Согласовано заместитель директора Кравцова Г.В. ______________________________ «___»________2021г. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА
В 1 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «РУССКАЯ КУЛЬТУРА – НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК МУДРОСТИ»
Классный руководитель Дзюбан Татьяна Сергеевна |
ДОНЕЦК
2021
План-конспект Первого урока
Дата проведения: 01.09.2021
Тема: «Русская культура – неиссякаемый родник народной мудрости»
Цель урока:
развитие и воспитание компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, укоренённого в духовных и культурных традициях народа Донецкой Народной Республики
Задачи урока:
продолжить знакомство обучающихся с традиционной культурой русского народа; рассмотреть материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом русского народа, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
формировать духовно-нравственные качества (доброта, милосердие, сострадание и т. д.);
приобщать обучающихся к отечественным литературе, живописи, музыке, театру и т. д.
Тип урока: урок-викторина.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
1.Организационный этап
2.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я хочу с вами поговорить об очень интересной теме. Эта тема посвящена году культуры в России, так как по приказу Главы ДНР Д.В. Пушилина 2021 год – объявлен годом культуры России
- А что же такое культура, давайте подумаем.
- Ребята, кто из вас любит сказки? (ответы детей)
А танцевать вы любите? а петь песни? (ответы детей)
- А когда мы приходим с вами в картинную галерею, что мы там видим? (картины).
- А ходили ли вы в театр или кино?
Вот всё это и называется – культура.
-Литература
-Искусство
-Музыка
-Театр
-Музеи
-Промыслы
-Архитектура
3.Сообшение темы и задач урока
- Но собрались мы здесь не просто совершить путешествие по России, а окунуться в мир фольклора, традиций, праздников, обрядов. А тема нашего Первого урока звучит: «Русская культура – неиссякаемый родник народной мудрости». Пройдёт он форме викторины.
4.Работа над темой
Станция «Русские народные сказки»
«Узнай сказку по картинке»
«Колобок»
«Маша и медведь»
«Теремок»
«Курочка Ряба»
«Волк и семеро козлят»
«Лиса и журавль»
«Сказочный переполох»
- Ребята, герои русских народных сказок так спешили к Вам в гости, что потеряли части своих имен. Вы должны соединить начало и конец имени сказочного героя.
Баба … Яга
Кощей …Бессмертный
Крошечка … Ховрошечка
Василиса … Прекрасная
Царевна … Лягушка
Финист … Ясный сокол
Сестрица … Алёнушка
Змей … Горыныч
Иванушка … дурачок
Игра-упражнение «Исправь ошибки»
«Петушок Ряба» - «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» - «Маша и Медведь».
«Утки – лебеди» - «Гуси – лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» - «Лисичка со скалочкой».
«Заюшкин теремок» - «Заюшкина избушка».
«Волк и семеро тигрят» - «Волк и семеро козлят».
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка».
«Угадай-ка»
В одной сказке братец не послушал своей сестрицы и превратился в какое – то животное. Какое?
Как Маша из сказки «Маша и Медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке?
Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка.
Оружие, которым пользовались сказочные богатыри.
«Загадки по сказкам»
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
(Царевна-лягушка)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчушку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как дочурку величали? («Снегурочка»)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышка и собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? («Репка»)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь-
Песню мамину пропел.
Кто же всех козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. («Маша и медведь»)
8)Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотенью.
А сказка называется («По-щучьему велению»)
Станция «Пословицы и поговорки»
Продолжите известные пословицы и поговорки
Сделал дело – гуляй смело.
Лучше поздно, чем никогда.
Ученье свет, а неученье – тьма.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Делу время, потехе – час.
Старый друг, лучше новых двух.
Станция «Праздники»
- Узнайте праздник по картинке и расскажите о нём.
Масленица
Ивана Купала
Крещение
Рождество
Пасха
Станция «Культурный я»
1. Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … (кино)
2.Петь, рисовать, лепить искусно
Нельзя прожить нам без … (искусства)
3.Здесь балерины, балероны
Благодарили нас поклоном.
На сцене танцевали чудно,
И в зале было многолюдно.
Спектакля лучше в мире нет,
Чем этот сказочный... (балет)
4.Творчество народное
Для детей – опора
Нельзя народу нашему
Прожить без …(фольклора)
5.Кто очень дружен будет с ней,
Будет вчетверо умней (литература)
6. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)
7. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.(народные промыслы)
8. Ой, звенит она, звенит,
И грустит, и веселит.
С переливами несется,
В душе чувством отзовется (музыка)
5.Подведение итогов
- Помните, что культура России уникальна и необычайно красива. Поэтому нужно относится к ней с уважением и беречь её.
- Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать, знаете особенности русского быта. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.