4 класс Кл. руков. Скосарева А.А.
Классный час «Права детей права людей»
Цель: Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства права и обязанности, сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей, способствовать формированию активной жизненной позиции.
Задачи: Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в конвенции о правах ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня у нас будет очень важный и серьёзный разговор.
- Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.
1. Отдых, перерыв между уроками. (перемена)
2. Если она крепкая,то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (дружба)
3. Основная деятельность учеников. (учеба)
4. Возможность выбирать, или когда человек не находится в заключении, под стражей. (свобода)
5. Синоним слово близкое по значению к слову «страна», где живут люди говорящие на одном языке, имеющие общие традиции. (государство)
- Получилось ключевое слово «права».
Тема сегодняшнего урока (слайд 2)
- Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Ещё реже думают о своих детях. Но в нашем мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.
В этом ему помогает Конституция России.
Конституция РФ – основной закон в котором перечислены все наши права.
- Главное право человека – право на жизнь. Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ,ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт- Петербурге в прошлом веке было очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».
- Сегодня вы живете с родителями или родственниками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.
- Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защищать от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.
- Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребенка.
- В этот день 20 ноября 1989 года была принята международная «конвенция О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение между государствами , а их 61 государство, которые подписали конвенцию, т.е. согласились защищать права детей.
-Запишите в тетрадь определение .
- В этом документе записаны права детей всего мира. Этот документ приняла Организация Объединенных Наций, сокращенно ООН. Эта международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы многих стран мира объединились в Организацию Народных Наций.
- К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты,преступления,аварии, стихийные бедствия, эпидемии. Даже взрослы, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мировой жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».
- В Конвенции записано, что каждый человек до достижения 18 лет считается ребенком.
- Какие же права детей вы знаете?
- Давайте прочитаем эти права. (права написаны на доске)
- В конвенции говорится, что каждый человек имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!
- Ребята, давайте поиграем.
- Игра «Имена»
Правила игры: Вы должны назвать своё имя и добавить к нему прилагательное, на ту же букву с какой начинается имя.
- Я начинаю первой: Мария- мудрая
- Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии.
- Правильно, семья новорожденного дает ему Фамилию, Имя, Отчество и эти сведения записывают в специальный документ: свидетельство о рождении. Это ваш первый документ.
- А, что еще там записано? Кто знает? (родители)
- Правильно. (слайд 5)
- Ещё в свидетельстве о рождении записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
- Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся к юристу. (слайд 6)
- Консультация – это совет, разъяснение. Юристы- это люди, которые знают все законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.
- Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация»
Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права детей (некоторые из них написаны на доске)
К вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на конвенцию «О правах ребенка». Каждый ответ надо начинать так: «Согласно конвенции о правах ребенка».
- К нам обратился Маугли: Мне 17 лет, так получилось, что долгое время я жил в лесу вместе с дикими животными, птицами и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие права, как все дети?
- Конечно имеете. Согласно конвенции о правах ребенка – ребенком является каждый человек до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
- Маугли: Но я не умею говорить человеческим голосом. Я говорю на языке птиц и зверей. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
- Согласно конвенции о правах ребенка никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство; не имеет право подвергать жестокому обращению, насилию, оскорблениям; вы имеете право на свободу перемещения, на медицинское обследование, образование, развитие своих способностей.
- Гарри Поттер, просит разъяснить такую ситуацию:
- Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
- Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на личную жизнь и право переписки. Согласно конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
- Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?
- Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? (ответы детей)
- Почему права детей не всегда соблюдаются? (ответы детей)
-Да, я согласна с вами, что многие взрослые считают детей маленькими, глупыми и взрослые поэтому не соблюдают права детей.
- Ребята, у вас на партах лежат листочки с отрывком из произведения А.П. Чехова «Ванька». Я вам прочитаю отрывок,а вы подчеркните строчки, в которых говориться о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время. (слайд 6)
- Прочитайте строчки из текста.
- Какие права были нарушены? (жестокое обращение, плохое питание)
- Ребята, вы должны знать, что у каждого ребенка есть право на защиту от насилия, жестокости. Это право означает, что никто не может издеваться над ребенком, причинять ему боль и страдания.
- На помощь такому ребенку приходит государство. Существует отдел опеки и попечительства, социальные службы, которые помогают детям попавшим в трудную жизненную ситуацию.(ответы детей)
- Ребята, я предлагаю игру «Брей-ринг»
-Правила игры: На экране вы видите картинки к сказкам, которые вы хорошо знаете. Прежде чем начать игру, надо вспомнить о чем говорится в этих сказках. На партах настольные лампы, при готовом ответе включаете лампу. За правильный ответ получаете жетон, но ответ надо объяснить, какие права нарушены или каким правом пользуются сказочные герои.(слайд 7)
- Вопросы: 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,жизни и свободы? (Красная шапочка, Волк и семеро козлят)
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? (Зайка, из сказки «Зайкина избушка»)
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)
4. В какой сказке говорится о праве медицинской помощи? («Айболит»)
5. В какой сказке героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбором места жительства? («Лягушка путешественница»)
- Молодцы, ребята! Работали дружно. Подсчитаем ваши жетоны.
Победила дружба!
- У каждого человека не только права, но и обязанности.слайд 8)
- Давайте их вспомним и прочитаем на слайде.
- Детям и подросткам часто хочется стать взрослым, уйти от опеки старших. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.
- Здесь уже не взрослые нарушают права детей,а дети претендуют на роль взрослых забыв свои обязанности.
- Запомните! Взаимопонимание,уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.
- Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
- Ребята, скажите каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой в школе? Именно право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.
- Сейчас я прошу всех ребят письменно ответить на один вопрос:
Для чего вы должны знать свои права? Кто написал ответ, прикрепите свои листочки на плакат.
ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЮТ.