Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 г. Навашино»
Классный час с элементами психологического тренинга
«На пороге взросления…»
| Морозова Валерия Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №3 г.Навашино» |
2021-2022 учебный год
-
Тематическое направление методической разработки - духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия «На пороге взросления…».
Тематическое направление методической разработки выбрано не случайно. Одной из приоритетных целей нацпроекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. В Стратегии развития воспитания РФ подчеркивается важность поддержки семейного воспитания, включающего: содействие укреплению семьи; защиту приоритетного права родителей на воспитание своих детей; повышение социального статуса и престижа отцовства и материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания; популяризацию лучшего опыта воспитания в семье; возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий, создание условий для активного участия семьи в воспитательной деятельности образовательных учреждений.
-
Целевая аудитория воспитательного мероприятия – воспитательное мероприятие «На пороге взросления…» разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся 8-9 классов (14-16 лет).
-
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Процесс работы над воспитательным мероприятием является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ.
Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: обучающихся, их родителей, классного руководителя, психолога. Мероприятие удачно «вписывается» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.
Продуктом воспитательного мероприятия станут «Советы, как создать неблагополучную семью», «Как избежать конфликтов в семье», «Открытое письмо «отцов» и «детей»»
-
Цель воспитательного мероприятия: способствование формированию уважения к старшим, сохранению семейных традиций как условия духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
- расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация;
- провести анализ причин возникновения конфликтных ситуаций, попытаться найти методы и способы решения этих проблем;
- способствовать формированию уважительного отношения к своей семье, к родителям;
- формировать коммуникативные компетенции обучающихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.
Планируемые результаты:
Создание оптимальных условий для решения проблем «отцов» и «детей», психологического комфорта и социальной защищённости каждого обучающегося.
Совместная работа всех участников воспитательного мероприятия способствует формированию позитивного опыта участников в воспитательной коллективной деятельности.
-
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Основным видом деятельности в подростковом возрасте является общение. Выбранная нами форма организации воспитательного мероприятия – час общения с элементами психологического тренинга - позволяет учитывать этот фактор, а также психологические особенности учащихся данного возраста и реализовывать системно - деятельный подход в образовании.
Собранные внутри воспитательного мероприятия разнообразные виды деятельности делают его интересным и актуальным для всех участников воспитательного процесса.
Современные информационные и педагогические технологии позволяют вовлечь подростков в коллективно-творческое дело воспитательного мероприятия.
-
Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, педагогика сотрудничества.
Методы формирования сознания: беседа, пример, объяснение.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: кейс-методы, воспитывающая ситуация.
Приемы воспитания: «ролевая маска», творческая деятельность, анкетирование, рефлексия.
-
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
Работа над воспитательным мероприятием состоит из нескольких основных этапов: планирования, организации, проведения мероприятия, подведения итогов и анализа.
Этап планирования:
- определение цели и задач воспитательного мероприятия;
- подготовка воспитательного мероприятия;
- подготовка дополнительных материалов к воспитательному мероприятию.
Этап организации:
- опережающее задание для обучающихся – сценка «В кабинете психолога».
Этап проведения мероприятия:
- подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;
- эмоциональный настрой всех участников мероприятия.
Этап подведения итогов и анализа:
- оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта;
- рефлексия;
- обучающиеся оценивают свою деятельность;
- анализируя работу, классный руководитель определяет: была ли достигнута поставленная цель, решены ли задачи воспитательного мероприятия, отмечаются положительные моменты в работе и то, что вызывало трудности или не получилось, намечаются перспективы развития коллектива.
-
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные).
Кадровые ресурсы: классный руководитель, психолог.
Материально-технические: ПК, проектор, экран, музыкальное оборудование, интернет.
Информационные: сайты: «Дети онлайн», «Растимдетей.рф», «Дети в информационном обществе», «Родители по-умному», портал «Одаренные дети», материалы журнала «Справочник классного руководителя».
-
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Классные руководители 8-9 классов могут использовать методическую разработку «На пороге взросления…» в своей работе с целью формирования уважительного отношения к родителям, старшим родственникам. Можно пригласить на классный час родителей, это поможет создать благоприятную атмосферу, а родителям «взглянуть» на своих детей по-другому.
Ход воспитательного мероприятия
-
Вступительное слово классного руководителя. Мотивационный блок.
Добрый день, мой любимый класс. Я рада видеть всех вас веселыми, счастливыми. Я надеюсь, улыбки на ваших лицах сияют не только от встречи с друзьями и одноклассниками, но и от предвкушения встречи с новыми знаниями. Посмотрите на доску, вы видите дерево. Несмотря на то, что за окном зима, на нем разноцветные листочки. Подойдите, пожалуйста, и выберите себе любой. И в зависимости от цвета, разделитесь на 3 группы. (Дети делятся на группы, а затем выбирают, в роли кого будут участвовать: «отцов», «детей», «экспертов».)
