МБОУ Сокольчинская СОШ №3
Учитель 1 квалификации – Шульга Оксана Владимировна
«Путешествие по заповедным местам Приморского края»
Цель: Развивать интерес к родному краю, воспитывать патриотические чувства.
Задачи: Учить работать с картой, ориентироваться по ней. Знакомство с заповедниками Приморского края. Закрепить знания детей о растительном и животном мире заповедных мест. Формировать знания детей о транспортных средствах; уточнить правила безопасного поведения на дороге, в транспорте. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за природу, бережное отношение к ней.
Оборудование: карта Приморского края, презентация «Заповедники Приморского края»
Ход классного часа:
Учитель : Ребята, вы любите путешествовать?
Учитель : Давайте отправимся в путешествие по Заповедным местам Приморского края. Я буду экскурсоводом. Учитель: Какие места называются заповедными? Почему они так называются? (дети отвечают)
Учитель: Заповедные места - это определённые природные образования охраняемые государством, другими словами, неприкосновенные. Почему именно заповедные, думаю потому, что нет лучше слова в русском языке, отражающего суть этого названия. Ведь заповедывать, значит запрещать, предписывать. , приказывать, обязывать к чему -либо. В данном случае это запреты на вырубку, строительство, сборы каких-либо растений и т.д. Заповедными могут быть леса, горы, акватории.
Учитель: Послушаем выступления наших ребят.
Как прекрасна наша зелёная планета,
Когда вокруг полно тепла и света.
Когда везде растут деревья и цветы —
Яркие большие, непревзойденной красоты.
Как хорошо, что есть места на планете,
Которые радуют душу взрослым и детям.
Где играют зверушки без всяких невзгод.
Где о них заботятся круглый год.
Так давайте поддержим в столь радостный день
Каждый листочек, цветочек, тигренка,
Кролика, зайца, слоненка и львенка,
Всех обитателей заповедных лесов,
Зелёных парков и прекрасных садов.
Есть особый день в России,
Он природе посвящен.
Заповедникам красивым
И национальным паркам всем поклон.
Про сохранность дикой флоры
Нам сей праздник говорит,
Чтобы Родины просторы
Каждый смог бы оценить.
Шагая вперед, часто не замечаем,
Что жертвуем тем, что природа дала.
Жестоки и злы в том нередко бываем,
Где жертвой желаний природа легла.
Стоп! Хватит! Пожалуйста, остановитесь!
Земля наша стонет от наших же рук.
Мы дров наломали. Зверюшки, держитесь:
Мы вас сохраним и избавим от мук.
Учитель: Ребята, обратите внимание на карту. Это карта нашего края. В каком крае мы живем? (карта на экране)
Дети: Мы живем в Приморском крае.
Учитель : Правильно. Мы знаем стихотворение о нашем крае. Давайте его послушаем.
Ребенок:
Приморский край родной для нас.
Мы здесь живем и здесь растем…
Богат, красив, многообразен,
Так разноцветен и прекрасен!
Ребята, всё о чём мы будем с вами говорить постарайтесь внимательно слушать и запоминать в конце мероприятия будет викторина. Будут выявлены знатоки заповедников по классам.
Учитель : Богата и разнообразна природа нашего края. Но многие растения и животные находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей) Такие исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу
. Какую? (Красную книгу).(Показ) Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.
На территории Приморья в Красную книгу занесены ( Амурский тигр, дальневосточный леопард, утка – мандаринка, уссурийский безлёгочный когтистый тритон, орёл – беркут, гигантская бурозубка).
Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого в нашем крае созданы заповедники.
Сколько в Приморье заповедников (6 заповедников) Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Они созданы для сохранения и изучения растительного и животного мира.
Учитель : Первый заповедник, в который я вас сейчас приглашаю – Сихоте – Алинский.-1935 год. Это самый большой заповедник на территории нашего края. Я предлагаю проверить ваши знания и отгадать загадки об обитателях этого заповедника.
1.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Как огонь его шкура горит,
Весь белыми пятнами зверь тот покрыт. (Олень)
Видов копытных обитает в Приморье 6- лось, пятнистый олень, кабарга, кабан, косуля, горал).
2.Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет. (Утка с утятами)
утка Мандаринка устраивает гнездо и высиживает птенцов в дуплах деревьев Мандаринка, самая декоративная, количество яиц от 6-12).
3.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждать человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)
4.Весной цветет, летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает. (Кедр)
Кедр могучее дерево .Около 200 животных кормит животный мир своими орешками.
А нам пора двигаться дальше. Сейчас мы отправимся в Лазовский заповедник имени Л.Г, Капланова 1937 год. Ребята, скажите, пожалуйста, кто изображен на эмблеме Лазовского заповедника? ( Тигр.)
Учитель : Тигр – хозяин тайги. Большой хищный зверь. Его охраняют в Лазовском заповеднике. Немногие люди могут увидеть его в природе.
4 вида диких кошек обитает в Приморском крае, --амурский тигр, дальневосточный леопард, рысь, амурский лесной кот.
Учитель : Продолжаем путешествие. Наш путь лежит в Уссурийский -1932 год . Заповедник Уссурийский заповедник очень богат растительным и животным миром. Но в заповеднике обнаружены животные, птицы и растения из других стран.
Растение Ясенец пушистоплодный в жаркую погоду может вспыхивать ярким пламенем, если к нему поднести горящую спичку это горящие эфирные масла, ядовиты листья, цветки и плоды).
Отправляемся в Дальневосточный морской 1978 год заповедник. Скажите, пожалуйста, кто находится под охраной в морском заповеднике?
Дети: Краб, гребешок, осьминог, рыбы.
Учитель : Кроме морских обитателей в заповеднике охраняют и птиц. Посмотрите внимательно, кто это?
Детям демонстрируют иллюстрацию с изображением японского журавля.
Дети: японский журавль.
Учитель : В дальневосточном морском заповеднике живут очень красивые журавли..
Едим в заповедник «Кедровая падь» -1951 год. Кедровая Падь - единственный заповедник в России, где постоянно обитает дальневосточный леопард. Самая редкая кошка в мире - численность в природе не более 25 особей. У нее очень сильное тело, длинный хвост и быстрые ноги. Леопард очень опасный хищник. Он очень ловкий, легко и быстро прячется, очень хорошо слышит, очень быстро забирается на деревья, переплывает широкие реки, делает огромные прыжки, может даже перепрыгнуть легковую машину. На ночь леопарды забираются на деревья и спят на ветвях. Единственный враг леопарда - человек. Издавна человек охотился на леопардов из-за красивого меха, и добыча такого зверя считалась доблестью. Но времена меняются, людей становилось все больше, а хищных зверей - меньше. А ведь в природе нет нечего лишнего.
Древесина Берёзы Шмидта дальневосточного дерева столь плотна, что заменяет металл « железная берёза», прочнее чугуна в 3,5 раза, доски не пробивают пули. Живёт до 350 лет.
Учитель : Нам осталось посетить еще один заповедник – Ханкайский.-1990 год.
Учитель: Ребята на территории Ханкайского заповедника, есть озеро Ханка. На озере растут очень красивые и редкие цветы. Как они называются? ( На экране - Лотосы)
Учитель : Мы сегодня побывали в заповедниках Приморского края,.
Вот и закончилась наше увлекательное путешествие по заповедникам Приморского края. Мы поняли, что природа беззащитна перед человекам. Для того чтобы дружба людей и природы стала крепче, предлагаю исполнить песню – хоровод «Дружат дети всей земли» ( исполняют)