Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»
664009 г. Иркутск, бульвар Рябикова 4В, Тел. (3952) 30-02-35, 30-04-11
E-mail: [email protected], [email protected]
Конспект классного часа
Тема: «Россия – Родина моя»
Класс: 9
Вариант АООП: 2
Автор: Давыдова Д. С.,
классный руководитель
2025 г.
Классный час «Россия - Родина моя»
для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные
обобщить и систематизировать знания детей о России;
закрепить знания о государственных символах страны: флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках.
Развивающие
развивать поисковую активность, навыки взаимодействия с одноклассниками.
Воспитательные
Предварительная работа:
Беседы о родной стране – России;
Знакомство детей с государственными символами России – флаг, герб, гимн;
Знакомство детей с глобусом, нахождении н нем территории России;
Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля
к победе, мужество;
Слушание песен о России, Родине, ее просторах;
Слушание стихотворений, чтение пословиц и поговорок о Родине.
Просмотр иллюстраций с достопримечательностями страны и малой Родины.
Материалы и пособия:
- Гимн, флаг, герб России, портрет президента - Путина В. В., каждому ребенку также предлагается карточка с изображением флага Российской Федерации и текстом гимна;
-карточки с распечатанными словами стихотворений и пословиц;
-техническое оборудование: (ноутбук, медиапроектор, экран для проектора, колонки).
Активизация словарного запаса: страна, государство, Россия, Родина, герб, флаг, гимн, День независимости, достопримечательность, символы, столица, Москва, Кремль, народ.
Ход классного часа «Россия – Родина моя!»
I.Организационный момент.
Цель: мотивация детей.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я бы хотела поговорить с вами о самом важном и ценном для каждого человека, о том, что мы называем самым дорогим и любимым. А что для нас является самым дорогим и любимым (ответы детей: семья, друзья, наша Родина)?
Учитель: Верно, а что же мы с вами называем Родиной?
Ответы детей:
- Место, где родились и живем;
- Наша школа, двор, где находится наш дом;
- Город, где живут наши родители и друзья;
- Наша страна Россия.
Учитель (речь учителя сопровождается слайдами презентации): Все ваши ответы верны, ребята. И сегодня мне бы хотелось посвятить наш классный час нашей великой и любимой стране – России. Каждому ее жителю с детства известно, что ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 ч., пролетев 10 тыс. км. С высоты мы увидим крупные и мелкие реки, огромные города и маленькие поселки, с поезда мы увидим бескрайние поля и леса. И все это и есть наша Родина.
Учитель: А сейчас, я прочту вам небольшую часть из стихотворения Н. Столярова «Прекрасные слова» (Сядьте пожалуйста правильно и внимательно послушайте).
Учитель:
Россия – Родина,
Прекрасные слова,
Звучащие в мотивах
Многих песен,
Им рады наши
Сердце и душа
И мир огромный
С ними интересен.
В них шум берёз,
И шелковистость трав,
В них шорох ветра,
И его беспечность.
Они истории народной
Сотни глав,
Которых путь,
Уходит в бесконечность.
В них слышится
Небесный перезвон,
Под куполом,
У маленькой церквушки.
Мы с ними часто,
Ходим на поклон,
К святым иконам,
К матери старушке.
Учитель: Красивое стихотворение, не правда ли? А кто может мне ответить, какие явления автор ассоциирует с понятием Родина (ответы обучающихся: шум берёз, шелковистость трав, шорох ветра, звон колоколов, песни и т.д.)?
Да, верно, и нужно отметить, что каждый человек любит свою Родину по-своему, и то, с чем он ее связывает в своих воспоминаниях может быть совершенно разным. Но любой гражданин нашей страны должен хорошо знать ее историю, её культуру, обычаи, достопримечательности. И, конечно же, знать ее государственные символы. А вы, ребята, сможете мне их назвать (ответы детей: флаг, герб, гимн)?
Учитель: Молодцы! А теперь давайте проверим, какие важные детали вы знаете о нашей стране еще. Сейчас я предлагаю вам поработать в режиме викторины, прошу обратить внимание на слайд и выполнить наше первое задание. За верные ответы вы будете получать небольшие пазлы фотографии, на которой изображен очень важный объект нашей Родиной. Какой именно, вы сможете узнать, собрав все детали.
II.Основная часть
Задание №1 «Я спрошу, а ты ответь»
Цель: систематизация знаний о России.
1.Как называются люди, живущие в России? (Россияне)
2. Кто является главой Российского государства? (Президент)
4. А как зовут президента нашей Родины? (Путин Владимир Владимирович)
5. Как называется столица нашей Родины? (Москва)
6. Какая денежная единица России? (Рубль)
Учитель: Вы большие молодцы. Но нам пора преступить к новому заданию. Сейчас мы с вами послушаем одну очень величественную музыкальную композицию, а после, вы мне ответите, что это была за песня и какой стране она принадлежит (Сядьте пожалуйста правильно и слушайте внимательно).
Звучит отрывок «Гимна Российской Федерации». Дети встают со своих мест.
Учитель: Кто мне скажет, что это была за песня?
Ученики: Гимн Российской Федерации
Учитель: Правильно! Я заметила, что, едва услышав первые ноты песни, вы поднялись со своих мест, стояли ровно и молчали, что позволило мне убедиться, что вы хорошо знакомы с правилами поведения, когда звучит Гимн. Это самая важная торжественная песня, символ нашей Родины. И к ее прослушиванию каждый россиянин подходит с уважением.
О величии и красоте нашей необъятной страны было сложено и спето множество разных песен. Какие вы можете назвать, ребята? (дети перечисляют свои варианты).
Хорошо, сейчас я предлагаю вам вспомнить и другие песни, вам нужно будет угадать их название, а по возможности – вспомнить и назвать исполнителя. Если не менее 5 песен будут угаданы верно, вы сможете получить еще одну деталь пазла.
Задание №2 «Пой, душа моя родная!»
Цель: расширение представлений о музыкальном достоянии нашей страны.
1 мелодия: «Вперед, Россия!» Олег Газманов
2 мелодия: «Ты неси меня река» гр. Любэ
3 мелодия: «Я - русский» SHAMAN
4 мелодия: «От Волги до Енисея» гр. Любэ
5 мелодия: «Матушка-земля» Татьяна Куртукова
6 мелодия: «Родина моя» Непоседы
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились (дети получают деталь фотографии). Наверное, это было не сложно, поскольку в такой большой и дружной команде – все решается с легкостью. Поэтому, чтобы усложнить вам задачу, я предлагаю вам посоревноваться по группам. Педагог делит обучающихся на две группы.
Задание №3 Аппликация «Народные символы России»
Цель: расширение представлений о народных символах России.
Учитель: Ребята, помимо государственных символов у каждой страны есть такие символы, по которым люди безошибочно узнают ту или иную страну, даже если никогда в ней не были. Такие символы есть и в России.
Догадались о чём речь идёт? (это неофициальные символы России, народные символы). Ваша задача среди множества картинок выбрать российские народные символы и наклеить их на плакат. Каждая группа должна найти народные символы России. И хочу вам напомнить, что, несмотря на работу по группам, зачитываться будет общий результат – выполнив это задание вы сможете получить целых две детали пазла.
Дети садятся за подготовленные столы с атрибутами (плакат, клей, фотокарточки), выполняют задание.
Учитель: Какие же народные символы России вы наклеили (Самовар,
валенки, ромашка, балалайка, берёза, матрёшка, лапти, медведь, кокошник, русская изба)? Ребята, почему эти символы называются
народными (обучающиеся высказываются)?
Их когда-то давно придумал русский народ. За много лет они стали частью нашей любимой Родины, её сердцем и душой. Вы, в очередной раз, отлично справились с заданием и получаете две детали пазла! Я думаю, у вас уже появились догадки о том, что же изображено на фотографии. Но осталась одна последняя и самая важная деталь, а у нас с вами последнее задание.
Ученики возвращаются за свои парты.
III. Индивидуальная работа.
Учитель: Ребята, наверняка вы слышали разные пословицы и поговорки? А можете ли вы вспомнить те, в которых говорится про Родину (дети называют знакомые пословицы или затрудняются с ответом)?
Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, в одиночку.
Учитель раздает каждому ребенку по 1 пословице и поговорке
Учитель: Каждому из вас, я раздала слова к одной из пословиц, вам нужно расставить слова так, чтобы восстановить ее смысл. Первую пословицу для примера мы разберем на слайде презентации, внимание на экран. Как вы думаете, какая пословица может получится из этих слов? (ребята предлагают варианты перестановки слов)?
Слова: Рай, край, сердцу, родной. «Родной край — сердцу рай». (совместная работа учителя и учеников).
Учитель: Вот, видите, это было не сложно! А теперь попробуйте выполнить задание каждый самостоятельно.
Нет в мире краше Родины нашей. (ученик)
Человек без Родины, что соловей без песни. (ученик)
У народа один дом — Родина. (ученик)
Родина — всем матерям мать. (ученик)
Всякому мила своя сторона. (ученик)
И пылинка родной земли — золото. (ученик)
IV. Заключительный этап.
Учитель: Ребята, вы вновь справились с задачей успешно! И теперь, когда наш классный час близится к своему завершению, у нас осталось еще одно задание прежде, чем мы подведем итоги нашего классного часа. Сейчас, когда все части фото у вас на руках, вы можете его сложить и назвать мне, какой же значимый объект нашей Родины на ней запечатлен.
Ученики складывают фотографию из имеющихся деталей. Дают правильный ответ: «Кремль».
Учитель: Абсолютно верно! А кто может мне сказать, в каком городе он находится? (ответ: Москва)
Кремль — это не просто крепость в центре Москвы; это символ силы и величия России! Я поздравляю вас с успешным выполнением последнего задания.
А сейчас я предлагаю завершить наше занятие необычным способом. Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»
Каждый ученик должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет (например: посажу сад, буду строить красивые дома и т.д.).
После выполнения задания дети крепят лепестки на доску (при этом озвучивая написанное).
V. Рефлексия
Ребята, а теперь давайте подведем итоги нашего занятия и вспомним, о чем же мы сегодня успели поговорить (Дети поднимают руки если знают ответ).
Какую тему мы с вами сегодня изучали?
Что было в начале нашего занятия, с каким стихотворением мы успели познакомиться?
Какую песенные композиции мы с вами слушали и угадывали?
Какие пословицы вы сегодня узнали?
Что же такое Родина?
Учитель: Спасибо вам за ответы и хорошую работу на нашем классном часе. Теперь я уверена, что вы многое знаете и уже даже сможете поделиться этими знаниями со своими сверстниками. Желаю вам дальнейших успехов!