредственно на человека.
V. Физкультминутка
- А теперь давайте отдохнем. Проведем физкультминутку. Попрошу вас встать и выполнить те упражнения, которые вы увидите на слайде. Слайд 8.
VI. Продолжение изучения нового материала
- Пожары возникают там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушения правил безопасности огонь выходит из-под контроля.
- Скажите, какие бы вы назвали причины пожара? Ответы учащихся.
- Все названные вами причины можно объединить в следующие группы:
1. Неосторожное обращение с огнем.
2. Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования.
3. Неправильная эксплуатация печного отопления.
4. Шалости детей.
VII. Практическая работа Слайд 9.
- Заполните таблицу, используя материал параграфа.
Пожары, произошедшие по причине неосторожного обращения с огнем | 1. 2. 3. |
Пожары, произошедшие по причине неисправности и неправильной эксплуатации оборудования | 1. 2. 3. |
Пожары, произошедшие по причине неправильной эксплуатации печного отопления | 1. 2. 3. |
Пожары, произошедшие по причине шалостей детей | 1. 2. 3. |
Учащиеся заполняют таблицу.
VIII. Закрепление Слайд 10- 11.
- Выберите верные ответы.
1. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;
в) дерево + кислород воздуха + факел;
г) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.
Ответ: в, г.
2. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
а) открытый огонь;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
д) образование облака зараженного воздуха.
Ответ: а, г.
После выполнения задания осуществляется проверка. Выставляются оценки (выборочно).
IX. Подведение итогов
- Сегодня мы с вами говорили об условиях возникновения пожара, об основных поражающих факторах пожара, о причинах возникновения пожаров.
Полностью избежать возникновения пожаров в быту в принципе невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
X. Домашнее задание Слайд 12.
Параграф 1.1.
Задание 2 стр. 13 (после уроков).
Используемые ресурсы:
Материал урока: http://edu.dvgups.ru/METDOC/ENF/BGD/PTB/LEK/6.HTM
Стихотворение «Подаривший огонь» Светлана Прилепская: http://www.stihi.ru/2014/03/04/7546
https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_teme_pozhary_v_zhilyh_i_obschestvennyh_zdaniyah_ih_prichiny_i_posledstviya_8-102236.htm
Приложение
Разгадайте кроссворд
1. Скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.
2. Значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, являющееся стихийным бедствием.
3. Скопление рыхлого льда в русле реки во время ледостава, приводящее к подъему уровня воды.
4. Длинные и высокие волны.
5. Ветер разрушительной силы и продолжительности, когда скорость его достигает более 30 метров в секунду.