Классный час на 1 сентября "Россия - Родина моя"
Цели:
- расширить представление детей о родной стране, о государственных
символах России, Конституции – основном законе страны;
- воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма, уважения к
законам и символам;
- развитие речи, памяти и логического мышления воспитанников.
Оборудование:
плакат с государственной символикой России,
Цитаты:
«… Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна …Родина»
Эпиграф:
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Итак, начнем наш классный час.
Над тобою солнце светит
Родина моя
Ты прекрасней всех на свете
Родина моя
Я люблю, страна, твои просторы
Я люблю твои поля и горы
Сонные озера и бурлящие моря
Учитель: У каждого из нас есть свой дом, семья, близкие, родственники, друзья. Но у всех у нас есть один общий дом – наша страна, которая называется Россия.
Россия - Родина моя, прекрасна ты и многолика
Твои поля, леса, луга и на речной долине блики я восхваляю.
Ребята, с чего начинается Россия?
Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие, ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия не с гор берет начало, а с тебя!
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на классном часе? (Ответы детей - о Родине, о России)
Да, вы абсолютно правы. Сегодня нам важно поговорить о нашей стране и задуматься над тем, как мы сами относимся к своей Родине, как любим её.
Сегодня перелистывая страницы устного журнала, вы узнаете о нашей стране еще больше чем знали. А для этого каждый из вас должен быть внимателен и как можно больше запомнить.
Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)
– Как называется наша страна? (Россия)
Учитель. Сегодня мы пролистаем страницы устного журнала, который называется «Наша Родина - Россия». Каждая страница журнала имеет своё название.
Первая страничка нашего устного журнала называется « Историческая»
Учитель: Россия – это страна, в которой мы живём. Откуда же появилось такое название – «Россия»? Вот об этом пойдет речь в первой страничке устного журнала.
В стародавние времена нашу страну называли Русью. Слово “Русь”, как полагают учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место, страна света, солнца, добрых людей. Русских называли ещё россами, а страну, где они живут, – Россией.
Учитель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. Это наша Родина. Откуда же произошло слово «Родина»?
Послушайте слова. РОД – РОДня – наРоД – приРОДа – РОДина
- Что общего в этих словах? (ответы)
Слово «Родина» произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.
Учитель: Ребята, а что же такое Родина? (ответы детей)
Учитель: Наверное, все это и есть Родина, т. е. родное место.
- За что вы любите свою Родину? (ответы детей: она красивая, большая, живут мои родители и т. д.)
Учитель: А что значит малая Родина?
(Для нас малая Родина – это место где мы родились.
Учитель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Я уверена, что Родина – не только понятие, не только зримый предмет, это ещё и чувство. Чувство уважения, любви, гордости к тому, кто или что тебе дало право иметь Родину…. А это родители, дом, страна. Это мы с вами. От нас зависит, какой быть нашей Родине.
Учитель: Давайте поиграем в игру «Составь пословицу». Я говорю вам первую часть пословицы, а вы договариваете ее:
Где кто родится - там и пригодится.
Жить - Родине служить.
Родина мать, чужбина мачеха.
Родина мать, умей за нее постоять.
Человек без родины – что соловей без песни.
Без любви к человеку, нет любви к Родине.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Вторая страница устного журнала называется
« Природа нашей Родины»
В честь Родины слагали песни и стихи, создавали великолепные картины.
Предлагаю послушать стихотворение и поделиться своими мыслями о нем.
Если скажут слово «Родина», сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной красивый двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна. /
Ну как, красива природа нашей страны? Конечно красива.
Учитель:
- Продолжаем разговор о нашей Родине. В нашей стране очень много больших и маленьких городов. Ребята, а какой город России самый главный, почему? (Москва, потому что это столица).
Третья страничка нашего журнала «Москва - столица нашей Родины».
Учитель: Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания с современными. - Москва – столица России. Это один из самых красивых городов мира. Ребята! Кто из вас был в Москве? (ответы детей)
Что вы знаете о Москве? Какие там есть достопримечательности? Дети перечисляют достопримечательности Москвы: Большой театр, Театр зверей имени В. Дурова, Третьяковская галерея, цирк на цветном бульваре.
- А что является сердцем нашей столицы?
- Сердце страны – главная площадь столицы – Красная.
- Почему она называется Красная?
Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» - означало также «красивый», а еще «главный», «славный», «почетный», «самый дорогой».
Вот и решили люди московские назвать свою самую главную, самую славную и, самую красивую площадь Красной. Было это давно, 300 с лишним лет назад. И в наши дни Красная площадь самая красивая. В дни праздников площадь украшается флагами, шарами. На ней проходят военные парады и гремят салюты.
Четвертая страничка журнала расскажет вам о символах нашей страны.
«Символы России»
Учитель:
С чего начинается Родина?..
Начинается Родина с памяти,
С почитания истоков своих, с герба, гимна, российского знамени,
Уважения заветов святых.
Да, действительно Родина так же начинается и с государственных символов. Это гимн, герб и флаг.
Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Цвета российского флага выбраны не случайно.
Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство;
Синий – небо, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный – героизм, смелость, мужество, сила, это кровь, пролитая за Родину.
Государственный флаг – важный символ страны.
Учитель: А где поднятым можно увидеть российский флаг? (Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, во время праздников )
Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
Учитель: у каждой страны обязательно есть свой герб. ( показываю герб)
Герб – это отличительный знак, эмблема государства. Герб России – двуглавый орёл. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории, символ Солнца, огня и бессмертия. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, одна голова смотрит на запад, вторая на восток, как бы показывая, что государство хоть и большое, но единое.
Наверху у герба – корона. Она обозначает закон. Это значит, что страна живет по своим законам. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан – это Конституция РФ.
На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.
Учитель: а на каких документах вы видели изображение герба?
(Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.)
Учитель: Послушайте, как красиво рассказывается в стихотворении о гербе :
У России величавой на Гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный!
Учитель: Но есть у нашей страны самая главная песня – это гимн.
Что же такое гимн?
Ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия о героической истории народа.
Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков.
А вы знаете когда принято петь гимн? (В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.)
Учитель: Как должен вести себя гражданин, когда звучит гимн страны?
(Его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов).
Учитель: Вот и пролистаны все страницы нашего устного журнала. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – «Родина». Считаю, что Родина - самое дорогое, что дано человеку, а дорогое принято во все времена ценить и беречь.
Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, Это хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё вам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию – Нет России другой.
Большое спасибо за участие в классном часе.