МБОУ «СОШ № 94»
Автор: Лайвина Александра Юрьевна
Тема классного часа:
« Профессия учитель - сложная, трудоёмкая, но самая нужная на земле».
Класс: 10-11
Цель:
1. Показать тонкости нелегкой профессии;
2. Познакомить детей с работой учителя (профориентация);
3. Воспитывать уважительное отношение к учителям;
4. Воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся.
Методы: словесный, проблемно - поисковый, наглядный.
Ход классного часа
Вводное слово.
Добрый день! Сегодня наш классный час посвящён профориентации. А вот о какой профессии мы будем говорить, вы должны будете догадаться сами.
Слайд № 3
Послушайте легенду. У одного старого, мудрого Учителя было много учеников, но один из них был самым упорным, не слишком умным, правда, зато это с лихвой компенсировалось прирожденной наглостью. Именно этот ученик и спросил у Учителя разрешение открыть собственную школу. Учитель поразмышлял, и после недолгих раздумий дал добро.
Возгордился ученик, посчитав, что теперь он стал наравне с Учителем, раз тот позволил открыть свою школу. И пошли теперь к нему учиться молодые люди. Однако сам ученик не особо задумывался над тем, чему пытался научить своих учеников. И, конечно, часто случалось так, что понять то, что он рассказывал, не удавалось. Он сам многого не понимал, поэтому требовал, чтобы за ним повторялось все четко слово в слово, а кто не мог – получали суровое наказание.
В методе обучения никто не сомневался, еще бы, именно сам старый Учитель одобрил новую школу, что не раз подтверждал действиями – много было прислано именно им учеников уже с его школы. Количество учащихся мальчиков в новой школе все увеличивалось, уже многие успели забыть про старого Учителя, зато называли его последователя Основателем школы.
Однажды старый Учитель и его ученик встретились. Основатель школы, как теперь гордо именовал он сам себя, самодовольно улыбнувшись, сказал:
- У меня уже в сотню раз больше учеников, чем у тебя. Кажется, я сумел тебя превзойти во всем. Моя школа – самая лучшая, даже ты переводишь ко мне своих учеников. Я стал таким знаменитым, что тебе и не снилось! Кроме того, кажется, кроме меня, у тебя так никто и не открыл собственную школу!
Спокойно улыбнулся Старый Учитель, глядя на раздувшегося от гордости бывшего ученика:
- Это только потому, что моими настоящими учениками могут стать только те, которые понимают меня с полуслова. Учиться надо больше от жизни, чем от мудрых слов.
- Иными словами, - сказал Основатель школы, - Вы мне отдаете тех учеников, с которыми сами не справились?
- Конечно, - окинув его быстрым взглядом, сказал Мудрый старец, - моя рука стала слишком слаба, чтобы подняться на некоторых не особо настроенных на науку мальчишек, зато я их здорово наказываю, отправляя в твою школу. Страдания, которые они переносят в твоей школе, как физические, так и моральные, зачтутся им при прощении грехов. А уж чему именно ты там их учишь – варить еду, делать горшки или науку жизни – при твоем подходе просто разницы не имеет. Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Я предлагаю вам закончить предложения, и ответить на очень важные вопросы по теме «Профессия» (предложения на доске)
"Закончить предложения":
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд – это…
3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
4. В любом профессиональном труде самое важное…
Как выдумаете, о какой из этих профессий мы будем сегодня говорить? Аргументируйте свой ответ.
Ребята: мы будем говорить о профессии «Учитель», так как приближается праздник «День учителя». Прочитайте тему урока на доске:
« Профессия учитель - сложная, трудоёмкая, но самая нужная на земле».
Учитель: Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И есть лишь одна профессия, без которой не могло и не может обойтись общество, — это учитель.
Слайд № 4
А как часто вы задавали себе вопрос о том, кто такой учитель? Профессия учителя является уникальной в своём роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах.
Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, как никогда прежде. На этой профессии держится наше общество. Учителя не только передают свои знания новым поколениям, воспитывают своих учеников и прививают им полезные качества, жизненный опыт, культуру, традиции как национальные, так и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Но как же появилась эта необходимая всем нам профессия, и кто же был первым учителем на нашей планете? Давайте узнаем об этом подробнее.
Слайд № 5
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. Профессия педагога по праву считается одной из наиболее древних в мире
.• Согласитесь, что для каждого человека на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.
Историки считают, что основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приёмам этого незатейливого занятия. При этом человек, который обучал подростков и детей, был высокоуважаемым членом племени.
Так, воспитание и обучение стало сферой деятельности и сознания человека. Согласитесь, что общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать всё сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Слайд № 6
Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей, но прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности. Так появились школы.
Первые школы возникли в странах Древнего мира. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии, Финикии первыми учителями стали преимущественно жрецы, которые были очень образованными людьми своего времени. Теперь знания передавались не только от родителей к детям, но и в специальных учебных заведениях при храмах.
В шумерских источниках, датированных 3500 г. до н. э., было зафиксировано первое упоминание о школе. В Древнем Шумере учебное заведение называли «домом табличек», а учителя — «отцом дома табличек». И такие названия совершенно не случайны. Дело в том, что древние шумеры писали по мокрой глине на глиняных табличках, отсюда и название заведения для обучения.
Слайд № 7
Большое значение для формирования учительской профессии имел античный период с его высокоразвитой культурой и искусством. В это время от человека, занимавшегося педагогической деятельностью, уже требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством и многим другим.
Слайд № 8
В период раннего Средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. И образование подрастающего поколения происходило, как правило, при церквях и монастырях.
Учителями в таких школах обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии.
