СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Русский народный обряд"Осенины"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский народный обряд "Осенины" помогает представить учащимся жизнь своих предков в ярком цвете. Они "проживают" их жизнь на классном часе и глубже понимают необходимость изучения народных традиций.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Русский народный обряд"Осенины"»

Фестиваль классных часов

Русский народный осенний обряд «Осенины»

Автор: Турнаева Лариса Валерьевна, Учитель русского языка и литературы МКОУ Балманской ООШ


Цели: 1. Познакомить детей с древними обычаями, связанными с осенним

обрядом «Осенины», сопровождавшим окончание жатвы, уборки

урожая.

2. Воспитывать интерес к народным традициям, песенному наследию

предков.

3. Способствовать развитию познавательной активности путём

знакомства с русским музыкальным фольклором.

4. Приобщить учащихся к изучению народных игр и песен.

Оборудование: компьютер и доска для демонстрации слайдов; фильм-сказка

«Василиса Прекрасная»; серп; 2 снопа; одежда и украшения

для снопа; палка для держания снопа; срезанная кочка для

завивания «бороды»; холщовые рубахи, поголёшки, штаны;

народные музыкальные инструменты: ложки, трещотки,

дудочки, свистульки; каравай; краюха хлеба с солью;

салфетки для раздачи каравая; чай.

Эпиграф к классному часу: Осень красна хлебом,

А зима снегом.

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Знакомство с русским обрядовым творчеством в наши дни приобретает всё большую популярность. И я хочу вас познакомить с одним народным осенним обрядом – Осенины. Осенины – это обряд, прославляющий богатый урожай, призывающий это же изобилие на следующий год. В старину осень встречали трижды:

  1. В Семёнов день(14 сентября) – первые осенины.

  2. На Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) – вторые осенины. Дети помогали взрослым в такие дни убирать овощи, вести обмолот пшеницы, шли в школу. На Богородицу в каждом селе устраивали службу. В народе этот день отмечается праздником урожая, играми, песнями.

  3. На Воздвижение Креста Господня (27 сентября) начиналась капусткина неделя – рубка и засолка капусты, устраивались вечёрки с пирогами. А с Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) готовились к зиме – чинили хаты, запасали дрова. С этого дня заканчивались осенние хороводы, начинались зимние посиделки. И сегодня мы с вами попутешествуем по этому празднику – урожаю.

Учитель. Мы поговорим о самом значимом событии в трудовом календарном круговороте дел – о сборе урожая. Давайте вспомним, для чего проводили обряды и весной, и зимой? Какова их цель? (В Колядках желали хозяевам добра, сытости. Масленичный обряд помогал солнцу поворотить на лето).

Учитель. То есть можно сделать вывод, что суть всех календарных праздников – в ожидании, подготовке, в желании получить «добрый» урожай, ведь от этого напрямую зависела жизнь наших предков. Как вы понимаете выражение «добрый урожай?» (Ответы детей).

(На столе лежит серп)

Учитель. Скажите, ребята? Как называется этот предмет? (Серп).

Учитель. Пользуются ли им в наше время? Почему?

Учитель. Да, ребята, это серп, которым раньше убирали урожай. Перед жатвой серп обязательно «заговаривали», кропя родниковой водой, затачивали, до блеска зачищали. Начало жатвы называлось зажинками. На зажинки – начало страдной поры – сельские женщины выходили как на праздник. К началу жатвы готовили не только трудовой инвентарь, но и чисто прибирали в избе. А иногда и белили. Женщины выходили на поле в чистой одежде и хорошем настроении, что тоже было немаловажно. Посмотрите на эти вещи (демонстрируются холщовые рубахи, штаны и поголёшки). Вот это – рубахи из холста. В таких рубахах было удобно работать в поле – не жарко, свободно. А вот это – поголёшки. Их надевали женщины на ноги. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей). Да, их надевали на ноги для того, чтобы не наколоть ноги травой и уже срезанными колосьями. Подойдите и потрогайте их. Каковы они на ощупь? (Ответы детей). Как вы считаете, ребята, а на каких полевых работах ещё носили такие вещи? (На сенокосе). Каждая крестьянка сжинала горсть ржи и делала из неё для себя пояс. Это был своеобразный оберег. Что такое оберег, кто знает? (Ответы детей). Опоясавшись, женщины приговаривали: «Как матушка-рожь стояла год, так и моря спинушка жать бы не устала». Со взмахов первых серпов пели песни.

(Учащимся показывают отрывок из сказки «Василиса Прекрасная», когда она жнёт рожь в поле и поёт).

Учитель. Песни не только облегчали работу, но и имели магическое значение. По представлениям наших предков, жнивные песни воздействовали на поле, не давая ему «замертветь». Послушайте одну из них.

(Учитель исполняет жнивную песню)

Нивка, Нивка, яровая жнивка, Уйди, туча грозовая,

Уроди пшеницу, рожь и чечевицу У нас нива трудовая.

На поле копнами, Ей зелёною быть,

На столе пирогами. Нам с копночками ходить.

Учитель. На какие песни похожи жнивные песни? (На приговорки, на колядки.) Жнивные песни – это вариант трудовых песен.

