Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киренска» Иркутской области
666701, Иркутская обл., г. Киренск, ул. Полины Осипенко, 8, тел8(39568)44995
Групповые формы работы на уроках
в начальной школе - успех качества обучения (технология сотрудничества)
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Подготовила
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №6 г. Киренска
Колобкова Татьяна Викторовна
Киренск
2018год
Пояснительная записка
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.
Для этого я свою работу строю следующим образом:
следую традициям и внедряю новации;
повышаю уровень компетентности;
осваиваю и внедряю в работу новейшие информационные технологии;
определяю причины типичных затруднений школьников и их коррекция;
выявляю уровень сформированности системы качества знаний учащихся;
организую проектную деятельность, позволяющую развивать творческие способности учащихся.
Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования, и он должен обладать определенными качествами, такими, как:
владение современными образовательными технологиями;
способность делать учебный материал доступным пониманию;
творческое применение методов обучения;
способность организовать детский коллектив;
интерес к детям;
яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.
Давайте об эффективности методов обучения и поговорим более конкретно. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда учащийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%..
Вот почему необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Одним из активных методов обучения является технология сотрудничества, которую я широко применяю на своих уроках.
Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:
Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
Члена группы, который должен отчитаться за задание, может выбирать учитель или члены команды.
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.
Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.
Цели групповой работы: повышение учебной мотивации, развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств (самостоятельности, ответственности, трудолюбия и др.).
Задачи групповой работы: научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль; расширить круг знаний учащихся; воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе, заинтересовать; добиться более прочного усвоения знаний; развивать устную и письменную речь учащихся; научить учащихся оформлять работу в тетради.
При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы: научности (знания должны быть научно-обоснованными.); доступности (учащимся должны быть доступны и понятны задания, которые они получают; материал, который дает им учитель); прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его усваивать); сознательной активности.
Результаты работы: у учащихся повысился интерес к предметам; в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся; знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется заинтересованность в работе; учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей; более грамотное оформление работы в тетради; учащиеся получают удовлетворение от работы.
Акцент в работе делается в основном на практике и контроле.
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к обучающемуся.
Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» – в этих словах заложено участие педагога, а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающегося.
Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в этот момент выражает просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».
4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.
5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Этапы обучения сотрудничеству
1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия.
2-й этап: парная работа.
1) Работа «хором»: обучающиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе...
2) Действия по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.
3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение.
3-й этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец работы усваивается после разбора 2–3 ошибок.
Главная идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто выполнять что – то вместе.
Правила организации учебного сотрудничества на уроках.
к групповой работе на уроке можно обращаться на различных этапах урока, в зависимости от необходимости и целесообразности такой работы. Учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальных классах особенно на первых порах составляет 5 – 7 минут, т.е. достаточно невелика. Это связано с тем, что младшие школьники, не обладая необходимыми для сотрудничества умениями, часто создают излишний шум, который может стать помехой для усвоения учебного материала.
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать, можно разрешить ребёнку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать своё недовольство.
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» своего труда.
Образование групп
На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный обучающийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
Учитель делит обучающихся на группы, назначая организатора.
Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учеников, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
Загадки.
Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.
Лото.
Вначале учитель объясняет цели работы, а обучающиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
Положительные моменты групповой работы
- идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки
развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство ответственности
сохраняется интерес к познанию
знания усваиваются прочнее.
.
Технология подготовки и проведения урока в сотрудничестве на основе малых групп.
1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока.
Цели и задачи определяют основные виды деятельности школьников, которые учитель планирует организовать на уроке. Учитель должен подумать, какие из них «передать» в группы.
2 этап. Определить объём учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
Объём материала будет меньшим, чем при обычной организации обучения. Следовательно, надо продумать, за счёт чего возможна экономия, определить возможный резерв учебного материала.
3 этап. Подготовить задания для групповой работы: необходимый дидактический и раздаточный материал.
Это самое трудоёмкое звено в технологии. Но чем больше сил учитель тратит на продумывание и подготовку материала, тем успешнее пройдёт урок сотрудничества.
4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектования групп, расстановке мебели в классе.
5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли (ответственный за идею, ответственный за написание, докладчик, ответственный за культуру поведения, организатор активной деятельности, ведущий и др.)
6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы.
7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания.
Это важный и обязательный момент урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставление им отметок, необходимо комментировать проявленные ими коллективные качества, подчёркивать вклад в общее дело.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский с коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи.» - И.Г.Песталоцци
Интернет – ресурсы
https://infourok.ru/gruppovie-formi-raboti-na-urokah-v-nachalnoy-shkoleuspeh-kachestva-obucheniya-850536.html
http://открытыйурок.рф/статьи/582155/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/08/02/tehnologiya-sotrudnichestva-na
https://easyen.ru/load/nachalnykh/obobshhenie_opyta/tekhnologija_sotrudnichestva/417-1-0-14736
Методическая разработка
ТЕМА: А. Куприн. «Слон»
Цель:
Анализ характеров и поступков героев через произведение А.Куприна «Слон»
Педагогические задачи:
создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу;
создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
способствовать развитию и обогащению речи учащихся;
содействовать воспитанию активной жизненной позиции
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»;
научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
Метапредметные:
Познавательные:
Регулятивные:
читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.);
фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);
Коммуникативные:
Личностные:
Образовательные ресурсы: презентация; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
1. Работа над скороговоркой.
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапке кошке.
- Прочитайте по слогам.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
- Прочитайте скороговоркой.
2. Работа над пословицами и поговорками.
- Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
1) Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
2) Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял - много потерял; здоровье потерял - все потерял.
3) Здоровье приходит днями, а уходит часами. (Дети объясняют значение пословиц и поговорок.)
III. Работа над текстом. Деление рассказа на части
1. После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону?
2. Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы.
IV. Анализ прочитанного.
1. Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?
Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?
- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?
- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких.
2. Выборочное чтение.
- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.
3. Найдите и прочитайте описание слона.
- Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?
- Как девочка понимает “ дружбу со слоном?
V. Работа в группах.
- Подготовьте краткий или выборочный пересказ.
1 гр. – пересказ от имени Нади.
2 гр. – пересказ от имени Слона.
3 гр. – пересказ от имени отца.
4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца.
5.гр - пересказ от имени матери.
-. Отчеты групп. Обсуждение.
- С каким произведением близок этот рассказ? Почему?
VI. Фронтальная работа.
- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!
- Встаньте, пожалуйста, кто считает, что это о родительской любви. И те, кто считает, что это о сбывшейся мечте.
- Обоснуйте своё мнение.
- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?
- А легко ли быть добрым?
- Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”.
- Что оно в себя включает?
Добро – это:
красота
душевность
ласка
тепло
счастье
веселье
жизнь
отзывчивость
любовь
праздник
мама
смех
улыбка
семья
- Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?
1. Беседа по содержанию рассказа.
- Ребята, прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон».
2. Повторение знаний о плане.
- А.И. Куприн в книге поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план.
- Откройте страницу 41 учебника. Прочитайте, что такое план.
- Каким бывает план?
- Прочитайте, что нужно для составления плана. (Ученики читают на с. 41.)
VII. Физкультминутка
VIII. Деление текста на части
Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...».
Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...».
Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...».
Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...».
Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...».
Шестая часть: до конца.
Составляется план к рассказу:
1. Девочка больна.
2. Дочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть живого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади.
IX. Итог урока
- Итак, сегодня мы с вами разделили текст на части и составили его план.
X. Домашнее задание
Подготовить пересказ по составленному плану.
Интернет – ресурсы
https://infourok.ru/konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-a-kuprin-slon-1029646.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/29/aikuprin-slon-2-urok