-
Проблемная ситуация «На приеме у психолога».
Классный руководитель: Иногда от вас я слышу фразу о том, что родители вас не понимают, не разделяют ваши интересы, а вы ведь уже совсем взрослые. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в причинах такого непонимания, а некоторые из вас почувствуют, каково быть родителями подростка.
Итак, мы проводим классный час «На пороге взросления…», и в начале я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку «На приеме у психолога».
На прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.
Мама: Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голый живот, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Психолог: Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот, что она рассказала.
Таня: Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»
А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.
Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
-
Интерактивная беседа.
Классный руководитель: Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе.
Как вы считаете, хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
Можно ли назвать их семью счастливой?
Что отравляет отношения?
Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
(Ответы детей)
А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?
(Ответы детей)
Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из-за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
Примерные ответы детей:
Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.
Классный руководитель: Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Примерные ответы детей:
-
Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
-
Получить паспорт, участвовать в выборах президента.
-
Делать, что тебе захочется.
-
Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
-
Иметь много обязанностей.
-
Жить по правилам, выполнять все законы.
Классный руководитель: Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы?
(Ответы детей)
На какой почве чаще всего случаются конфликты?
Примерные ответы детей:
-
Не помогал по дому.
-
Учеба, поведение.
-
Поздно приходил домой.
-
Вредные привычки (курение).
-
Из-за моей компании.
-
Внешний вид (прическа, одежда).
-
Мои поздние возвращения домой.
-
Плохой характер родителей.
-
Из-за денег, покупки вещей.
-
И т. п.
Классный руководитель: Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
-
Информационный блок.
Классный руководитель: Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным, и от былого тепла и понимания остается только пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?
Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений.
Что для этого можно предпринять?
В первую очередь, хорошо знать своих родителей, их жизненный путь, трудности и радости их взрослой жизни.
-
Диагностический блок.
Классный руководитель: Перед вами лежат анкеты «Мои родители» (Приложение 1), заполните их, пожалуйста. (Дети отвечают на вопросы анкеты.)
На все ли вопросы вы смогли ответить? (Дети отвечают)
Чем лучше мы знаем близких нам людей, чем больше вникаем в их судьбу, чем глубже понимаем их взгляды, убеждения, тем сильнее становится наша любовь к ним и крепнет признательность за то, что они для нас сделали.
А родители?
Отец поздравил сына с днем рождения:
«Тебе – семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На прегрешенья взрослых:
На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это».
Конечно, это стихотворение Э.Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой… Какой?
Дети: Отец ничего не знал о жизни сына, его привычках, поступках и т.д.
Классный руководитель: Действительно, в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Разобщенность, даже отчужденность и вражда царят в семьях. У взрослых своя жизнь, и у них нет дела до своих детей.
Отсюда возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не «пилят» и придираются к ним постоянно. Статистика же показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло именно в неблагополучных семьях.
-
Дискуссионный блок.
Классный руководитель:
Задание 1.
Назовите черты, отличающие неблагополучную семью (отдельно дают понятия «Отцы» и «дети»)
Неблагополучная семья – это семья, в которой ее члены не уважают друг друга. Отчужденность. Аморальная семья.
Задание 2.
Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, доверие.
Вопрос: Почему же появляются неблагополучные семьи, каковы предпосылки?
С точки зрения «отцов» («отцы» думают 2-3 минуты, потом отвечают, а «дети» - соглашаются или отрицают).
С точки зрения «детей» (теперь «отцы слушают и соглашаются или отрицают).
Эксперты подводят итоги, в конце классного часа зачитывают в виде «Советов, как создать неблагополучную семью».
Классный руководитель: Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи.
Давайте сейчас подумаем и откровенно скажем, что раздражает друг в друге «отцов» и «детей».
Вопросы (эксперты обобщают ответы):
1. Что больше всего вас раздражает в поколении «отцов» (вопрос «детям») и «детей» (вопрос «отцам)?
2. В чем бы вы хотели походить на «отцов» (вопрос «детям»), «детей» (вопрос «отцам»)?
3. Может ли непонимание поколений вызвать конфликт? (высказываются «отцы» и «дети»)?
4. Проблемы есть. Так что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов? (работают все группы, экспертная подытоживает в конце диспута).
-
Тренинговый блок
Классный руководитель: Сейчас я предлагаю вам истории для обсуждения.
-
У девочки-одиннадцатиклассницы возникли проблемы в общении со сверстниками. И возникла необходимость посоветоваться по волнующему ее вопросу. Девочка обратилась за помощью к отцу. В начале отец оказался в затруднительном положении, но, подумав, они совместно с дочерью нашли верное решение. Позднее отец девочки сказал ее матери, что он был чрезвычайно горд обращением дочери к нему за советом и помощью.
Обучающиеся обсуждают ситуацию и анализируют ее с проекцией на себя.