Учитель. В начале жатвы традиционно выполняли обряд почитания первого снопа или снопа-«именинника». Первый сноп украшали лентами, цветами. Украшенный сноп торжественно приносили в деревню и он потом хранился до следующего посева. Давайте и мы украсим наш сноп, нарядим его, как именинника.

(Ученики с учителем украшают первый сноп. Остальные учащиеся в это время изучают слова для игры «Где же ты был, мой чёрный баран». Трое учащихся готовят стихи к импровизированному концерту слова, которыми закончится праздник).

С таким красивым снопом ребятишки шли по деревне, шутили и играли. Давайте и мы поиграем.

( Один ученик держит сноп, прикрепленный к палке, приплясывая, а другие играют вокруг него в игру «Где же ты был, мой чёрный баран?»)

- Где же ты был, мой чёрный баран? -2 раза.

- На мельнице, на мельнице, сударь мой Иван. – 2 раза.

- Что ты там делал, мой чёрный баран? – 2 раза.

- Муку молол, муку молол, сударь мой Иван?

- Кто ж тебя выгнал, мой чёрный баран? – 2 раза.

- Всё мельнички-бездельнички, сударь мой Иван.- 2 раза.

- Чем тебя били, мой чёрный баран? – 2 раза.

- Всё палками да скалками, сударь мой Иван. – 2 раза.

- Как же ты плакал, моё чёрный баран? – 2 раза.

- Бе-бе-бе да бе-бе-бе, сударь мой Иван. – 2 раза.

Учитель. Понравилась игра? Молодцы, ребята! А теперь поговорим о последнем дне жатвы. Оканчивая жатву, на сжатом поле катались на спине со словами:

- Нивка, нивка, отдай мою силку!

Я тебя жала, силку потеряла!

Учитель. Пели и думали, что Мать Сыра Земля возвратит им потраченную силу. Восстановить же силу-мочь самой земли (она же тоже устала, выращивая урожай) помогал обряд завивания бороды «козлу». «Козёл» тут упоминался только символически, как олицетворения плодородия. Последняя, ещё не сжатая полоска ржи, часто пропалывалась, завязывалась на корню травой в последний сноп. В середину этой «бороды козла» клали угощение – краюшку хлеба с солью. А давайте попробуем сами «завить бороду козлу».

(Учащиеся стараются «завить бороду козлу». Кладут в серединку краюху хлеба и соль.)

Учитель. А теперь давайте поиграем вокруг этой необычной «бороды». Игра называется «Пошёл козёл дорогою».

  1. Пошёл козёл дорогою, дорогою, дорогою,

Нашёл козу безрогую, безрогую козу.

(Берутся за руки и прыгают).

-Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

  1. Пошёл козёл канавою, канавою, канавою,

Нашёл козу кудрявую, кудрявую козу.

- Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

  1. Пошёл козёл за хатою, за хатою, за хатою.

Нашёл козу лохматую, лохматую козу.

- Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

  1. Пошёл козёл осиною, осиною, осиною.

Нашёл козу красивую, красивую козу.

- Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Учитель. С окончанием всех полевых работ устраивалось пиршество. Как вы думаете, ребята, какое угощение было самым вкусным в этот день на празднике? (Хлеб). Правильно, хлеб, а точнее – каравай! Сопровождался праздник песнями, в которых воспевались жнеи, олицетворяющие народную силу и волю к труду. Праздник сбора урожая – большое и радостное событие. И у крестьян был ещё один обычай, связанный с последним снопом. Его наряжали в сарафан, украшали, а вокруг него водили хороводы. Вот и мы сейчас украсим последний сноп и споём вокруг него песню «Посылала меня мать».

(Учащиеся наряжают сноп и встают вокруг него в хоровод. Желающие разбирают музыкальные инструменты. Один из учащихся по желанию объявляет импровизированный концерт).

- Как у наших у ворот собирается народ.

Все-то с ложками, да с трещотками…

Играют, играют, всех потешают.

(Учащиеся поют песню и сопровождают пение игрой на русских музыкальных инструментах: трещотках, ложках, свистульках, дудочках. Таким образом, реализуется их творческая инициатива в процессе импровизации).

  1. Посылала меня мать, посылала меня мать,

Посылала меня мать яровое жито жать – 2 раза.

  1. А я жито не жала, а я жито не жала,

А я жито не жала – в бороздёнке лежала – 2 раза.

  1. Бороздёнка узенька, бороздёнка узенька,

Бороздёнка узенька, не поместилася – 2 раза.

  1. Летня ночка коротка, летняя ночка коротка,

Летня ночка коротка, я не выспалася – 2 раза.

  1. А я ночь корочу, да а я ночь корочу.

А я ночь корочу, да ещё день прихвачу – 2 раза.

Учитель. Молодцы! Устали, ребята? Спасибо вам, ребята, за прекрасно проведённое время. А вот вам и мой подарок – каравай. Я его испекла сама. Угощайтесь и знайте, что важнее хлеба на столе нет ничего! Уважайте хлеб-батюшку и не забывайте русские обычаи и обряды!

Двое желающих учащихся говорят такие слова:

  1. Осень, осень на порог! 2. Хлебушко, расти!

Осенинщикам – пирог! Времечко, лети!

За наше терпенье До новой весны,

Всем угощенье! До нового лета,

До нового хлеба!

(Учащиеся и гости пробуют угощение и расходятся под народные песни).