ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения
и коррекции «Гармония»
Классный час
« Преступление и наказание, или цена скейборта»
(для учащихся 7-9 классов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по правовому воспитанию.
Подготовила и провела воспитатель: Архипенкова Елена Владимировна
Цель: воспитание правового сознания обучающихся.
Задачи: формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
навыки критического анализа сложных ситуаций;
развивать умение работать в группе, выражать свои собственные мнения, вести дискуссию;
закрепить с обучающимися особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Ход проведения классного часа:
Воспитатель:
Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа - "Преступление и наказание".
Что вы думаете? Почему люди совершают преступления? (ответы детей) Попытайтесь записать три причины, по которым это происходит.
1._________________________________________________
2._________________________________________________
3._________________________________________________
Что вы думаете? Одинаковы ли мотивы преступлений, совершаемых взрослыми и несовершеннолетними? (ответы детей)
Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы обучающихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)
К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Решите проблему:
Первая часть истории. «Илья и Артем обучаются в девятом классе. Они подружились с тех пор, когда Илья впервые в пятом классе появился в школе, в которой уже обучался Артем. Мальчики живут не далеко друг от друга. У них много общих интересов. Последнее время они одержимы идеей купить, скейборды. Они стоят очень дорого, но все друзья уже имеет их.
Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски - каждую за половину цены. Мальчики обрадовались, считая, что им улыбнулась удача. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.
Подумайте, почему эти скейборды могут стоить дешево? (ответы детей)
Вспомните, случались ли в вашей жизни подобные ситуации? Приведите доказательства, заставляющие вас принять решения «за» или «против» данной покупки. Запишите их в соответствующие колонки таблицы.
За | Против |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
Если ребята купят у знакомого парня ворованные скейборды, может ли это быть расценено как соучастие в преступлении? Попытайтесь ответить на вопрос после изучения следующей информации:
Преступление признается запрещенное Уголовным кодексом РФ деяние (действие или бездействие), предстоящее опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.
Преступления бывают умышленными или совершенными по неосторожности.
Прежде чем признать человека виновным преступления, необходимо выяснить, имел он или нет умысел его совершить. Умышленные действия отличаются от неосторожных тем, что в первом случае виновный осознает общественную опасность совершаемых им действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление (статья 25 УК РФ). В случае совершения преступления по неосторожности виновное лицо либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит такой возможности, хотя должно было и могло бы их предвидеть, если бы проявляло необходимую внимательность и предусмотрительность (статья 26 УК РФ).
Закон поощряет добровольный отказ от совершения преступления, но ужесточает наказание за повторное совершение преступлений, за преступное посягательство на детей, других беззащитных или беспомощных людей, за особо жестокие, садистские преступления, соучастие. Более суровая ответственность наступает также за групповые преступления. Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (статья 32 УКРФ). Соучастие возможно только в умышленных преступлениях. Соучастниками преступления являются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Ответственность соучастников в преступлении определяется характером, степенью их участия в преступлении (статья 33 УКРФ).
Вторая часть истории. «Одна проблема хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.
У Ильи были небольшие сбережения – деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда попросить недостающие деньги у отца. Но Илья не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму. У Артема даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. В этой ситуации не было смысла просить мать дать ему деньги.
И снова на помощь друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые они смогут позже отработать, оказывая некоторые услуги.
Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней».
Представите себя на месте Ильи, а своего соседа по – парте на месте Артема.
Обсудите с товарищем сложившуюся ситуацию:
Какие опасности могут ожидать вас в случае согласия работать с вашим новым знакомым?
Как вы полагаете, есть ли вероятность, что вы можете быть втянутыми в преступление?
Воспитатель: Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребенок еще недостаточно ответственен за свои поступки. Однако могут быть применены если ребенок до14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учет в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
Дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, разбой, грабеж, кражу, вымогательство, угон автомобиля, хулиганство, при отягчающих обстоятельствах, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее тяжкие последствия или совершенное опасным способом, хищение огнестрельного оружия и взрывных устройств, взрывных устройств, взрывчатых и наркотических веществ, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализма, а так же за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (статья20 УКРФ).
ВСПОМНИТЕ какие – либо ситуации из литературы или кинофильмов, где сложилась подобная ситуация, что она повлекла за собой.
Пример | Что случилось |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
Третья часть истории. «Вернувшись домой, Илья решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных денег для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Илья решил, что это, может быть, даже интересно для него, и согласился с предложением отца.
Артем понимал, что у него нет никакой другой возможности достать деньги, кроме как согласиться с предложением своего знакомого. На следующий день он дал свое согласие.
Через несколько дней знакомый позвонил и сказал. Что вечером он ждет Артема, для которого есть работа. Когда Артем пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Разделитесь на 2 группы. ОБСУДИТЕ в группах следующие вопросы.
Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?
Есть ли выход для Артема в сложившейся ситуации?
Что привело Артема к тому, что он вынужден переступить закон, т.е. пойти на преступление?
Если вдруг он откажется от этого, что его ожидает?
В этом случае должен ли Артем заявить на своих знакомых в полицию или сообщить кому-либо из взрослых?
Будет ли это расценено как предательство со стороны других ребят, например, во дворе, на улице?
Заключительная часть истории. Артем и мальчик, которого звали Кирилл, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигалась, шла им навстречу. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Кирилл оттолкнул старушку, отчего она упала, схватил кошелек который лежал на комоде в прихожей, бросился бежать. Артем сначала растерялся, но потом побежал за ним. Вскоре их задержали сотрудники полиции, которых вызвали соседи…»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Разделитесь на 2 группы.
Первая группа попытается закончить историю о дальнейшей судьбе Артема. Используйте Уголовный кодекс РФ, Конвенцию о правах ребенка.
Вторая подгруппа попытается придумать другой сценарий этой истории, в результате которого Артем не оказался бы в столь трагической ситуации.
Мини-итоги. Воспитатель внимательно выслушивает высказывание детей. В ходе дискуссии могут возникнуть различные точки зрения, важно дать возможность высказаться каждому желающему.
РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята, заставил ли вас задуматься сегодняшний классный час? Ответы детей
Воспитатель. Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
Литература.
Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ. Справочник -М., НИИ семьи, 1998.
Комментарии к Уголовному кодексу РФ. – М., Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997
Мушинский В.О. Правоведение. – М., Московский учебник, 1995.
Никитин А.Ф. Политика и право. – М., Просвещение, 1995