Классный час «Психологическое здоровье класса».
Преловская Т.В.
МАОУ ПРГ 2019
Цель: формирование понятия «психологическое здоровье, «толерантность».
Задачи:
- закрепление понятия «толерантность»;
- развитие толерантного отношения к другим людям;
- содействие сплочению классного коллектива;
- развитие умения находить способы установления правильных взаимоотношений.
Форма мероприятия: беседа, работа в группах
Оформление: большие листы, карточки для работы в группах, рисунки воздушного шара записанными понятиями, «Памятки»; презентация.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.
-
Вступительная беседа.
- Поздоровайтесь с гостями.
Подари улыбку.
- Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в классе, в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Улыбка имеет эффект зеркала. Улыбнись – и ты увидишь улыбку! Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение, а значит, способствуют укреплению здоровья.
Посмотрите на ваши фото: на них вы улыбаетесь. И сейчас вы улыбнулись, лица ваши посветлели.
Улыбка открывает сердца и лечит душу. (Слайд 3)
Задание «Воздушный шар». (Слайд 4)
- Ребята, давайте представим такую ситуацию: вы отправляетесь в путешествие на воздушном шаре. Возьмите его изображение..
В шаре находятся понятия, прочитайте их (семья, карьера, здоровье, деньги, уважение, путешествия, дружба).
Шар перегружен, он падает, поэтому некоторый груз вам нужно выбросить за борт, потом вы его поднимите. А сейчас вам нужно оставить в шаре только 3 самых важных для вас понятия. Зачеркните остальные.
- Давайте посмотрим, что важно для вас. Я буду называть понятие, а вы поднимайте руку, если оно у вас не зачёркнуто.
- Итак, больше всего ценны для большинства ребят здоровье, … . (Слайд 5)
- Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - всё потерял!» (Слайд 5)
- Почему так говорят? (Нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать, радоваться жизни. Ему мешают боль и болезни.)
- Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни, здоровое питание. Сейчас мы готовим классный час «Спорт в нашей семье» и готовим к нему выставку ваших работ. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья - психологическом здоровье.
- Итак, тема классного часа «Психологическое здоровье класса». (Слайд 6)
Поставим перед собой цель узнать, что же такое «психологическое здоровье» и почему оно важно для коллектива.
-
Работа по теме.
Работа над понятием «психологическое здоровье». (Слайд 7)
- Что же такое –«психологическое здоровье»?
Психологическое здоровье включает в себя: (Слайд 7)
- принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами);
- принятие других (с их особенностями внешности и поведения);
- умение вести себя в разных коллективах;
- умение общаться с разными людьми;
- умение контролировать свои эмоции,
- умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.
Задание «Снежинка». (Слайд 8)
- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание «Снежинка». У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.
А теперь разверните салфетки и покажите друг другу.
- Что же у нас получилось? (У всех получились разные снежинки).
- А что это может значить? (Ответы детей)
- Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.
Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, о котором я вам хочу сегодня напомнить.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Физминутка.
Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.
- в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
- в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Толерантность (от лат. «терпимость» - это отношение к другим людям как равным себе. ». (Слайд 9)
Толерантность - это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.
- Как вы можете проявить толерантное отношение к однокласснику?
- Толерантность просто необходима! Каждый человек - это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, удачами и неудачами. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- Прочитайте стихотворение. (Слайд 10)
На огромной на планете очень разные есть дети:
Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки, у других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!
- Запомните это!
Работа в группе.
-А теперь поработаем в группах.
Из записанных на карточке качеств человеческой личности выберите те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Запишите их в столбик на листе бумаги.
Класс делится на 5 групп. Группе выдается карточка с качествами личности.
Карточка 1.
Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, доброта зависть, умение прощать, эгоизм.
Карточка 2.
Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, доброта зависть, миролюбие, эгоизм.
Карточка 3.
Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, , доброта, зависть, сотрудничество, эгоизм.
Карточка 4.
Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, доброта зависть, милосердие, эгоизм.
Карточка 5.
Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, , доброта, зависть, согласие, эгоизм.
- Я прошу каждую группу зачитать те качества, которые вы выбрали. (Ответы детей).
- Согласны ли вы с мнением группы?
- Есть ли качества личности, которых не в записи других групп? Какие?
- Запомните, пожалуйста, их, они помогут нам в создании хорошей атмосферы в коллективе. А значит, будут способствовать психологическому здоровью класса.
- А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас?
- Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
(Ответы детей).
- Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям, непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке. А каждый из нас составляет своими поступками психологическое здоровье класса.
-
Рефлексия.
Ладошки.
- Возьмите ладошку. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать психологическое здоровье класса, а значит, и своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.
- Что же надо сделать, чтобы в наш класс был психологически здоров?
На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться. Вклейте «ладошку» в дневник так, чтобы сверху оказались положительные качества и совет, что нужно сделать, чтобы в классе всё было хорошо. Перечитывайте почаще написанное и старайтесь воплотить в жизнь.
- Давайте прочитаем «Правила психологического здоровья», которые написаны на большой карточке.
Правила психологического здоровья.
1. Регулируй и контролируй свои эмоции и чувства.
2. Избегай ссор, ненужных дискуссий.
3. Не замыкайся в себе, решай проблему.
4. Не бойся делать ошибки – бойся их повторить.
5. Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их.
6. Смейся, хохочи, улыбайся (но не без причины).
7. Отключи реакцию на злые и недобрые слова.
8. Уважай других и проявляй доброту, взаимопомощь.
9. Поставь себя на место другого.
Относись к одноклассникам как равным себе.
- Карточку тоже вклеите в дневник на внутреннюю сторону обложки.
- Итак, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы в классе царила психологическое здоровье?
- Как мы должны относиться к одноклассникам?
-Есть ещё много качеств, которые вы должны в себе воспитывать, и много правил, которые вы должны соблюдать, чтобы хорошо учиться, жить в согласии с собой и миром, достичь успеха в жизни, но об этом мы будем вести беседы на других классных часах.
- Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все мы составляем один целый, общий организм, что каждый из нас важен и значим в нашем классном коллективе.
- А теперь откройте глазки и вместе давайте прочитаем стихотворение, слова которого я прошу вас запомнить: (Слайд 11)
Дарите друг другу тепло и улыбки.
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка – и вам будут рады!
- Класс – это маленькая семья в большой стране. И хочется, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. (Слайд 12)
- Спасибо всем за работу! Будьте толерантны друг к другу. Будьте здоровы! (Слайд 12)
- Попрощайтесь с гостями.