2. Родители вашего лучшего друга любят хорошо выпить, провести время в шумной компании. Вследствие чего ребенок зачастую остается без ужина, ходит в старых потрепанных джинсах и возникшие проблемы решить ему не с кем.
Ваши взгляды на эту проблему.
Классный руководитель: Если кто-то поступает плохо, неправильно, ему надо помочь исправиться, стать лучше. Больных алкоголизмом папу и маму надо пожалеть. Но не надо становиться такими, как они. Статистика показывает, что дети часто идут по «проторенной семейной дорожке». Социальный сирота хоть и боится пьяных родителей, но все равно их любит. Любовь к маме и папе не нужно искоренять, надо ее поддерживать, но при этом показать состояние родителей как болезнь, из-за которой они наделали много ошибок. За их беспомощность их можно простить. Плохо взрослому или ребенку, если в нужный момент рядом не оказалось того, кто мог бы помочь.
-
Спорные проблемные ситуации. Проблемный блок.
Классный руководитель: Проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту, можно вспомнить очень много. Однако проблемная ситуация – еще не конфликт, а спор – еще не ссора. Как удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинства?
Задание. Найти выход из проблемной ситуации. Задача сторон – убедить друг друга за 2 минуты.
Ситуация 1
Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.
Ситуация 2
Дочь требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ей, что сделать это сейчас нет возможности.
Ситуация 3
Поступив после школьных выпускных экзаменов на платное обучение в высшее учебное заведение и проучившись удачно первый курс, вы встретили ЕЁ или ЕГО. Ваше обоюдное желание жениться вызвало бурное сопротивление родителей: отдельного жилья нет, заработка нет и как же учеба?
Убедите друг друга, что вы («отцы» и «дети») правы.
Эксперты подводят итоги, предлагают примирительный вариант, говорят, кто был убедительнее.
Классный руководитель: Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
-
Творческий блок
Классный руководитель: Ребята, предлагаю вам написать открытое письмо «Идеальные дети – идеальные родители – идеальная семья».
«Дети» составляют портрет идеальных родителей. «Отцы» создают образ идеального ребенка. Эксперты составят портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на экране:
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
На выполнение задания дается 2 минуты.
(Играет музыка, дети обдумывают варианты ответов.)
Послушаем, что же у нас получилось.
(Один из участников каждой группы зачитывает ответы.)
Классный руководитель: Следующее упражнение называется «Воспоминание».
Предлагается вам дать характеристику собственного детства, используя только существительные. Давайте начну я: Детство для меня – это поездка на озеро…
Вопросы:
-
Какие впечатления своего детства вы хотели бы перенести в свою взрослую жизнь?
-
С какими людьми связаны для вас самые светлые воспоминания о детстве?
-
Вы бы хотели остаться в детстве?
-
Что из своих воспоминаний о собственном детстве вы не хотели бы перенести в будущее собственных детей?
-
Заключение
Классный руководитель: Наша встреча подходит к концу. Мы предоставим слово экспертам.
Выступают эксперты.
Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.
-
Рефлексия
Классный руководитель: Возьмите, пожалуйста, листочки от дерева, которые вы выбрали в начале нашего классного часа, напишите на них свои впечатления от мероприятия, прикрепите их на дерево. Пусть оно распустится как весной.
Релаксационный блок
Классный руководитель:
Упражнение-медитация «Мой ребенок в будущем».
Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке… Дышите глубоко и спокойно… Ребята, перенесемся на несколько лет вперед… Через несколько минут появится на свет ваш ребёнок. Вы еще не видите его, но уже представляете, каким он будет… И вот наконец он появился на свет. Перед вашими глазами – ваш крохотный человечек, ваш ребенок. Вы рассматриваете его и пытаетесь понять, на кого он похож, какой у него будет характер… Что он полюбит, а что не примет. Как он будет учиться в школе… Кем будет работать… Главное, каким он будет человеком? Представьте, какой большой и сложный жизненный путь его ожидает. Знайте, что он очень нуждается в вас. Без вашей заботы, участия, терпения, бесконечной любви он умрет… Первый крик… Первый год новой жизни… Детский сад… Первый утренник – и взволнованно сжимается сердце: какой он уже большой! Первое сентября… Букет цветов, новый ранец… Первые оценки…и ощущение, что нет уже той безусловной близости: у него свои интересы, друзья, свой мир… И постепенно малыш превращается в самостоятельного взрослого человека. А вместе с этим незаметно проходит ваша жизнь… И вот позади школа, профессиональная подготовка. Впереди – самостоятельная, отдельная от вас жизнь. Каким он стал, ваш ребенок? Чего достиг? Какие отношения у вас с ним? Кто вы теперь? Как вы себя чувствуете?.. Не спешите с ответом, подумайте… Это уже не далекое будущее, а завтрашний день…