Как таковых уроков в средневековой школе не было. Отсутствовало также привычное для нас сегодня деление на классы в соответствии с возрастом учеников с 1 по 11 класс.
Все ученики занимались с учителем одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать, четвёртые — писать, пятые — считать и так далее. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.
Но церковные учителя не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях, и постепенно в городах начинают появляться светские школы, а затем и университеты.
В Европе появились первые регламентирующие деятельность учителя документы. Например, учителя экзаменовались в Государственном совете Кастилии (регион в Испании). Право экзаменовать учителей предоставлялось властям и специальным инспекторам, которые бы «ходили каждые четыре месяца и наблюдали за обучением детей и (преподаванием) грамоты в школах и следили бы за тем, чему учат. И если бы это их не удовлетворило, пусть бы они это прекратили и наложили штраф в шесть тысяч дукатов, чтобы больше не было такого обучения».
Та же грамота предписывала дать учителям значительные привилегии:
• жалобы учителей рассматривать в первую очередь;
• право иметь оружие для своей защиты;
• запрет забирать в рекруты;
• учителям, хорошо прослужившим в течение сорока лет, предоставлялись привилегии, которыми пользовались знатные люди.
Слайд № 9
Так, постепенно учителей появлялось всё больше и больше, и в XVIII—XIX веках учитель как официально признанная профессия стала массовым явлением в Европе и во всём мире.
Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей, гувернёров, например, в России это были в основном иностранцы. Среди гувернёров было много немцев, англичан и итальянцев.
Слайд № 10
Кстати, в XIX — начале XX века жизнь учителей, особенно женского пола, была сильно регламентирована. И им нельзя было делать многое из того, что было позволено представителям других профессий.
Итак, если бы вы преподавали в школе в это время в США, то вам строго-настрого было бы запрещено:
• посещать мороженщиков в центре города;
• выезжать за пределы города без разрешения от председателей правления;
• красить волосы;
• одеваться в яркие цвета;
• ездить в коляске или автомобиле с мужчиной, если он не приходится вам отцом или братом.
Может быть, поэтому 5 октября 1966 на Международной конференцией ЮНЕСКО и Международной организацией труда была принята Рекомендация «О положении учителей» — это первый международный документ, определяющий условия труда учителей.
Слайд № 11
Кстати, именно 5 октября принято отмечать и Всемирный день учителя, который входит в систему всемирных и международных дней ООН.
Этот день призван привлечь внимание к положению учителей в обществе, их роли в образовании и развитии. Свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителя, но иногда отмечается отдельный национальный День учителя в каждой отдельной стране.
Конечно, и сегодня, несмотря на то, что комендантский час для учителей отменён и принят не один международный и национальный документ об их правах, у них остаётся ещё очень много проблем и трудностей. Несмотря на то, что эта профессия, как и много веков назад, очень важна для общества и государства.
Учителя — это люди, которые по-настоящему любят свою работу. Ведь неслучайно принято говорить, что учитель — это не профессия, а призвание.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, если он решил выбрать профессию учителя?
Каждый ли человек сможет работать учителем?
По-разному приходит к человеку людская любовь и известность. Одни завоёвывают её быстро, совершая героические подвиги, полные отваги и необычайного мужества, и такая слава, ослепительно сияя, облетает мир. Другие добывают славу незаметным кропотливым трудом, целиком отдаваясь ему. Слава о таких людях медленно идёт от человека к человеку, от селения к селению, проходят годы и она распространяется далеко, далеко. И такая слава светит ровным, спокойным светом.
Профессия учителя – это дар, который дается человеку.
Каждый из вас в будущем может выбрать профессию учителя. Выбирая, нужно обязательно знать все ее положительные и отрицательные стороны.
Предлагаю составить таблицу «За и Против»
Предполагаемые ответы детей:
Против:
1. Колоссальные нервные перегрузки
2. Проверка тетрадей и подготовка к урокам занимает много времени, не хватает времени на семью
3. Отсутствие полноценных выходных дней.
4. Нужно постоянно читать, узнавать что-то новое.
5. Учитель должен всё уметь.
6. Учитель-это профессия, которая отнимает у человека здоровье, отнимает время у семьи.
За:
1. Постоянное общение с детством - это верный способ сохранить душу молодой.
2. Собственные дети постоянно на глазах, можно наблюдать за их развитием.
3. Большой летний отпуск даёт больше возможности находиться с семьёй.
4. Постоянная работа над собой, повышение интеллекта.
5. Работа учителя очень важна для общества, поэтому приносит моральное удовлетворение.
6. Учителями славится Россия, ученики приносят пользу ей.
Я полностью согласна с вашими высказываниями и хочу сказать:
Ни вчера, ни сегодня, ни завтра
Не погаснет той веры свеча
Без учителя нет космонавта,
Инженера, поэта, врача.
Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной.
Учитель:
Ребята, а вы уже думали о том, кем вы станете, когда вырастите?
А кто из вас выбрал бы профессию учителя?
Как бы вы поступили если:
(Дети отвечают на поставленные вопросы)
Слайд № 12
На цветке напишите своё пожелание и приклейте свой цветок к общему букету.
Заключительная часть.
Итак, ребята, о чем мы с вами беседовали? (о профессиях)
О какой профессии конкретно? (учитель)
Что мы узнали о ней?
Да, ребята, профессия учитель очень сложная, но очень интересная и необходимая. Сердце каждого учителя наполняется гордостью за своих учеников, когда он видит их успехи.
Спасибо за сотрудничество!
Я бы очень хотела знать, какие чувства вы испытывали? Какое настроение у вас?
Если у вас хорошее настроение, много положительных эмоций, похлопайте.
если совсем грустно - потопайте.
Вот сколько будущих учителей появилось!
Спасибо.